"Обманчивая затяжка"
Предварительный просмотр:
Профилактическое мероприятие для учащихся
Тема: Обманчивая затяжка
Продолжительность 45 минут.
Задачи занятия/тренинга:
- Рассмотреть причины курения.
- Ознакомить с техникой правильного дыхания.
- Способствовать выработке правильного поведения младших школьников при столкновении с табаком.
- Расширить свои знания о вредных последствиях курения.
- Наглядно продемонстрировать действие табачного дыма на легкие курильщика.
Форма работы: работа в группах.
Структура занятия/тренинга:
- Организационный момент.
- Решение ситуаций в группах.
- Определение круга причин, по которым люди курят.
- Иллюзии курения.
- Дыхательные упражнения
- Что происходит при затяжке? (демонстрация курительной машины).
- «Дерево проблем» (тренинговое упражнение).
Ход занятия:
- Организационный момент (деление детей на группы с помощью цветовых карточек).
- Ситуационные задачи.
- Сейчас каждой группе предлагается рассмотреть и решить определенную ситуацию.
Ситуация 1. (участвуют двое мальчиков или две девочки). Представьте, что вы нашли на улице красивую импортную пачку сигарет с несколькими сигаретами. Что вы будете делать?
Ситуация 2. Однажды в детском лагере, во время одного из походов ваш товарищ предложил вам попробовать закурить сигарету. Сам при этом демонстративно закурил, начал рассказывать, как это легко и просто и что ощущает приятное состояние от сигареты. Говорил, что никто не узнает: родители далеко, воспитатели заняты другими заботами. Как вы поступите?
Ситуация 3. Однажды в школьном туалете к вам подошел старший по возрасту ученик и протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал смеяться над вами, говоря при этом, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно. Что вы будете делать в этой ситуации?
По окончанию работы учащиеся предлагают свои варианты и ведется общее обсуждение принятых решений и действий.
3. Определение круга причин, по которым люди курят.
- Вы наверное уже догадались, что сегодня речь пойдет о курении.
- Как вы думаете, почему люди курят?
Дети предлагают свои варианты ответов.
- Иллюзии курения.
- У многих людей есть иллюзии относительно курения.
- Что такое иллюзия?
Иллюзии – искаженное восприятие действительности, обман восприятия, несбыточные надежды.
Иллюзия 1. Курение помогает расслабиться и успокаивает нервы
Иллюзия 2. Проще войти в группу, завязать разговор
Иллюзия 3. Курение – не зависимость: брошу, если захочу
Иллюзия 4. Тот, кто курит, - взрослый
Иллюзия 5. Курение не приносит большого вреда. Родители курят – и ничего
Иллюзия 6. Курение приносит свободу
Иллюзия 7. Курение помогает оставаться стройным
Иллюзия 8. Табак согревает в холодное время
Иллюзия 9. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать
Параллельно с рассмотрением основных иллюзий на доску вывешиваются плакаты с их определением.
- Дыхательные упражнения.
При нормальном дыхании, вдыхая через нос, с закрытым ртом, мы полностью расправляем легкие и наша диафрагма оказывает давление на желудок, и стенка живота выдвигается вперед. Однако большинство из нас дышат неправильно. И в результате поднимается грудная клетка, а легкие не заполняются до полного объема.
Для того, чтобы научить учащегося правильно дышать, рекомендуем продемонстрировать следующие дыхательные упражнения:
- положите руку на живот;
- закройте рот;
- глубоко вдохните через нос. Необходимо внимательно следить за правильностью выполняемых упражнений, т.к. многие учащиеся будут только расширять грудную клетку, в результате чего рука на стенке живота не будет подаваться вперед;
- повторите данное упражнение и объясните учащимся, что им нужно стараться выдвинуть стенку живота вперед;
- при выдохе попросите учащихся собрать губы, как для поцелуя и сделать выдох;
- затем втяните мышцы живота, и вы увидите, что еще большее количество воздуха покинет легкие. Это диафрагмальное дыхание.
Каждое дыхательное движение включает в себя вдох и выдох. Мы вбирает воздух в себя и выдыхаем его. Когда дыхание проходит нормально, то дышим мы через нос, где воздух прогревается, увлажняется и фильтруется через крошечные ворсинки, выстилающие носовую полость и дыхательные пути. Именно поэтому мы чихаем, когда пользуемся чем-то мелко измельченным. Таким образом, организм исторгает из себя инородное тело, попав в дыхательные пути. После того, как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею, которая выстлана мерцательными ресничками, функция которых заключается в фильтрации воздуха. При нормальном дыхании, отфильтрованный воздух поступает через трахею в два бронха, один ведущий в правое легкое, а другой – в левое. Бронхи разветвляются на бронхиолы, которые становятся все тоньше и тоньше. По краям бронхиол расположены альвеолярные мешочки, в которых происходит газообмен. Обычно мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Наше легкое по размеру соответствует футбольному мячу и не имеет мышечной ткани. Мышцей, обеспечивающей работу легкого, является диафрагма, которая расположена под легкими и над желудком.
6. Что происходит при затяжке сигаретой? (демонстрация опыта)
Что необходимо для демонстрации опыта:
- прозрачная пластиковая бутылка из-под моющего средства с колпачком,
- трубка с сигарету длиной 5-7,5 см,
- шарик из ваты,
- пластилин, сигарета (лучше без фильтра),
- спички.
Что необходимо сделать:
- в крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки;
- вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином;
- вставьте ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету – с другого;
- заверните крышку;
- сжав бутылку, выдавите из нее воздух;
- зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.
Вопросы из наблюдений:
- Как выглядит ватный шарик после эксперимента?
- Как выглядит бутылка?
- Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?
Проделайте следующее:
- потрите ватным шариком стебель нескольких растений. Посмотрите, что произошло с растениями.
Комментарии к опыту.
- Затягиваясь через рот, курильщик обходит, таким образом, первый рубеж, каким является нос.
- Температура тлеющего табака составляет около 300ºС, при затяжке доходит до 1100ºС, на входе в ротовую полость температура дыма порядка 50-60ºС. Вроде бы не много, но если учесть, что средняя температура тела человека 36,6ºС, то 60ºС создает повышенное температурное воздействие на 23ºС, что можно отнести к экстремальному. Постоянное термическое воздействие нарушает нормальное функционирование и развитие клеток слизистых.
- При вдыхании более 30 канцерогенных веществ вместе со смолой и никотином возникает, первая реакция - кашель, это первая попытка организма избавиться от чужеродных веществ. Однако если продолжать курить, мерцательные реснички, которые раньше колебались с частотой 900 раз в минуту, замедляют колебания. При длительном раздражении реснички отмирают. Расположенные под слоем ресничек, клетки начинают усиленно вырабатывать слизь, функционирующая как пробка. Для курильщика такое состояние называется хроническим бронхитом.
- Альвеолы, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, до предела увеличиваются в объеме. И так же, как лопается чрезмерно надутый шар, происходит разрыв альвеол. Восстановление разрушенных альвеол в последующем не происходит. Развивается альвеолярная эмфизема.
- «Дерево проблем» (тренинговое упражнение).
Упражнение «Дерево проблем и последствий».
Часть 1. Перед началом упражнения, попросите группу встать, чтобы выполнить физическое упражнение. Дайте следующие инструкции, одновременно выполняя их:
- Используйте свое тело для игры. Представьте, что вы – маленькое семечко: сядьте на корточки и сгруппируйтесь в колечко. Пока я считаю до десяти, начинайте «расти» (вставать), чтобы стать деревом, где руки ветви, а пальцы – фрукты.
- Почувствуйте, как легкий ветерок шуршит листвой, затем поднимается буря, которая постепенно начинает стихать (двигайте пальцами сначала медленно, затем быстро и снова медленно).
- Пусть дерево почувствует себя. Пошевелите корнями (пальцы ног), а затем ветвями (руки) и фруктами (пальцы).
- Теперь представьте, что дерево отравлено. Яд поступает к дереву через корни, проходит к фруктам (пальцы умирают), ветвям (руки умирают), и, наконец, к стволу. Все дерево умирает (инсценировка заканчивается падением актера на пол).
Попросите группу сесть и объясните, что здоровое дерево получает достаточно питательных микроэлементов через корни, но если «фрукты» начинают портиться, это указывает на то, что здесь что-то неладно. Проблема с микроэлементами или отравлением. Мы видим первые очевидные надземные признаки – фрукты, листва, ветви и ствол дерева начинают проявлять признаки заболевания, и указывает на то, что проблема может быть на уровне корней. То же самое происходит в жизни: проблемы, которые ми видим – видимые результаты других проблем и проявляются не сразу, а постепенно и со временем усугубляются и проявляются все больше и больше.
Часть 2. Раздаются цветные карточки в виде различных фруктов и необходимо попросить написать на каждой карточке одно из последствий курения.
Часть 3. Ученикам предлагается в группе составить список последствий. Затем каждая группа называет поочередно по одному последствию. Так составляется перечень кратковременных и долговременных последствий. Идет обсуждение.
Отрицательные последствия курения:
- учащение сердцебиения;
- головная боль, головокружение;
- кашель, першение в горле;
- помутнение сознания;
- слезотечение;
- тяжелый и неприятный запах изо рта
- запах от одежды и волос
- одышка
- слюноотделение
- желтые зубы и пальцы
- прожженные дырки на одежде и коврах
- разбросанные окурки
- меньше денег для покупок других вещей.
- риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, рака легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
- стать парализованным
- снижение чувствительности вкуса и запаха
- морщинистое лицо
- снижение умственной и физической трудоспособности
- формирование конфликтности характера
- грубый голос.
- сокращение продолжительности жизни на 10-15 лет.
Часть 4. Задание: наклеить карточки с последствиями на изображение дерева.
- Ребята, будьте внимательны. Я вам предлагаю наклеить плоды с записями на дерево.
Необходимо сделать паузу и дать уче6никам время обдумать задание и понаблюдать.
Варианты поведения детей:
- наклеивают плоды,
- отказываются это делать.
Задача ведущего: подвести учеников к выводу, что на здоровом дереве не могут расти такие плоды, а если они и выросли, то это дерево уже больно и оно погибнет. И такая закономерность работает и у человека. Очень многое зависит от нас с вами, если мы будем дерево поливать ядами, то оно расти не будет, и пользу приносить тоже не будет. И если мы с вами будем заботиться о себе, о своем здоровье, здоровье окружающих, то наша жизнь будет ярче, интереснее, плодотворнее и длиннее.
Курение помогает расслабиться и успокаивает нервы
Проще войти в группу, завязать разговор
Курение – не зависимость: брошу, если захочу
Тот, кто курит, - взрослый
Курение не приносит большого вреда. Родители курят – и ничего
Курение приносит свободу
Курение помогает оставаться стройным
Табак согревает в холодное время
Курение помогает сосредоточиться и лучше работать