"Обманчивая затяжка"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Профилактическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmanchivaya_zatyazhka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое мероприятие для учащихся

Тема: Обманчивая затяжка

Продолжительность 45 минут.

Задачи занятия/тренинга:

  1. Рассмотреть причины курения.
  2. Ознакомить с техникой правильного дыхания.
  3. Способствовать выработке правильного поведения младших школьников при столкновении с табаком.
  4. Расширить свои знания о вредных последствиях курения.
  5. Наглядно продемонстрировать действие табачного дыма на легкие курильщика.

Форма работы: работа в группах.

Структура занятия/тренинга:

  1. Организационный момент.
  2. Решение ситуаций в группах.
  3. Определение круга причин, по которым люди курят.
  4. Иллюзии курения.
  5. Дыхательные упражнения
  6. Что происходит при затяжке? (демонстрация курительной машины).
  7. «Дерево проблем» (тренинговое упражнение).

Ход занятия:

  1. Организационный момент (деление детей на группы с помощью цветовых карточек).
  2. Ситуационные задачи.

     - Сейчас каждой группе предлагается рассмотреть и решить определенную ситуацию.

Ситуация 1. (участвуют двое мальчиков или две девочки). Представьте, что вы нашли на улице красивую импортную пачку сигарет с несколькими сигаретами. Что вы будете делать?

Ситуация 2. Однажды в детском лагере, во время одного из походов ваш товарищ предложил вам попробовать закурить сигарету. Сам при этом демонстративно закурил, начал рассказывать, как это легко и просто и что ощущает приятное состояние от сигареты. Говорил, что никто не узнает: родители далеко, воспитатели заняты другими заботами. Как вы поступите?

Ситуация 3. Однажды в школьном туалете к вам подошел старший по возрасту ученик и протянул сигарету с предложением попробовать.  Вы отказались. Тогда он начал смеяться над вами, говоря при этом, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно. Что вы будете делать в этой ситуации?

По окончанию работы учащиеся предлагают свои варианты и ведется общее обсуждение принятых решений и действий.

3.   Определение круга причин, по которым люди курят.

- Вы наверное уже догадались, что сегодня речь пойдет о курении.

- Как вы думаете, почему люди курят?

Дети предлагают свои варианты ответов.

  1. Иллюзии курения.

- У многих людей  есть иллюзии относительно курения.  

- Что такое иллюзия?

Иллюзии – искаженное восприятие действительности, обман восприятия, несбыточные надежды.

Иллюзия 1.  Курение помогает расслабиться и успокаивает нервы

Иллюзия 2.  Проще войти в группу, завязать разговор

Иллюзия 3.  Курение – не зависимость: брошу, если захочу

Иллюзия 4.  Тот, кто курит, - взрослый

Иллюзия 5. Курение не приносит большого вреда. Родители курят – и ничего

Иллюзия 6.  Курение приносит свободу

Иллюзия 7.  Курение помогает оставаться стройным

Иллюзия 8.  Табак согревает в холодное время

Иллюзия 9.  Курение помогает сосредоточиться и лучше работать

Параллельно с рассмотрением основных иллюзий на доску вывешиваются плакаты с их определением.

  1. Дыхательные упражнения.

При нормальном дыхании, вдыхая через нос, с закрытым ртом, мы полностью расправляем легкие и наша диафрагма оказывает давление на желудок, и стенка живота выдвигается вперед. Однако большинство из нас дышат неправильно. И в результате поднимается грудная клетка, а легкие не заполняются до полного объема.

Для того, чтобы научить учащегося правильно дышать, рекомендуем продемонстрировать следующие дыхательные упражнения:

  • положите руку на живот;
  • закройте рот;
  • глубоко вдохните через нос. Необходимо внимательно следить за правильностью выполняемых упражнений, т.к. многие учащиеся будут только расширять грудную клетку, в результате чего рука на стенке живота не будет подаваться вперед;
  • повторите данное упражнение и объясните учащимся, что им нужно стараться выдвинуть стенку живота вперед;
  • при выдохе попросите учащихся собрать губы, как для поцелуя и сделать выдох;
  • затем втяните мышцы живота, и вы увидите, что еще большее количество воздуха покинет легкие. Это диафрагмальное дыхание.

Каждое дыхательное движение включает в себя вдох и выдох. Мы вбирает воздух в себя и выдыхаем его. Когда дыхание проходит нормально, то дышим мы через нос, где воздух прогревается, увлажняется и фильтруется через крошечные ворсинки, выстилающие носовую полость и дыхательные пути. Именно поэтому мы чихаем, когда пользуемся чем-то мелко измельченным. Таким образом, организм исторгает из себя инородное тело, попав в дыхательные пути. После того, как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею, которая выстлана мерцательными ресничками, функция которых заключается в фильтрации воздуха. При нормальном дыхании, отфильтрованный воздух поступает через трахею в два бронха, один ведущий в правое легкое, а другой – в левое. Бронхи разветвляются на бронхиолы, которые становятся все тоньше и тоньше. По краям бронхиол расположены альвеолярные мешочки, в которых происходит газообмен. Обычно мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Наше легкое по размеру соответствует футбольному мячу и не имеет мышечной ткани. Мышцей, обеспечивающей работу легкого, является диафрагма, которая расположена под легкими и над желудком.

6. Что происходит при затяжке сигаретой? (демонстрация опыта)

Что необходимо для демонстрации опыта:

  • прозрачная пластиковая бутылка из-под моющего средства с колпачком,
  • трубка с сигарету длиной 5-7,5 см,
  • шарик из ваты,
  • пластилин, сигарета (лучше без фильтра),
  • спички.

Что необходимо сделать:

  • в крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки;
  • вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином;
  • вставьте ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету – с другого;
  • заверните крышку;
  • сжав бутылку, выдавите из нее воздух;
  • зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.

Вопросы из наблюдений:

  • Как выглядит ватный шарик после эксперимента?
  • Как выглядит бутылка?
  • Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?

Проделайте следующее:

  • потрите ватным шариком стебель нескольких растений. Посмотрите, что произошло с растениями.

Комментарии к опыту.

  • Затягиваясь через рот, курильщик обходит, таким образом, первый рубеж, каким является нос.
  • Температура тлеющего табака составляет около 300ºС, при затяжке доходит до 1100ºС, на входе в ротовую полость температура дыма порядка 50-60ºС. Вроде бы не много, но если учесть, что средняя температура тела человека 36,6ºС, то 60ºС создает повышенное температурное воздействие на 23ºС, что можно отнести к экстремальному. Постоянное термическое воздействие нарушает нормальное функционирование и развитие клеток слизистых.
  • При вдыхании более 30 канцерогенных веществ вместе со смолой и никотином возникает, первая реакция - кашель, это первая попытка организма избавиться от чужеродных веществ. Однако если продолжать курить, мерцательные реснички, которые раньше колебались с частотой 900 раз в минуту, замедляют колебания. При длительном раздражении реснички отмирают. Расположенные под слоем ресничек, клетки начинают усиленно вырабатывать слизь, функционирующая как пробка. Для курильщика такое состояние называется хроническим бронхитом.
  • Альвеолы, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, до предела увеличиваются в объеме. И так же, как лопается чрезмерно надутый шар, происходит разрыв альвеол. Восстановление разрушенных альвеол в последующем не происходит. Развивается альвеолярная эмфизема.

  1. «Дерево проблем» (тренинговое упражнение).

Упражнение «Дерево проблем и последствий».

Часть 1. Перед началом упражнения, попросите группу встать, чтобы выполнить физическое упражнение. Дайте следующие инструкции, одновременно выполняя их:

  • Используйте свое тело для игры. Представьте, что вы – маленькое семечко: сядьте на корточки и сгруппируйтесь в колечко. Пока я считаю до десяти, начинайте «расти» (вставать), чтобы стать деревом, где руки ветви, а пальцы – фрукты.
  • Почувствуйте, как легкий ветерок шуршит листвой, затем поднимается буря, которая постепенно начинает стихать (двигайте пальцами сначала медленно, затем быстро и снова медленно).
  • Пусть дерево почувствует себя. Пошевелите корнями (пальцы ног), а затем ветвями (руки) и фруктами (пальцы).
  • Теперь представьте, что дерево отравлено. Яд поступает к дереву через корни, проходит к фруктам (пальцы умирают), ветвям (руки умирают), и, наконец, к стволу. Все дерево умирает (инсценировка заканчивается падением актера на пол).

Попросите группу сесть и объясните, что здоровое дерево получает достаточно питательных микроэлементов через корни, но если «фрукты» начинают портиться, это указывает на то, что здесь что-то неладно. Проблема с микроэлементами или отравлением. Мы видим первые очевидные надземные признаки – фрукты, листва, ветви и ствол дерева начинают проявлять признаки заболевания, и указывает на то, что проблема может быть на уровне корней. То же самое происходит в жизни: проблемы, которые ми видим – видимые результаты других проблем и проявляются не сразу, а постепенно и со временем усугубляются и проявляются все больше и больше.

Часть 2. Раздаются цветные карточки в виде различных фруктов и необходимо попросить написать на каждой  карточке одно из последствий курения.

Часть 3.  Ученикам предлагается в группе  составить список последствий. Затем каждая группа называет поочередно по одному последствию. Так составляется перечень кратковременных и долговременных последствий. Идет обсуждение.

Отрицательные последствия курения:

  • учащение сердцебиения;
  • головная боль, головокружение;
  • кашель, першение в горле;
  • помутнение сознания;
  • слезотечение;
  • тяжелый и неприятный запах изо рта
  • запах от одежды и волос
  • одышка
  • слюноотделение
  • желтые зубы и пальцы
  • прожженные дырки на одежде и коврах
  • разбросанные окурки
  • меньше денег для покупок других вещей.
  • риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, рака легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
  • стать парализованным
  • снижение чувствительности вкуса и запаха
  • морщинистое лицо
  • снижение умственной и физической трудоспособности
  • формирование конфликтности характера
  • грубый голос.
  • сокращение продолжительности жизни на 10-15 лет.

Часть 4.  Задание: наклеить карточки с последствиями на изображение дерева.

- Ребята, будьте внимательны. Я вам предлагаю наклеить плоды с записями на дерево.

Необходимо сделать паузу и дать уче6никам время обдумать задание и понаблюдать.

Варианты поведения детей:

- наклеивают плоды,

- отказываются это делать.

Задача ведущего: подвести учеников к выводу, что на здоровом дереве не могут расти такие плоды, а если они и выросли, то это дерево уже больно и оно погибнет. И такая закономерность работает и у человека. Очень многое зависит от нас с вами, если мы будем дерево поливать ядами, то оно расти не будет, и пользу приносить  тоже не будет. И если мы с вами будем заботиться о себе, о своем здоровье, здоровье окружающих, то наша жизнь будет ярче, интереснее, плодотворнее и длиннее.

Курение помогает расслабиться и успокаивает нервы

 Проще войти в группу, завязать разговор

Курение – не зависимость: брошу, если захочу

Тот, кто курит, - взрослый

Курение не приносит большого вреда. Родители курят – и ничего

  Курение приносит свободу

Курение помогает оставаться стройным

Табак согревает в холодное время

Курение помогает сосредоточиться и лучше работать