"Ненависть и любовь к себе"
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа
Занятие – практикум
Ненависть и любовь к себе
Цель: способствовать принятию подростками самих себя, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию.
Ход занятия:
Вводная часть – «Мой автопортрет»
- Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Но мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу.
Задание «Автопортрет вашего «Я»: для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой Я?».
Здесь же ответьте на него... двадцать раз (Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «учитель», а также образные выражения - метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот»).
Ученики 5 – 10 мин.
- То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый вопрос «Кто я?», - автопортрет вашего «Я». Поговорим о нем.
Ученик по желанию зачитывают результаты своей работы.
Основная часть.
- Все, даже самые оригинальные, можно разделить в три группы:
- характеристика социального «Я» - наша включеность в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности, роди: «человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» - это лишь краткий перечень ролей.
- Сколько характеристик этого типа в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ (3 мин.)
Отвечая на вопрос «Кто я»?, вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т.д. Есть ли в вашем «Я» - образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они, по преимуществу, положительные. Сколько их, подсчитайте.
характеристика физического «Я» - Наше «Я» не просто заключено в физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии.
- А теперь проанализируем ваш собственный автопортрет. Подсчитайте и запишите ответ (3 мин).
психологического «Я» - набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.
- Доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рисковый... Русский язык невероятно богат словами, позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе? Подсчитайте и запишите ответ (3 мин).
Уникальность человека
- Образ внутреннего мира каждого из нас - уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других - психологические, у третьих - физические. Важно еще отметить следующее: одни и те же характеристики могут входить в образ «Я» разных людей, но при этом эмоционально они их оценивают по-разному. Например, один человек охарактеризует себя как «улыбчивого и отходчивого» и испытает при этом внутреннее удовлетворение. А другой даст себе такую же характеристику и почувствует дискомфорт и раздражение.
- Вернемся к списку из двадцати характеристик «Я» и выполним еще одну процедуру. Она поможет вам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриваться вами и как положительная, и как отрицательная. Каких качеств в вашем «Я»-образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак: «+» или «–». Важно, чтобы это была ваша личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой (3 мин.)
- Что же получилось в результате? Каких характеристик - положительных или отрицательных - больше в образе вашего «Я»?
Образ внутреннего мира - это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.
У кого-то образ «Я» в целом окрашен позитивными эмоциями, человек принимает свое «Я» (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего «Я». Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств. От этого зависит любим мы себя или ненавидим.
Человеку очень важно знать, из каких характеристик состоит его образ «Я», но не менее важно для него осознавать эмоциональную привлекательность этих характеристик. Эмоционально положительная оценка своего «Я» означает самопринятие.
- Какими словами может быть выражено самопринятие?
- «Я нравлюсь себе»,
- «Я себе симпатичен»,
- «Во мне много хорошего, больше, чем недостатков» и т.д. Или просто: «Я - хороший». Хороший, несмотря на....
Релаксационное упражнение.
- Да, все мы разные. Но можно ли дать какой-то общий совет? Какой образ «Я» считать «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает «правильного» внутреннего мира. Но бывает гармоничное и негармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает такой образ «Я», в котором нашлось место всем трем видам характеристик без явного перекоса в сторону какого-либо одного из них и в котором больше эмоционально принимаемых характеристик.
Декларация моей самоценности (по Вирджинии Сатир)
Я - это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были - тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.