«Мои жизненные ценности»
Предварительный просмотр:
Психопрофилактическое мероприятие для старшеклассников
Тренинговое упражнение «Мои жизненные ценности»
Цель:
- способствовать размышлениям учащихся о «жизни», «смысле жизни» и «своем предназначение»;
- содействовать правильному выбору жизненного пути;
- воспитывать чувство ответственности за свои решения и поступки.
Ход занятия:
- Учащимся в течение нескольких минут предлагается подумать и запитать на отдельных карточках семь своих ценностей.
- Выложить все карточки с ценностями перед собой и следовать правилам участия: каждый участник должен обязательно отдавать по одной ценности в процессе упражнения.
- Погружение. Психолог: До нашего времени дошла из средневековья западноевропейская легенда о Чаше Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. Грааль выполняет роль рога изобилия, исцеления. Единственным человеком, которому удалось добыть Грааль, считается святой рыцарь Галахад. Хранится она в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Это прекрасный и таинственный символ вечного поиска, символизирует мир и телесную природу человека. И поиск символической Чаши Грааля есть поиск собственного «Я».
- Я предлагаю вам отправиться в путь на поиски этой Чаши Грааля.
- Вы в пути несколько дней и запасы пищи иссякли. Силы покидают вас. Чтобы получить еду вам необходимо отдать одну ценность. (Участникам предлагается 1 мин., чтобы обдумать свой выбор и отложить в сторону одну ценность).
- Мы продолжаем путь и встречаем на своем пути разбойников, которые хотят лишить незнакомого вам человека жизни. Вы можете его спасти, если отдадите выкуп – одну из ваших ценностей. (Участник может отдать одну ценность, если посчитает нужным, спасти человека. Тогда карточка откладывается в сторону к первой карточки).
- На вашем пути – пустыня. Несколько дней вы идете по ней и вас мучает жажда. Что бы вы получили воду и пополнили свои силы вам необходимо отдать одну ценность. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек. и они откладывают карточку с ценностью к тем отложенным).
- Следующей преградой на вашем пути выступает широкая река, на столько широкая, что вам понадобиться плот. За получения плота – вам потребуется расстаться с одной из ваших ценностей. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек. Они откладывают карточку с ценностью к отложенным).
- Переплавившись через реку, на вашем пути встает непроходимый лес. Чтобы через него пройти вам необходимо отдать еще одну ценность. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек. Они откладывают карточку с ценностью к отложенным).
- Следующей преградой, которую вам надо преодолеть на нелегком пути к святой цели – глубокий ров. Где необходимо отдать еще одну ценность. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек. Они откладывают карточку с ценностью к отложенным).
- И вот ваша цель близка, но вас постигают разбойники и требуют выкуп. Узнав, что вы спали человека, они возвращают вам все ваши ценности и даруют жизнь. А тем кто не спас человека – придется расстаться с ценностью.
- Обсуждение. Необходимо спросить
- о тех чувствах, которые учащиеся испытывали во время упражнения (расставания с ценностями, возвращение ценностей);
- что происходило с ними когда они обдумывали и записывали свои ценности;
- какие ценности они определили (Учащиеся по желанию рассказывают о своих ценностях);
- Необходимо определить какая из ценностей осталась у учащихся, что для них является самым важным в жизни;
- была ли среди всех ценностей самая главная ценность – ЖИЗНЬ. Обсудить значимость жизни и места всех ценностей человека в его жизни;
- что придает ценность вашей жизни.