«Крутой» или уверенный в себе
Предварительный просмотр:
«КРУТОЙ» ИЛИ УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ
Цель: формирование адекватной социальной позиции, чувства уверенности; снизить уровень тревожности.
Оборудование:
- Изображения уверенных и неуверенных в себе людей (например, ученик у доски, артист на сцене);
- Карточки по числу учащихся с текстом «Десять главных заповедей неудачника»;
- Стихотворение Р. Киплинга «Если» (в переводе С.Я. Маршака);
- Тест «Насколько вы уверены в себе?».
Ход занятия:
- Вводная часть. Актуализация знаний о признаках уверенного и неуверенного поведения.
Учащимся предлагается продолжить фразу «Я уверен в себе, если...», «Я не уверен в себе, если...». В высказываниях учащихся подчеркиваются внутренние признаки уверенности (спокойствие, наличие успешного опыта поведения при сходных обстоятельствах, поддержка окружающих, убежденность в своей правоте). При демонстрации изображений уверенных людей обращается внимание на внешние признаки уверенности (раскованная поза, спокойные жесты), напоминается о темпе речи и интонациях.
Делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.
- Основная часть
Формирование представлений о способах приобретения уверенности в себе и различиях между уверенностью и «крутизной».
Учащимся предлагается из «Десяти главных заповедей неудачника» сделать инструкцию «Как стать уверенным в себе». Для этого класс делится на группы по 3 - 5 человек, после обсуждения каждая группа предлагает свой вариант переформулировки каждой заповеди - лучшие варианты записываются на листе. Подводя итог упражнения, желающие зачитывают получившуюся инструкцию, а учитель - стихотворение «Если».
Доска делится на две части. На одной записывается определение уверенности, на другой - определение «крутизны», предложенное учащимися. Последнее определение они дают, перефразируя определение уверенности, например: «Крутизна - основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Учитель напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает учащимся по аналогии описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Учащимся предлагается вспомнить (но не говорить вслух) кого-либо, ведущего себя таким образом. Затем ответить, почему этот человек старается так выглядеть. Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», если на самом деле он не уверен в себе.
Отработка личной стратегии уверенного поведения. Учащимся предлагается разработать в соответствии с инструкцией «Как стать уверенным в себе» тактику уверенного поведения в типичной ситуации («Ты - на экзамене», «Ты - в малознакомой компании» и т.д.).
Для осмысления полученного опыта учащиеся продолжают фразу «Уверенный - это тот, кто...», «Крутой» - это тот, кто...».
- Заключительная часть. Выполнить тест «Насколько вы уверены в себе?», обработать его с помощью ключа и решить, нужно ли пользоваться выработанными на занятии рекомендациями.
Приложение
Тест: Насколько вы уверены в себе?
(Прихожан А.М., 1997)
1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:
- поищете удобный случай для выяснения отношений (а);
- перестанете с ним общаться и будете избегать встреч (б).
2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:
- громко протестуете (а); молча пытаетесь пробраться вперед (б);
- ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, входите сами (е).
3. Собеседник отстаивает точку зрения, противоположную вашей. Вы:
- не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его (б);
- отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других (д).
4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
- стоите у двери и ругаете себя за опоздание (б);
- без колебаний направляетесь в первый ряд (д);
- долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд (е).
5. Согласны ли вы с таким мнением, что окружающие часто используют вас в своих интересах:
- нет (д);
- да (е).
6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:
- нет (д);
- да (е).
7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:
- нет (б);
- да (в).
8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:
- нет (д);
- да (е).
9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:
- нет (б);
- да (в).
10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:
- используете эту возможность (д);
- не используете (е).
11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:
- под любым предлогом избегаете этого (б); звоните без колебаний (в);
- звоните после долгих, мучительных колебаний (е).
12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:
- молча переживаете (б);
- спорите с преподавателем по поводу этой оценки (г).
13. Вы не понимаете объяснений. Вы:
- не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым (б);
- спокойно зададите вопрос сразу после объяснений (в);
- зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине (г).
14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:
- долго терпите, а затем срываетесь на крик (б);
- вежливо просите их перестать разговаривать (в);
- молча терпите (е).
15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:
- глотаете про себя обиду (б);
- даете ему отпор (д).
16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:
- очень трудно, не знаю, что сказать (б);
- легко (в);
- начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений (г).
17. Умеете ли вы торговаться:
- да (а);
- нет (б).
18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:
- да (б);
- нет (д).
19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:
- не знаете, что сказать в ответ (б);
- благодарите за похвалу (д);
- ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность (е).
20. При хорошем знании предмета, какой экзамен вы предпочтете сдавать:
- устный (а);
- письменный (б);
- мне все равно, это не повлияет на мой ответ (в).
Теперь подсчитаем полученные баллы. Ответ «а» - 3 балла, «б» - 0 баллов, «в» - 5 баллов, «г» - 2 балла, «д» - 4 балла, «е» - 1 балл. Определите общую сумму.
Интерпретация результатов
Менее 12 баллов - сильная неуверенность в себе;
12 - 32 балла - низкая уверенность в себе,
33 - 60 баллов - средний уровень уверенности в себе;
61 - 72 балла - высокая уверенность в себе;
более 72 балов - очень высокий уровень уверенности в себе.
Киплинг Р. «Если», фрагмент (перевод С.Я. Маршака)
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым тебя не назовешь.
…И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвлю не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля – твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты – человек!
Десять главных заповедей неудачника
(Прихожан А.М.. 1997).
1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).
2. Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.
3. Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.
4. Выбери одно из двух - или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное - не обращай внимания на то, что в действительности происходит.
5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.
6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них как к своему личному достоянию.
7. Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?» и никогда «Что делать?».
8. Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.
9. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю твою дальнейшую жизнь.
10. Избегай любви к себе!