"Ковер мира"
Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kover_mira_profilaktika_konfliktov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психопрофилактическая работа с подростками
Ковер мира
Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними
Цель: рассмотреть механизм обратной связи и научить принципам и правилам трансляции обратной связи.
- Вон человек, что скажешь ты о нем?
Ответил друг, плечами пожимая:
- Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?
- Вон человек, что скажешь ты о нем?
-Спросил я у товарища другого.
- Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?
Расул Гамзатов
Вводная часть
Упражнение «Цвет»
Оно может служить настройкой на занятие, посвященное обратной связи.
Инструкция. Вы, наверное, замечали, что иногда мы, говоря о нашем состоянии и настроении, используем цвета. Сейчас в течение 30 секунд в полной тишине мы будим настраиваться, пытаясь почувствовать настроение соседа слева, а потом попробуем обозначить его цветом.
Анализ
• Почему именно такой цвет обозначал то или иное состояние и настроение?
• Что помогало почувствовать настроение другого?
• Что мешало почувствовать настроение другого?
Упражнение «Комплименты»
Инструкция. Как часто мы с вами говорим комплименты друг другу? Сейчас у нас будет возможность это сделать! Каждый из нас, по очереди, будет говорить комплимент своему соседу справа.
Анализ
• Как вы себя чувствовали, когда вам говорили комплименты и когда их говорили вы?
• Удалось ли отразить в комплименте уникальность и положительные качества именно того человека, к которому комплимент был обращен?
Основная часть
Работа в парах - 1
Инструкция. Разделитесь, пожалуйста, на пары и сядьте так, чтобы вам было удобно общаться. Одному из участников в каждой паре я сейчас дам карточку, на которой описана ситуация. (Например: «Ваш друг не дал вам переписать контрольную работу - ваша реакция: вы разозлились на него, обиделись».) У вас будет 3 минуты, чтобы подумать, как инсценировать данную ситуацию.
Теперь, каждая пара будет разыгрывать свою ситуацию, а все остальные участники группы будут в этот момент наблюдателями. Будьте внимательны!
Анализ
• Что каждый из вас чувствовал во время проигрывания ситуации? С чем это связано?
• Какие чувства возникли, когда вы были зрителями?
• Как вы давали обратную связь?
• Удалось ли конструктивно дать обратную связь?
• Если нет, то почему? Что можно сделать лучше?
Работа в парах - 2
Участникам дается та же инструкция, но теперь работа происходит в парах одновременно, с использованием правил трансляции и получения обратной связи (этим правилам предварительно можно посвятить дискуссионное занятие, урок, тренинг).
Анализ
• Вспомните ситуацию № 1.Что-то изменилось?
• Что вам мешало и что помогало?
• Получилось ли ваше общение более продуктивным?
Упражнение «Волшебный стул»
Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.
Инструкция. В нашем кругу сегодня есть место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания. Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи, тому, кто сидит на «волшебном» стуле, - внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?
Анализ
• Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?
• Что удивило?
• Удалось ли вам следовать правилам?
• Хотите ли дать обратную связь группе?
Упражнение «Картинки»
Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника всей группе.
Инструкция. Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное - то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.
А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди будет презентовать свой рисунок, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.
Анализ
• Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?
• С чем вы согласны, а с чем нет?
• Что показалось неожиданным?
«Рассказ»
Инструкция. Возьмите, пожалуйста, листочки и ручки и напишите свои имена и фамилии. Теперь сложите их в этот мешочек. Сейчас каждый из вас вытащит по одному листочку, и о человеке, чье имя написано на листочке, вы напишете короткий рассказ, стараясь рассказать как можно точнее о его внутренних качествах, особенностях.
Затем все рассказы мы соберем в одну стопку, перемешаем, и я зачитаю их. Ваша задача - отгадать, о ком идет речь.
Анализ
• Сложно ли было написать рассказ? Почему?
• Что помогало догадаться, о ком идет речь?
• Что удивило?
• Что очень точно было отражено в рассказе?
• Удалось ли воспользоваться правилами получения и передачи обратной связи при выполнении этого упражнения?
Упражнение «Афоризмы»
Инструкция. Каждому из вас я раздам небольшой листочек, где написано высказывание какого-то человека. Ваша задача - внимательно прочитать высказывание, которое попало вам в руки, и подумать, а затем озвучить и обосновать, о ком из группы может идти речь. Затем все остальные тоже предполагают, о ком идет речь, и кто хочет, говорит свое мнение. Афоризм будет отдан тому, кто вызвал у участников больше всего ассоциаций. В итоге у каждого должен оказаться один такой листочек.
Анализ
• Почему те или иные пословицы вы относили к человеку?
• Что удивило?
• С чем согласны или не согласны?
• Удалось ли воспользоваться правилами получения и передачи обратной связи при выполнении этого упражнения?
Правил приема обратной связи не так много, но это не делает его более легким, а даже наоборот - усложняет. Давайте вкратце рассмотрим эти правила.
• Необходимо выслушать обратную связь до конца, не интерпретируя слов собеседника и не выстраивая систему контраргументов в процессе слушания.
• Важно попытаться осмыслить и вернуть ее говорящему своими словами. Таким образом мы даем собеседнику понять, что услышали его, и проясняем те моменты, которые остались недопонятыми.
• Надо всегда помнить, что обратная связь - мнение одного человека, которое не интегрирует отношения всего вашего окружения к вам. Его восприятие ваших поступков исключительно субъективно и, соответственно, может быть неполным. Не стоит спорить с ним и доказывать обратное, ведь он имеет право на свою собственную точку зрения, собственные чувства и эмоции.
• Ситуация получения обратной связи еще не является сигналом к незамедлительным внутренним изменениям и коррекции поведения. Человек, выслушавший обратную связь, не обязан ей руководствоваться, он может принять ее к сведению, а может и вовсе не воспользоваться. Обратная связь - не средство воздействия, а способ взаимодействия.
• Часто необходимо помочь партнеру решиться на обратную связь, дать ему возможность почувствовать вашу готовность выслушать все, что он хочет вам сказать.
Возможные афоризмы для упражнения
Серая скука, и страх, и злоба - вот причины того, что жизнь столь коротка. Р. Бах |
Чем выше летает чайка, тем дальше она видит. Р. Бах |
Наши поступки подобны строчкам буриме: каждый связывает их, с чем ему заблагорассудится. Ф. Ларошфуко |
Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно. А. Рюноскэ |
Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему. Плутарх |
Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Н. Макиавелли |
Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр |
Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле. Н. Макиавелли |
Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ф. Ларошфуко |
Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится. Ф. Ларошфуко |
Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. |
Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. Ф. Ларошфуко |