"Доброе слово"
Предварительный просмотр:
Доброе слово
Материалы и оборудование: изображения грустного и веселого лица, лепестки с написанными фразами негативного общения, чистые лепестки, ручки на каждого участника, цветные мелки для надписей на доске.
Ход занятия:
1. Приветствие
В кругу. Каждый, обращаясь к стоящему справа, называет его по имени и произносит фразу: «Я приветствую тебя и рад с тобой общаться».
2. Упражнение-разминка «Аргентинский дождь»
В кругу. Поочередно участники повторяют за ведущим действия (потирание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол), при этом нельзя произносить ни слова. В итоге неодинаковые действия всех участников группы приводят к необычному звуку «аргентинского дождя».
3. Упражнение-активатор «Слон, пальма, крокодил»
В кругу. Психолог называет одно из слов (слон, пальма, крокодил) и при этом называет имя кого-либо из ребят. Тот, кого назвали, с помощью соседей изображает то, что назвали. (Слон - участник левой рукой берет себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседи изображают уши. Пальма - руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил - руками изображает пасть, соседи - ветви.) Затем ведущий называет следующего участника и дает ему задание.
Дети усаживаются за парты.
4. Задание: найти объединяющее слово
На доске слова: дружелюбие, отзывчивость, сердечность (дети называют слово «доброта»); воздействие, взаимодействие, понимание друг друга («общение»).
Ведущий. Что получилось? (Доброе общение.)
5. Информирование
Психолог. Вы все слышали такие выражения: «позитивное мышление», «позитивные чувства», «позитивный настрой». Сегодня мы будем говорить о позитивном общении. Какой смысл несет слово «позитив», что оно обозначает? (Ответы детей.)
Есть ли слово, противоположное по значению? В какой трудовой области оно часто звучит? Что оно обозначает? (Ответы детей. Эти понятия записываются на доске.)
Что обозначает выражение «позитивное общение»? (Ответы детей.)
Доброжелательное общение - это общение, при котором мы принимаем своего собеседника.
Давайте сравним. Вот я произношу фразы: «Ты опять не выполнил домашнее задание!» и «Ты опять не выполнил домашнее задание, почему?» Какое общение было сначала, какое потом? (Ответы детей: негативное и позитивное. Эти понятия записываются на доске, образуя два столбика.)
Какие чувства мы испытываем, когда слышим первую фразу и когда слышим вторую фразу? (Ответы детей: при негативном - оскорбление, унижение, злость, тревога и др., при позитивном - приятно, спокойствие, удовлетворение и др. Под понятиями записываются названные детьми чувства.)
Чем отличается позитивное общение от негативного? (Ответы детей: чувствами, мимикой, жестами, интонацией. Записываю на доске.)
6. Индивидуальная работа
Психолог. Сейчас мы будем тренироваться переделывать негативные сообщения в позитивные.
Эй ты, иди сюда! (Нег.)
Денис, подойди, пожалуйста, ко мне. (Поз.)
Быстро начинай мыть пол, ты дежуришь! (Нег.)
Олег, сегодня твое дежурство (Поз.) И т.д.
Какое общение идет легче: позитивное или негативное? Почему? (Ответы детей.)
7. Работа со словами
На доске - плакат с позитивными качествами: приветливость, тактичность, умение понимать, дружелюбие, умение слушать, отзывчивость, мудрость, терпимость.
Психолог. Обратите внимание на доску. Прочитайте и назовите качество, которое кажется вам необходимым для позитивного общения. (Дети называют, объясняют свой выбор.) Обладаете ли вы такими качествами? Можно ли назвать позитивное общение «чистым», как родник, а негативное «грязным», как болото?
8. Групповая работа
Обращаю внимание детей на доску (изображение грустного лица, вокруг которого негативные фразы на лепестках). Надо ответить, какие чувства отражаются на этом лице, и сделать так, чтоб негативное общение стало позитивным.
Детям на «лепестках» предлагаются негативные фразы, они их переделывают и записывают на чистых «лепестках», которые прикрепляются на доску вокруг веселого лица.
Психолог. Ребята, вы негативное общение поменяли на позитивное, и одновременно с этим поменялись чувства (изображение веселого лица, вокруг которого позитивные фразы). Какой вывод мы можем сделать, исходя из всего сказанного на занятии? (Ответы детей.)
Обобщение:
- Прежде чем что-то сказать, нужно подумать, как ты это будешь делать.
9. Завершение занятия. Рефлексия
В кругу. Обсуждается, что понравилось, что было наиболее интересным, какое настроение, что узнали нового.