«А, ну-ка, подсчитай!»
Предварительный просмотр:
«А, ну-ка, подсчитай!»
Цель: познакомить учащихся с «мифическими» представлениями и реальными фактами табакокурения, помочь им научиться различать их.
Ход занятия:
- Сегодня наша встреча будет касаться вопроса здорового образа жизни и пройдет под названием: «А, ну-ка, подсчитай!». А вот как вы умеете считать, мы проверим.
- Упражнение «Коллективный счет» (упражнение позволяет настроить класс на положительное эмоционально взаимодействие).
Инструкция: Сейчас мы с вами будем считать, но немного не обычным способом. Когда я скажу «один», то со своего стула поднимется один человек, когда я скажу «два» - поднимутся двое и т.д., пока не встанут все. Есть несколько условий:
- нельзя договариваться между собой,
- нельзя подниматься по очереди,
- каждый должен подняться хотя бы один раз.
Если встает больше или меньше человек, чем сказано, то мы начинаем все сначала.
- Упражнение «Коробочка». Инструкция: с самого начала встречи на столе стоит цветная коробочка, рядом записка «Нельзя», но в нее заглядывать нельзя. Участники должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке. Далее следует обсуждение: почему ребята вели себя так, а не иначе, чем руководствовались в своем поведении? Трудно ли было не заглянуть в коробочку?
- Нашим поведением движет любопытство, волевое чувство или разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» или «против» чего-либо. Но для того чтобы принять какое-то решение, нужно принять определенную информацию об объекте, в отношении которого нужно принять решение, проанализировать ее, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, все хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.
- Сейчас мы разделимся на три групп:
1 группа – любопытство,
2 группа – воля,
3 группа – разум.
- Как вы думаете, что находится в коробке?
Участники групп высказывают соображения, что может находиться в коробочки.
Работа в группах
Задание 1: Откуда появились сигареты?
Учащимся демонстрируются варианты ответов на цветных плакатах. Каждый должен поднять фишку того цвета, на котором представлен ответ соответствующий его мнению.
Варианты:
- Из Америки
- Привез Петр 1
- Из табака
- Из дома
Задание 2: перечислить мифы о курении. Каждая группа обдумывает задание в течение 1 минуты и высказывает их поочередно.
Миф 1. Курение помогает расслабиться.
Миф 2. Проще войти в группу, завязать разговор.
Миф 3. Курение – не зависимость: брошу, если захочу.
Миф 4. Тот, кто курит, - взрослый.
Миф 5. Курение не приносит большого вреда. Родители курят – и ничего.
Миф 6. Курение приносит свободу.
(На доску вывешиваются мифы).
Статистика:
- В Казахстане курят 16,7% мальчиков, 9,0 % девочек в возрасте 13-15 лет.
- Статистика говорит, что количество курящих женщин растет.
Задание 3: Каждая группа выбирает себе два мифа и выдвигает по ним контраргументы.
Миф 1: - переключает внимание на хорошо знакомые действия.
- в кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются в ситуациях достижения победы, следовательно, создается видимость победы, но реальная проблема остается.
Миф 2: кто говорил, что человек не войдет в группу, если не курит? Вы действительно приобретаете «ключик», который позволяет стать членом группы, но он не является универсальным, не решает проблем, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие «ключики», например, алкоголь….
Миф 3: Зачем же выпускают средства от курения? Почему-то появляются врачи, помогающие бросить курить.
Миф 4: Это значит, что некурящие взрослые – дети?
Миф 5: Почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это деньги и не хотят, чтобы их дети начинали курить?
Миф 6: А как насчет материальной зависимости? И почему так трудно бросить, если ты свободен?
Статистика:
- В 2007 году в Казахстане было произведено 28033 млн штук сигарет.
- За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет.
- Люди выкуривают от 1 – 2 сигарет до 30 и более в день.
- Стоимость сигарет у нас колеблется от до.
Задание 4: подсчитать сколько тратиться средств на это «удовольствие», если человек выкуривает в среднем 10 сигарет в день.
«Воля» - рассчитывает месячный расход средств на дешевые сигареты (35 тг.) и дорогие (300 тг.)
«Разум» - рассчитывает годовой расход средств на дешевые сигареты (35 тг.) и дорогие ( 300тг.).
«Любопытство» - рассчитывает годовой расход средств семьи, где курят два человека сигареты по цене 125тг.
Статистика:
- Если человек выкуривает в день полторы пачки сигарет, то, значит, он в течение года добровольно 200 раз подвергается рентгеновскому просвечиванию. При выкуривании одной пачки сигарет можно получить дозу облучения в 7 раз больше дозы, установленной международным соглашением по защите от радиации. При этом заметим, люди нередко опасаются один раз в полгода пройти флюорографическое обследование.
- Кроме того, токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов и в 248 раз – дыма газовой горелки.
Задание 5: Продумайте и предложите, что возможно приобрести или на что можно потратить эти деньги (человек, семья).
Группы предлагают свои варианты.
Задание 6: Что станет с миром, если все начнут курить?
Учащимся демонстрируются варианты ответов на цветных плакатах. Они должны поднять фишку того цвета, на котором представлен ответ соответствующий их мнению.
Варианты:
- Все умрем
- Уменьшиться рождаемость или дети будут уроды
- Курить будет не модно
- Мир превратится в большую курилку
Статистика:
- Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения - в результате несчастных случаев ежегодно погибает 11 тысяч человек.
Игра: «Воля, разум и любопытство».
«Воля» встает в центр и образует круг, чтобы все участники стояли вовне; «разум» сидит справа в линию, а «любопытство» - слева в линию.
«Воля» выслушивает внимательно все аргументы, которые приводит «любопытство» и «разум», и в конце принять решение: пробовать начать курить или не пробовать. Любопытство пытается склонить волю на свою сторону, разум на свою. (На это дается 10 минут).
«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение и переходит на чью либо сторону.
- Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась?
- Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»?
- На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы?
- Какие контраргументы предлагал искать «разум»?
- Трудно ли было искать и приводить?
- Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что курение - опасное для жизни и здоровья занятие. Но любопытство пытается многочисленными рассказами друзей и знакомых о том, что курить можно бросить в любую минуту, и т.д. Каждый человек испытывает внешнее воздействие во всех жизненных ситуациях. Важно понимать это и быть способным осуществлять собственный выбор. Выбор за вами, т.е. за КАЖДЫМ из вас!
«Воля»
Рассчитать месячный расход средств человека на дешевые сигареты по цене - 35тг. и дорогие по цене - 300 тг., если он выкуривает в среднем 10 штук в день.
«Разум»
Рассчитать годовой расход средств человека на дешевые сигареты по цене -35 тг. и дорогие по цене - 300 тг., если он выкуривает в среднем 10 штук в день.
«Любопытство»
Рассчитать годовой расход средств семьи, где курят два человека (в среднем 10 штук в день каждый) сигареты по цене150 тг.
Нельзя
Миф 1.
Курение помогает расслабиться
Миф 2.
Проще войти в группу, завязать разговор
Миф 3.
Курение – не зависимость: брошу, если захочу
Миф 4.
Тот, кто курит, - взрослый
Миф 5.
Курение не приносит большого вреда. Родители курят –
и ничего
Миф 6.
Курение приносит свободу
Любопытство
Воля
Разум
Из Америки
Привез Петр I
Из табака
Из дома
Все умрем
Уменьшиться рождаемость или дети будут уроды
Курить будет не модно
Мир превратится в большую курилку