«31 и Я – это семья»
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа
«31 и Я – это семья»
Счастье - это когда утром хочется
идти на работу, а вечером домой.
Народная мудрость
Цели:
- организация совместного пространства для взаимодействия и творчества всех участников образовательного пространства;
- расширение психологических и социально-нравственных знаний, формирование установки на восприятие и понимание эмоциональной стороны общения с ребенком;
- осознание его эмоционального состояния и создание атмосферы социальной и психологической безопасности.
- Организационная часть
Участники образуют большой круг. Называется тема и цели собрание. Родителям предлагает быть искренними, открытыми.
Игровые задания для родителей
Цель: установление коммуникативных, доброжелательных отношений.
Упражнение «Наши дети»
Психолог предлагает встать и пожать друг другу руки тем родителям, у которых в
классе учится сын. Затем встают и жмут друг другу руки родители, у которых в классе учится дочь.
Так родители образуют два круга. В каждой группе родители называют имя своего
ребенка и его любимое занятие (хобби).
Упражнение «Разминка»
Психолог убирает один стул, все родители встают в круг. По сигналу некоторые родители должны пересесть на другое место, кто-то один не успевает занять стул (так
как стульев на один меньше, чем количество участников). Этот человек встает в круг
и дает свое задание:
- пересаживаются все те, кто утром поцеловал ребенка;
- кому нравится путешествовать с семьей;
- кто играет на каком-нибудь инструменте;
- у кого есть домашние животные;
- кто любит беседовать со своим ребенком.
- Вступление
Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.
Итак ключевые понятия
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
- Какие функции выполняет семья?
• репродуктивная (рождение детей);
• экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);
• хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);
• воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);
• социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);
• восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);
• коммуникативная (общение, обмен информацией).
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.
- Практическая часть
Упражнения для индивидуальной и групповой работы
Упражнение «Семь Я»
Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними:
прямой - хорошие отношения,
волнистой линией - эмоционально-неуравновешенные,
пунктиром - слабые,
жирной линией - авторитарные.
При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи.
Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.
Упражнение «Герб семьи»
С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.
«Традиции нашей семьи»
Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.
Традиции родительской семьи | Традиции моей семьи |
|
|
«Нравственные основы семьи»
Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.
Вопросы к занятию
• Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему?
• Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания?
• Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания?