Психологическая программа "Я исследователь"

Каверина Наталья Евгеньевна

Цель данной программы - развитие исследовательских способностей обучающихся  и навыков проведения исследовательской деятельности в процессе знакомства с психологией как наукой.

Задачи программы:

  • Знакомство с основными понятиями психологии и психологии познавательных способностей;
  • Формирование научного мировоззрения обучащихся на различные факты психической жизни, замещение научным парапсихологического восприятия психической жизни человека;
  • Формирование навыков применения полученных знаний на практике, направление этих навыков на саморазвитие познавательных процессов;
  • Развитие умения видеть психологические проблемы, прогнозировать, выдвигать гипотезы, ставить цели и определять задачи самостоятельной работы, обобщать, классифицировать и структурировать полученную в ходе наблюдения или эксперимента информацию, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы;
  • Формирование навыка проведения индивидуального и группового исследования;
  • Развитие самостоятельности, рефлексии, креативности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya_issled_bez_zanyatiy.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»

Дмитровский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Зав. отделом по УВР

_____________ Сергеева Н.А.

«_____»______________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Развивающая психологическая программа

«Я – исследователь»

для студентов 2 курса по авторской программе

«Исследовательское обучение на уроках психологии: введение в психологию  познавательных процессов» (авт. Каверина Н.Е.)

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель педагог-психолог Кавериной Н.Е.

Дмитров - 2017

Пояснительная записка.

Программа  курса направлена на активизацию процесса позитивного формирования и развития личности студента, стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, развитие его профессионального самосознания и самоопределения, развитие  коммуникативных способностей, развитие исследовательских способностей обучающихся, развитие творческого потенциала личности обучающегося. Программа курса может быть реализована за 1 или 2 семестра  обучения.

Актуальность. Реформа образования ставит перед колледжем задачу реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта, который делает обязательным учебные исследования как часть образовательного процесса для студентов СПО. Главной трудностью выполнения этой части стандарта может стать такая проблема, как снижение учебной мотивации, инфантильность, потребительское отношение к учебному процессу. Решению этой проблемы отвечает проведение групповых развивающих занятий по психологии. На этих занятиях можно не только повышать уровень осведомленности студентов, расширять их знания по психологии, но и развивать  свойства,  способные помочь в формировании активной, ответственной, творческой, саморазвивающейся личности. Эти занятия могут способствовать развитию самосознания, социализации обучащихся, формированию большого количества компетенций, необходимых конкурентоспособному человеку. На данных занятиях можно развивать некоторые виды способностей, в частности – исследовательские и общие способности студентов. На этих занятиях обучающиеся могут получить опыт исследовательской деятельности, который в современных условиях жизни, при быстром развитии технологий, переходе страны на инновационную экономику, необходим не только тем, кто собирается связать свою судьбу с научной деятельностью или  получить высшее образование, но и профессионалу любого уровня. Исследовательские способности позволятстудентам  успешно заниматься учебной исследовательской деятельностью.

Таким образом, целью данной программы является развитие исследовательских способностей учащихся  и навыков проведения исследовательской деятельности в процессе знакомства с психологией как наукой.

Задачи программы:

  • Знакомство с основными понятиями психологии и психологии познавательных способностей;
  • Формирование научного мировоззрения обучащихся на различные факты психической жизни, замещение научным парапсихологического восприятия психической жизни человека;
  • Формирование навыков применения полученных знаний на практике, направление этих навыков на саморазвитие познавательных процессов;
  • Развитие умения видеть психологические проблемы, прогнозировать, выдвигать гипотезы, ставить цели и определять задачи самостоятельной работы, обобщать, классифицировать и структурировать полученную в ходе наблюдения или эксперимента информацию, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы;
  • Формирование навыка проведения индивидуального и группового исследования;
  • Развитие самостоятельности, рефлексии, креативности учащихся.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения исследований обучащихся на занятиях. На первых занятиях обучащимся предлагается самостоятельно определить только объект и предмет исследования. К концу учебного года они почти самостоятельно выстраивают все исследование на занятии. Так же в основу программы положены  принципы учета возрастных особенностей обучающихся, модульного обучения (на нем строиться система отметок за полугодия), сотрудничества учителя и обучающихся.   Достижение целей и реализация задач обучения осуществляется за счет  применения на уроках игровых технологий, технологии исследовательского обучения, технологии субъектно-субъектного общения, технологии малых групп.

Программа предполагает проведение:

  • лекционных уроков (урок изучения нового материала),  
  • психологических практикумов,
  • когнитивных тренингов,
  • уроков – исследований, экспериментов,
  • развивающих и коррекционных упражнений, занятий,
  • тестирования и анкетирования.

Основной технологией обучения по курсу является авторская психолого-педагогическая технология «Поэтапного формирования исследовательских способностей обучающихся на материале изучаемого предмета» и технология исследовательского обучения (А.И. Савенков). Основными формами проведения занятий являются лекции и уроки-исследования (эксперименты). Упражнения для развития отдельных навыков проведения исследования[30] и когнитивных тренингов [8].

Методологическую основу программы  определяют важнейшие положения классиков отечественной и зарубежной психологии и философии в русле системного подхода в изучении детерминант психического развития  - Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова,  Б.Г. Ананьева, Мухиной В.С. и др.;  в контексте личности и ее параметров - А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и др.; работы по изучению способностей Б.Г. Ананьева, Дж. Гилфорда, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова  и др.; в области исследовательского поведения и исследовательских способностей - И.П. Павлова, А.В.Запорожца, Л.И. Божович, Д.Берлайна, Дж. Файна, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова,  А.И. Савенкова,  Ротенберга В.С., М.И. Лисиной; в области исследовательского подхода к обучению А.И. Савенкова.

Многие из вышеперечисленных авторов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,  Ротенберга В.С., А.И. Савенкова,  Б.М. Теплова  и др.) утверждали, что развить какие-либо способности можно только в процессе соответствующей деятельности. Следовательно, развитие исследовательских способностей возможно только в процессе выполнения исследования. Данная программа создает для этого все необходимые условия.

В сферу ответственности педагога-психолога входит или педагога: мотивация обучающихся к исследовательской деятельности и развитию своих способностей в этой сфере, создание позитивного  эмоционального отношения к исследованию, проведение экспериментов и исследований на занятии совместно с обучащимися, своевременная подготовка к занятиям, подготовка дидактического материала, создание ситуаций успеха на занятиях для всех обучающихся, использование диалогического общения на уроках, подготовка материал, необходимых для проведения уроков-исследований.

В сферу ответственности обучающихся входит: подготовка домашних заданий к занятию, своевременное выполнение групповых исследований.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

- специалист, ведущий обучение по данной программе должен иметь квалификацию «психолог», «педагог-психолог» или «преподаватель психологии». Он должен обладать опытом: групповой работы, тренинговой работы, коррекционно-развивающей и научно-исследовательской работы;

- для реализации программы необходимы презентации (прилагаются), планы экспериментов (прилагаются), упражнения для развития исследовательских навыков (прилагаются), в работе может быть использовано методическое пособие для психолога и учебник-тетрадь для школьников «Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников» (автор А.И. Савенков);

- требования к материально-технической базе для реализации программы: занятия могут проводиться в учебном кабинете, оснащенном мультимедийным проектором или интерактивной доской, комплектом персональных компьютеров с высокоскоростным выходом в Интернет (не менее 10 шт.), принтером. Для проведения занятий необходимо иметь  секундомеры (не менее 10 шт.),  тонометры (не менее 2 шт.), краски, кисточки, цветные карандаши или фломастеры, наборы предметов для экспериментов (описаны в планах уроков-исследований).

- требования к информационной обеспеченности: наличие учебной литературы по психологии познавательных процессов (не менее 25 учебников), психолого-педагогические словари (не менее 25 шт. или электронные версии), доступ к электронным библиотекам психологической литературы.

2. Тематическое планирование

Срок обучения: 10 часов.

Режим занятий: 1 ч в неделю (желательно).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Кол-во часов (всего)

В том числе

Форма контроля

лекции

практикумы

1

2

3

4

5

6

1

Экспериментальное исследование в психологии, его основные элементы

1

1

-

-

2

Практикум: «Исследование ощущений» (с групповым исследованием).

1

-

1

По критериям оценки группового исследования

3

Практикум: «Исследование доминирующего канала восприятия» (с групповым исследованием).

1

-

1

По критериям оценки группового исследования

4

Практикум: Экспериментальное исследование влияния цвета на психическое состояние человека» ( 1 час)* (с групповым исследованием).

1

-

1

По критериям оценки группового исследования

5

Практикум: «Исследование влияния музыки на психику человека» (1 час)*.

1

1

6

Практикум: «Исследование особенностей внимания» (с групповым исследованием).

1

-

1

По критериям оценки группового исследования

7

Практикум: «Исследование особенностей воображения» (с групповым исследованием).

1

-

1

По критериям оценки группового исследования

8

Практикум: «Исследование особенностей памяти».

1

-

1

-

9

Практикум: «Исследование особенностей мышления» (с групповым исследованием).

2

-

2

По критериям оценки группового исследования

10

Практикум: «Исследование особенностей речи» (с групповым исследованием).

2

-

2

По критериям оценки группового исследования

Итого:

10 часов

1 час

9 часов

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ.\Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубковского. – М., 1982.
  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. Пособие к курсу «Психология человека». М., Российское педагогическое агентство, 1998.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо. 1996.
  5. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003г. – 224 с.
  6. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М: Институт психологии РАН, 1994.
  7.   Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  8. Каверина Н.Е. Развитие исследовательских способностей: логическое мышление. Методическое пособие. М.: Детство, 2005.
  9. Каверина Н.Е. Диагностика и развитие исследовательских способностей старшеклассников. // Материалы 1 межрегиональной научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса»
  10. Каверина Н.Е. Развитие исследовательских способностей старшеклассников с низкой мотивацией. // Материалы XI Всероссийской  научно-практической конференции: «Психология образования: психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта «Педагог-психолог» (Москва, 19 – 20 мая 2015 г.) - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2015 г. – 180 с., с. 59 – 61  
  11. Каверина Н.Е. Приемы развития способностей к исследовательской деятельности на уроке информатики и ИКТ».\\ Научно-практические и исследовательские работы учащихся и преподавателей- Выпуск 1.: Сборник статей по материалам научно-практической конференции исследовательских и проектных работ «Проект года-2015» - Дмитров: ООО «Цитадель», 2016.-100 с. (с. 50-53)
  12. Кон И. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из-во МГУ. 1981.
  14. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учебн. пособие\ Д.Б. Лубовский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005 г. – 224 с.
  15. Матюшкин А.М. Проблемы одаренности в зарубежном и российском контексте./ Иностранная психология, № 11. – 1999 г.
  16. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  17. Общая психология: Учебник\ под общ. Ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005г. – 232 с.
  18.   Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. Пособие / Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  19.  Поддьяков А.Н. исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2006.
  20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
  21. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов (состав. Т.И. Пащукова, А.И. Допира. Г.В. Дьяконов). М., Воронеж, 1996.
  22. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 1996.
  23. Психология. Учебник./ под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001г. – 584 с.;
  24. Столяренко Л.Д. Основы психологии.11-е издание. Учебное пособие. – Ростовн\Д: Феникс, 2004г. – 672 с.
  25. Ремшмид Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
  26. Рензулли Дж. С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей \\ Современные концепции одаренности и творчества. – М., 1997.
  27.   Ротенберг В.С. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989 г. – 239 с.: ил.
  28.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  29.   Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // Исследовательская работа школьников. 2004, №1.
  30. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. -М.: Ось-89, 2006.-460 с.
  31.   Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. // Исследовательская работа школьников. 2003, №2.
  32.  Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004 г. – 272 с.: ил.
  33.   Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  34. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.-М.: Генезис, 2005. – 203 с.
  35. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М.-Изд-во Института Психотерапии, 2002г. – 224 с.
  36. Трост Г. Возможности предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе. ./ Иностранная психология, № 11. – 1999 г.
  37. Урбан К. Поощрение и поддержка креативности в школе./ Иностранная психология, №11. – 1999 г.
  38. Фримен Д. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований. ./ Иностранная психология, № 11. – 1999 г.
  39. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.Томск, 1997.
  40. Юркевич В.С. Одаренный ребенок – иллюзии и реальность. – М., 1996.