Программа психологических тренингов "Жизнь в красках" (профилактика суицидального поведения среди детей и подростков).

Щедрова Людмила Юрьевна

Данный тренинг направлен на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей, нормализацию межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchedrova_l.yu_.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ "Починковская школа интернат"

Программа психологических тренингов

"Жизнь в красках"

(профилактика суицидального поведения среди детей и подростков).

Составил: педпгог-психолог

Щедрова Л.Ю.

2017г

Программа психологических тренингов.

(профилактика суицидального поведения среди детей и подростков).

Составила:

Щедрова Л.Ю.

педагог-психолог

СОГБОУ "Починковская школа-интернат"

д. Прудки, Починковский район

Данный тренинг направлен на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей, нормализацию межличностных отношений.

Программа тренинга включает в себя 12 занятий.

Основные задачи тренинга:

  • самопознание внутренних психических состояний;
  • формирование  положительной самооценки;
  • выработка механизмов саморегуляции;
  • создание установки на преодоление стресса.

Для проведения занятий используется кабинет психолога, сенсорная комната,  сопровождаются занятия музыкальными мелодиями для релаксации.

Занятие 1.

Цель занятия: создание благоприятных условий для работы, снятие напряжения у детей, создание эмоционального подъема.

Разминка «Раскол льда». Все участники становятся в круг. Ведущий хлопает в ладоши, затем передает хлопок соседу слева или права. Хлопок передается из ладошки в ладошку. Участники  передают хлопок по кругу. Когда хлопок вернется к ведущему, его можно пустить в обратную сторону.

Упражнение «Собеседование». Все участники делятся на пары и в течении 5 минут задают друг другу вопросы с целью как можно больше узнать  друг о друге.  Вопросы задают ребята по очереди, вначале один ребенок задает вопросы, после по сигналу ведущего второй ребенок задает вопросы. После собеседования, каждому участнику из пары, необходимо представить своего товарища перед всеми. Представление осуществляется по кругу, дети рассказывают  все, что узнали во время собеседования  о своем партнере.

Игра «Хип-хоп»: если ведущий говорит «хип»- назвать соседа справа, если «хоп»- слева. Тот, кто ошибается, занимает место ведущего.

Выработка правил нашей группы. Участникам предлагается подумать и каждому написать те правила работы, которые помогут создать доброжелательную обстановку, на обдумывания правил дается  5 минут. Затем ребята зачитывают написанные правила, составляют список, с которым согласны все. Список составляется следующим образом: каждый ребенок по очереди зачитывает одно из своих правил и объясняет, что включает в себя данное правило. Если все участники согласны с предлагаемым правилом, то оно выписывается на лист ватмана. Когда правила будут составлены, участники продумывают штрафы за нарушение правил, вписывают штрафы под правилами и ставят свою подпись.  

Упражнение «Необычный подарок». Участники садятся в круг и по очереди бросают мяч со словами «Я дарю тебе…» и называют свой необычный подарок.

Упражнение на релаксацию «Отдых у озера».

Сядьте поудобнее.  Послушайте музыку.  Могут возникнуть образы. Дайте место этим образам…

Музыкальная пауза…

И ты сидишь, и мы дышим вместе. Ты можешь слушать или  не слушать мой голос.

Я знаю, что ты любишь отдыхать у озера летом. Сейчас вспомни это место, где ты лучше всего можешь отдохнуть. И мы отдыхаем.

Я знаю, что ты любишь цветы, дивные ромашки и анютины  глазки. Они особенно красивые  растут у летнего озера…

Ты отдыхаешь, и рядом в озере спокойно плавают рыбы.

Отдыхая у озера, глядя вверх, ты можешь увидеть необыкновенное голубое небо, почувствовать бархатный ветерок, вдохнуть аромат цветов…

Золотистый солнечный свет  расслабляет тело, ты на мягкой зеленой траве, лежишь и отдыхаешь…

Бесконечное тепло, никакой суеты, тишина и лишь пение птиц… Радость уединения, спокойствие….

Рядом переливается водяная гладь, веет прохладой. И ты опускаешь руки и чувствуешь прохладную воду, ласкающую твои руки. Это ощущение ни с чем не сравнить! И могут возникнуть теплые летние воспоминания.

Ты отдыхаешь…

Музыкальная пауза…

И перед тем, как с чувством бодрости вернуться  в эту комнату, в ситуацию «здесь и теперь»,  сделай глубокий вдох и выдох… открывайте глаза…

Занятие 2.

Цель занятия: сплочение группы, снятие барьеров в общении, актуализация жизненных ценностей, профилактика конфликтов.

Разминка. Участники, берутся за руки и по команде создают  круг, треугольник квадрат, восьмерку.

Упражнение «Снежный ком». Все участники садятся в кругу. Ведущий называет свое имя и одно из своих качеств личности: Анна – справедливая. Следующий участник называет имя и качество ведущего, затем свое имя и качество. Таким образом, каждый последующий называет по очереди все предыдущие имена и качества, а в конце говорит свое. Когда круг сомкнется, ведущий называет имена и качества всех участников.

Примерные темы для разговора: мой самый первый день в школе, самые приятные воспоминания, самые неприятные воспоминания,  мой лучший друг, часто ли я ссорюсь с друзьями, какой последний фильм я посмотрел, из-за чего у меня обычно происходят ссоры,  школа моей мечты, город в котором я хотел бы жить, мой самый лучший подарок,  каких животных я люблю, мой любимы цвет  и т.д.

Упражнение «Лабиринт». Упражнение проводится по парам. Необходимо, используя доверие напарника, молча провести «слепого» (с завязанными глазами) через лабиринт мебели.

Упражнение «Ошибки». Все дети становятся в кругу. Ведущий просит всех повторять его движения. Ведущий может приседать, поворачиваться, крутить головой, подпрыгивать, поворачивать согнутые руки направо, налево. Если кто-нибудь из ребят ошибается, он должен быстро пересечь круг, встать на противоположной стороне и выполнять движения заново на новом месте. Через 2-3 минуты ведущий может поменять правила. Он просит участников не повторять за ним движения, а делать противоположное тому, что делает он, например, если он поднимает руки вверх – все должны опустить их вниз, если он поворачивает руки налево – надо повернуть их направо и т.д. Условия при допуске ошибки не меняются. В конце проводится рефлексия. Необходимо обратить внимание о чем это упражнение, легко ли признавать и исправлять собственные ошибки, какие чувства возникают исправление ошибок, бывают ли люди, которые никогда не ошибаются или не хотят исправлять свои ошибки.

Релаксационное  упражнение  «Волевое дыхание».

Примите исходное положение стоя. Дыхание ровное глубокое, расслабьтесь. Вдыхая спокойно и ровно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, руки согнуты в локтях и локти отведены  назад. Теперь спокойный выдох и одновременно медленно опускаем руки ладонями вниз. Повторим упражнение несколько раз до появления чувства уверенности в своих силах.  

 

Занятие 3.

Цель занятия: обучение навыкам общения, развитие чувства доверия и чувства успешности, развитие эмоциональной поддержки друг другу.

 Упражнение «Карусель интересных тем». Ребята рассчитываются на 1-2. Первые номера образуют внешний круг, а вторые – внутренний, при этом вторые и первые  номера стоят лицом друг к другу и таким образом находят себе пару. Всем парам предлагается в течение 2 минут поговорить на общую заданную тему. По окончании 2 минут внешний круг делает шаг по часовой стрелке, меняя таким образом, собеседника. Ведущий задает следующую тему для разговора. Упражнение длится до тех пор, пока участники из внешнего круга не вернутся к первым своим собеседникам.

Игра в кругу. Стоя в кругу, хлопая в ладоши, «сыграть» мелодию «В траве сидел кузнечик»,  «В лесу родилась елочка». Каждый делает один хлопок.

Упражнение на невербальное и вербальное общение:

1. работа в парах - поздороваться, смотря друг другу в глаза , - попрощаться таким же образом.

2. «Испорченный телефон». Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего заходят в комнату по одному. Каждому участнику дается инструкция:  "Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Нужно как можно точнее передать содержание телефонограммы". Ведущий зачитывает текст первому участнику, тот следующему и т.д. Текст: звонила классная руководительница 3 класса. Она просила передать, что задерживается в библиотеке, так как она ищет интересную книгу для внеклассного чтения  для класса. Она должна вернуться к 11 часам к началу классного часа. Но если она не успеет, то надо сообщить ученикам ее класса, что классный час будет во вторник в 5 часов.

После выполнения упражнения все обсуждают то, как невнимательное слушание может исказить передаваемую информацию.

 Упражнение на воображение. 1. Дается любой предмет. Каждому по кругу нужно представить, что это может быть (например, копье, палка, ружье и т.д.) 2. Ребята делятся на две команды. Нужно друг другу подарить воображаемый подарок. Необходимо принять и, не прибегая к услугам речи, поблагодарить. 3. Следует мысленно задумать предмет и пантомимически показать его. Группа должна отгадать, что задумано.

Упражнение «Ладошки удачи». Каждый участник обводит контур своей ладони и ставит свою подпись. Задача участников – написать на каждой ладони добрые слова пожеланий и поддержки. Таким образом, все ребята обмениваются пожеланиями.

Упражнение на релаксацию «Путешествие к озеру». 

Сегодня мы будем учиться вырабатывать  самообладание  и спокойствие .

Сейчас расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов: вдох-выдох, вдох- выдох, вдох- выдох!

Представьте, что вы находитесь в месте, вызывающем у вас спокойствие… это может быть место, где тебе хорошо отдыхается…озеро, река, лесная поляна....

Музыкальная пауза…

А сейчас перенесемся на берег тихого лесного озера. Пусть вам даст силы это лесное озеро, ты отдыхаешь у лесного озера…

Ты видишь образ солнца, отражающийся в глади воды лесного озера.

  Так хочется окунуться в спокойную прохладную воду и смыть все напряжение. Ты  погружаешься в прохладную воду.  Ты чувствуешь, что что-то невидимое, охватывает тебя с такой радостью, как будто оно давно тебя любило.

После долгого пребывания тебя в прохладе, ты лег, закрыв глаза, на берегу под тенью  деревьев....

Музыкальная  пауза…

Лесное озеро. Утром на берегу озера туман окончательно рассеялся под лучами раннего солнца. Капли росы, разноцветно переливались на травинках, падали и выходили паром с веток сосен, наполнявших воздух хвойным благоуханьем.  

Я всегда с радостью встречаю утро каждого нового дня… Утро ободряет. Утро несет надежды.. Утро - это твоя еще несбывшаяся радость. Утро зовет в жизнь. Утро всегда обещает.  Утро приносит мечты, надежды.

 И перед тем, как с чувством бодрости вернуться  в эту комнату, в ситуацию « здесь и теперь»,  сделай глубокий вдох и выдох… открывайте глаза…

Занятие 4.

Цель занятия:  способствовать дальнейшему сплочению группы

Разминка «Разряд». Участники становятся в круг, берутся за руки. Ведущий объясняет правила и спрашивает у ребят, за какое количество времени разряд обойдет весь круг. После этого легким пожатием руки ведущий передает разряд в правую или левую сторону. Ребенок, получивший разряд, передает его по кругу дальше. Таким образом, разряд возвращается обратно к ведущему. Задание можно повторить несколько раз, можно пустить разряд в другую сторону, при этом важно стремиться, чтобы время, потраченное на разряд, с каждым разом сокращалось.

Упражнение «Я в лучах солнца». Дети рисуют солнце, в центре солнечного круга   пишут свое имя или рисуют себя. Затем вдоль лучей написать все свои  хорошие качества.  

Упражнение «Все мы.... хорошие» Психолог просит по очереди выйти ребят. После просит каждого сказать об вышедшем что-нибудь хорошее. Все сказанное ребятами записывается. Затем участника просят войти. Психолог говорит: «Пока тебя не было, мы случайно завели о тебе разговор. Не поверишь, как много хорошего о тебе сказали. Один сказал…» Ребенок должен отгадать, кто и что сказал про него и почему.

Упражнение «Письма». Предложите ребятам написать письма и сказать, что они будут прочитаны только в последний день занятий. Письма должны быть анонимными. Содержание может быть любым: от своих мыслей, которые посетили детей, до писем конкретному участнику группы. После того, как все закончили писать, психолог собирает их и складывает их в пустую коробочку. В последний день коробка вскрывается, письма вынимаются, психолог  раздает их детям, ребята могут прочитать их в слух или отдать конкретному адресату.

Упражнение на релаксацию « Снятие напряжения в 12 точках».

Данным упражнением рекомендуется заниматься несколько раз в день.

Начинается оно с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении,     дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на другой предмет, расположенный поблизости. Нахмурьте брови, а потом расслабьтесь.

После этого займитесь расслабьте шею, покачайте головой, а затем покрутите ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.  Сделайте три глубоких вздоха. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.  Мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Покрутите ступнями. Сожмите пальцы ног, повторите три раза.

Упражнение  на релаксацию «Дыхание на счет 7–11».

Помогает снять сильное физическое напряжение. Дыши  очень медленно и глубоко. Возможно, сначала ты почувствуете затруднение. Считай до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

 

Занятие 5

Цель занятия: создание в группе атмосферы открытости и доверия, эмоциональной  поддержки  участников, развитие командного взаимодействия.

Разминка «Хождение над пропастью». Нужно представить, что надо пройти по тоненькому бревнышку, под которым пропасть. Дети наблюдают и оценивают, кто смог действительно вжиться в образ.

Письмо себе в будущем. Ребятам предлагается написать письмо самому себе в будущем.

Упражнение «Собака - кошка». Ребята встают в круг. Ведущий держит в руках два карандаша разных цветов  и дает инструкцию: для успешного проведения игры нужно, чтобы вы были очень внимательны. Я дам синий карандаш направо со словами «Я даю тебе собаку». Тот, кто берет собаку, переспрашивает, как - будто не услышал: «Кого?». Услышав в ответ : «Собаку», - передает карандаш следующему со словами «Я даю тебе собаку». Тот опять переспрашивает : «Кого?» Так повторяется каждый раз – вопрос «кого?» возвращается к ведущему, а ответ по той цепочке передается обладателю карандаша. Одновременно налево передается красный карандаш со словами «Я даю тебе кошку». Процедура передачи карандаша повторяется. Задача игры передать собаку и кошку как можно быстрее. Обсуждение направлено на рассмотрение причин ошибок при передаче информации.

Упражнение «Согласен – не согласен».

Три таблички «согласен», «не согласен», «не уверен» развешиваются в три угла. Участникам предлагается выслушать несколько утверждений и по каждому выразить ту позицию, которой они придерживаются. Если они согласны с утверждением, то им нужно встать к соответствующей табличке и т.д. Здесь важно не долго думать, нужно поступать по первому импульсу. После того как  все участники выберут свою позицию, им нужно обосновать свой выбор. Участники говорят по очереди. Важно не допускать споров, конфликтов, здесь нужно только выразить свое мнение и выслушать мнение других участников. Высказывают мнения участники после каждого суждения. В конце проводиться рефлексия: всегда ли мнения ребят совпадали или расходились, что чувствовали ребята, когда слушали мнения, противоположные своему.  Утверждения для упражнения: личность начинается с рождения, жить нужно так, как будто каждый день последний, в этой жизни все зависит от меня, в этой жизни надо все попробовать,  в конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые.

Упражнение «Театр Кабуки». Ребята делятся на две команды и становятся в шеренгу против друг друга. Ведущий предлагает командам одновременно показывать одного из трех персонажей: дракона, самурая  или принцессу. Движения для дракона – с устрашающим видом поднять руки вверх шагнуть вперед и зарычать, для самурая – сделать движение взмаха саблей, для принцессы – реверанс. Каждая команда выбирает себе персонажа, которого они будут показывать, но так, чтобы другая команда не слышала. По сигналу ведущего команды показывают персонажей. Эта игра может проводиться на очки. Принцип присуждения очков: принцесса очаровывает самурая (если одна команда показывает принцессу, а вторая самурая, то очко получает команда, показывающая принцессу), самурай убивает дракона, дракон съедает принцессу. Если команды показывают одинаковых персонажей, то никто не получает очко. Игра ведется до 3-5 очков.

Упражнение на релаксацию «Путешествие по осеннему лесу».

Занятие 6.

Цель занятия: сплочение участников, помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон.

Разминка «Восковая свеча». Работа в кругу. Каждый участник по очереди  с закрытыми глазами падает в кругу на ладони остальных участников, которые передают его друг другу. При этом производится проверка эмпатии, доверия и эмоциональной близости.

Упражнение «Крокодил - Механизм». Работа в командах. Дается задание изобразить определенный механизм, например печатную машинку, пароход, поезд, тостер, газонокосилку, вертолет и т.д. В течение 5-7 минут команды готовятся. После показывают свой механизм, а остальные ребята должны догадаться, что изображено.

Упражнение «Проективный рисунок». Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой сейчас» и «я такой, каким хочу стать», на задание 5-10 минут. Рисунки не подписываются. Все рисунки раскладываются в центре стола и выбирается один, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не описывает, что там нарисовано, а говорит о своих чувствах и ощущений от рисунка: каким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все ребята высказываются по очереди. При этом автор не называет себя. Затем автор может называть себя, рассказать, что он хотел сказать своим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания. Таким образом обсуждаются все рисунки.

Упражнение «Путаница».  Все дети встают в круг и закрывают глаза, по команде ведущего вытягивают левую руку вперед и берет кого-нибудь за руку. Открывают глаза и смотрят, чтобы стоящие рядом не держались за руки. После этого участники снова закрывают глаза, вытягивают правую руку вперед и находят пару для правой руки. Открывают глаза и проверяют выполнение следующих условий: нельзя держаться с рядом стоящими и нельзя держаться за две руки с одним и тем же человеком. Ребятам необходимо распутаться в один круг, не отпуская рук.

Упражнение на релаксацию «Отдых у моря».

Занятие 7.

Цель занятия: сплочение группы, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки, профилактика межличностных конфликтов, развитие толерантности.

Разминка «Желе». Ребята встают в одну линию, плечом к плечу друг с другом. Они одно целое – желе. Психолог стоит перед участниками, выставив перед собой руки ладонями вверх. В руках у него находится воображаемый поднос с желе, которым являются участники. Психолог начинает производить различные действия (смещает его влево, вправо, потрясет «подносом с желе, приседает). Все, что происходит с «желе на подносе», происходит и  с ребятами, при этом они должны действовать как единое целое.

Упражнение «Дополни фразу». Первый ребенок произносит фразу. Сосед слева повторяет ее и произносит свою фразу, связанную с первой по смыслу. Следующий повторяет все предыдущие фразы и дополняет их своей. Например: светит солнце, светит солнце и цветут цветы и т.д. Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало запомнить фразы?

Упражнение «Пожелания». Работа в кругу. Ребята по кругу высказывают друг другу свои пожелания на день.

Упражнение «Самый-самый». Каждый человек – уникален. В чем-то он совершенно неповторим. Пусть каждый участник расскажет о своих достоинствах. Подумайте и расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами.  Например, самый –самый высокий, веселый, находчивый… В заключение аплодисменты самым-самым.

Упражнение на релаксацию "Путешествие по яблочному саду".  

Занятие 8.

Цель занятия: отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

Разминка. Повтори-ка. Ребята садятся в круг. Начнем  сегодняшний день так : бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним повторяют эту позу. После этого тот, у кого мяч ( и чью позу мы только что повторяли), бросает мяч следующему и т.д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из участников.

Упражнение «Сила слова». Ведущий записывает слова на доске характерные для уверенных и неуверенных ответов людей, а участники записывают в дневнике. Нужно распределить их на две колонки (уверенный и неуверенный ответ человека).

Упражнение «Изменение в соседе». Упражнение выполняется в парах. Ребята поворачиваются в паре друг к другу, каждому дается задание запомнить, как выглядит его пара. После этого ребята отворачиваются и изменяют в себе одну вещь, но так, чтобы это было заметно, затем поворачиваются друг к другу и находят то изменение, которое сделала их пара. Когда все участники выполнят задание, пары отворачиваются и делают по 3-5 изменений; повернувшись друг к другу снова находят эти изменения.

Упражнение «Оратор на 30  секунд». Каждому из детей предоставляется 30 секунд на импровизированной сцене. За это время необходимо себя представить так, чтобы все запомнили. Можно танцевать, петь, показать фокусы и  акробатический номер, что-нибудь рассказать или красиво помолчать. В то время, когда ребята себя представляет, все внимательно слушают, а по истечении 30 секунд начинают аплодировать. Психолог следит за временем,  только по его команде, через 30 секунд, ребята аплодирует, даже если оратор еще не закончил свое представление или наоборот, успел за 10-15 секунд. В конце упражнения обязательно производится рефлексия.

Упражнение на релаксацию  "Гуляем под луной"

Занятие 9.

Цель занятия: поиск конструктивных путей выхода из проблемы, развитие доверия, сплочение группы.

Разминка. «Построиться по цвету глаз». Все ребята встают на протянутую перед ними ленту. Длина ленты соответствует следующему параметру : лишнего места на ней не должно оставаться, при этом ребята должны стоять плечом к плечу. Лента - это образный мост над пропастью, никто не должен  упасть вниз (сойти с ленты), при этом необходимо построиться по цвету глаз: в начале ленты  должны стоять ребята с самыми светлыми глазами, а в конце – с самыми темными. Если в процессе перестроения кто-то не удержится на ленте, упражнение начинается сначала. Когда перестроение закончится, психолог проверяет выполненного задания.  В конце упражнения важно обратить внимание на взаимодействие в группе.

Упражнение «Скульптура проблемы». Задание выполняется в командах. Ребята  берут проблему, которую они собираются решать, и строят скульптуру этой проблемы. На подготовку  дается 5 - 7 минут, затем команды по очереди представляют свои скульптуры. Когда команда представит скульптуру, остальные участники должны из нее «слепить» скульптуру решения данной проблемы.

 Упражнение «Заяц». Каждому участнику на ухо называется одно и тоже  животное – заяц, при этом другие ребята не должны ничего слышать, они думают, что у каждого свое животное. Когда всем сообщают животное, ребята встают в круг, крепко держа друг друга под руки. Психолог дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду рассказывать историю, в которой встречаются разные животные. Когда вы услышите свое животное, вы должны резко присесть, а те, кто держит вас справа и слева – удержать, не дать присесть». После этого психолог начинает рассказывать историю, в которой фигурирует одно-единственное животное- заяц. Например: «Решили звери устроить соревнования по бегу на длинную дистанцию. Первым, конечно же, прибежал быстрый серый ЗАЯЦ!» Все участники одновременно приседают. Упражнение заканчивается дружным смехом.

Упражнение «Необычный подарок». Все встают в кругу. Ребята дарят вербальные необычные подарки кому захотят из группы.

Упражнение на релаксацию "Зимний вечер  деревне"

Занятие 10.

Цель занятия: развитие умения преодоление барьеров, помочь преодолеть чувство тревоги, сплочение группы.

Разминка. «Дружные пингвины». Помещение в зале – это океан, 5 стульев, расставленные по залу, - это айсберги, участники – пингвины, ведущий – опасность, что угрожает пингвинам. Пока опасность находится далеко, пингвины радостно плещутся в океане, при приближении опасности забираются на айсберги. Айсбергов меньше , чем пингвинов, поэтому им надо найти  способы спасения всех только на пяти айсбергах, так как пингвины очень дружные, они никого не бросают. После того, как все будут находиться на айсбергах, опасность удаляется, забирая с собой один айсберг. Когда опасность приблизится в следующий раз, пингвинам нужно спастись на четырех айсбергах, затем на трех, потом на двух, а в конце упражнения всем участникам необходимо будет поместиться на одном стуле.

Упражнение «Какого я цвета». Дети образуют круг. Я предлагаю начать сегодняшний день  с того, что каждый из вас, подумает и скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего настроения… Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше настроение в течение утренних часов с  момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа расскажите то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и объясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет, который вы назвали.

Упражнение «Чувствую - себя - хорошо». Назови 3 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую- себя –хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что ты кладешь эти чувства в надежное место и можешь достать их оттуда, когда пожелаешь… Нарисуй это место и назовите эти ощущения. Краткое обсуждение.

Упражнение «Аукцион». Как на аукционе предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим), записываются.

Упражнение «Мусорное ведро». Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро и просит участников попробовать объяснить, что по их мнению, символизирует мусорное ведро. Психолог направляет беседу таким образом, чтобы каждому ребенку представилась возможность выбросить что-то из своей жизни и предлагает изобразить на бумаге, что он выбрасывает. После детям предлагается рассказать почему они это выбросили.

Упражнение на релаксацию.

Занятие 11.

Цель занятия: эмоциональная поддержка, развитие уверенности в себе.

Разминка «Трам – пам – пам». Ребята стоят или сидят в кругу и одновременно произносят определенные слова и делают движение: - «трам – пам – пам» при этом стучат ладонями по коленям, -  «трали-трали-вали»  машут кистями рук под своим подбородком и над головой, «салями-лями-лями» производят восточные круговые движения кистями сначала слева, затем справа от себя. Алгоритм выполнения следующий: «трам-пам-пам» - 2 раза, «трали-трали-вали», «трам-пам-пам», «салями-лями-лями», «трали-трали-вали», «трам-пам-пам». После того, как участники освоят данный алгоритм, можно усложнить упражнение: при «трам-пам-пам» стучать по коленям у соседа слева, при «трам-пам-пам» махать кистями под подбородком и над головой соседа справа.

Упражнение «Крокодил». Ведущий говорит, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Группа разбивается на две команды. Первая загадывает некоторое слово или словосочетание ( предмет известный всем ребятам ), вторая – отправляет своего участника добровольно ), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытается отгадать, что было загадано. Команды загадывают слова по очереди, по окончании обсуждение.

Упражнение «Йо-хо». Все участники сидят в кругу, при этом левая нога на шаг вперед в центр круга, правая сзади, вес на правой ноге. Ведущий с энергией выбрасывает вытянутую левую руку в центр круга, вес перемещается на левую ногу, тело продается вперед и громко произносит «йо-хо», при этом «о» звучит, пока все не присоединяться. Затем то же самое делает участник, стоящий справа от ведущего. Так по цепочке присоединяются все участники по принципу разряда. Когда движение и звук дойдет до ведущего с другой стороны, он резко убирает руку назад со звуком «ой». Остальные должны сделать то же самое, причем одновременно с ведущим.

Упражнение «Преодоление». Жизнь часто ставит перед нами проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Вспомните пожалуйста о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите  общее, что помогло вам преодолевать все эти трудности. Выслушав всех мы составим общий список и назовем его «Преодоление», у каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт  преодоления трудностей.

Упражнение «Клубочек «Я ценю себя за то…». Ребята сидят в кругу. Ведущий произносит фразу: «Я ценю себя за то…» и говорит, за что он себя ценит, наматывает нитку на указательный палец и перекидывает клубок другому. Тот, в свою очередь, говорит, за что ценит себя, наматывает нитку и перекидывает клубок следующему. Когда клубок побывает у всех участников, он перекидывается ведущему. Все участники оказываются соединенными между собой нитью. Следующий этап – смотать клубок, но когда участники перекидывают его тому, кто им кидал в первой части, они должны сказать, за что этот человек себя ценит.

Упражнение на релаксацию.

Занятие 12.

Цель занятие: обогащение позитивными, эмоционально окрашенными образами, эмоциональная поддержка, закрепление дружеских отношений между всеми участниками.

Разминка «Заколдованные». Выбирается один водящий. Группа разбредается по комнате. По команде «стоп» все замирают в тех позах, в которых их застала команда. Водящий пытается рассмешить кого-то из заколдованных. Если ему это удается, то расколдованный присоединяется к нему и они продолжают водить вдвоем. Игра продолжается до тех пор, пока не будут расколдованы все ребята.

Упражнение «Карусели». Ребята делится на две группы и образует внутренний и внешний  круг, каждый глазами находит себе пару. Внутренний  круг стоит на месте, а внешний идет по часовой стрелке и выполняет задание, например, сказать комплимент или что приятное,  улыбнуться каждому и т.д.

Упражнение «Письма» ( см. занятие 4, открывание коробки ).

Упражнение «Прощай». Наши с вами занятия подошли к концу и мы расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с друзьями своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы  знать? У вас есть сейчас шанс узнать все. Сделайте то, не откладывайте свое решение на завтра, действуйте здесь и сейчас.

Подведение итогов