Главные вкладки
Статья на тему: «Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников»
Статья на тему: «Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.»
ВВЕДЕНИЕ…………… ………………………………………..………… …...2
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников...............................…..… ….3
1.1.Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников в отечественной науке.............….................................….3
1.2. Основные познавательные процессы у младших школьников....................6
1.3. Методы, методики и технологии психолого-педагогической работы в исследовании индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников.............................................................................................................9
РАЗДЕЛ 2. Практическое исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников……….……….....….……..14
2.1. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников.............................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…….....…………………..….….……….....20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……........…………………..….….…….…...21
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников | 413 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.»
ВВЕДЕНИЕ…………… ………………………………………..………… …...2
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников...............................…..… ….3
1.1.Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников в отечественной науке.............….................................….3
1.2. Основные познавательные процессы у младших школьников....................6
1.3. Методы, методики и технологии психолого-педагогической работы в исследовании индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников.............................................................................................................9
РАЗДЕЛ 2. Практическое исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников……….……….....….……..14
2.1. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников.............................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…….....…………………..….….……….....20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……........…………………..….….…….…...21
ВВЕДЕНИЕ
Каждый день, работая в школе, мы видим, на сколько индивидуальны способности детей. Их внимание, память, мышление развиты по разному. Без них не невозможно успешное обучение в школе. Познавательные процессы - это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды [1, с.32].
Развитие психических познавательных процессов активно происходит в младшем школьном возрасте. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 до 11 лет. С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Учебная деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. В младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Младший школьный возраст Л. С. Выготский называл сензитивным периодом т. е. создающим наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств и видов поведения. Мы осознаем, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. В связи с этим необходимо создавать условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках новой информации. Без теоретических основ в этом вопросе нам не обойтись.
В изучении индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников нам помогут труды таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, К. Д. Ушинский и др. Особенности развития детей в младшем школьном 2
возрасте наиболее полно рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина и др.
Цель данной работы — изучить индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, обобщить психолого-педагогический опыт по вопросу исследования особенностей познавательных процессов младших школьников;
2) раскрыть особенности познавательных процессов младших школьников;
3) провести диагностическую работу у учащихся начальных классов.
Практическая значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы в работе психолога, социального педагога и классного руководителя с детьми младшего школьного возраста с различным уровнем развития познавательных процессов.
Предмет исследования: диагностическая работа детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников
1.1. Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников в отечественной науке
Познавательные процессы – это одна из важнейших проблем как современной, так и традиционной психологии и педагогики. Эта проблема была предметом пристального внимания многих направлений научной психологии. 3
В прошлом веке в педагогике и психологии возникли идеи о связи памяти с мышлением. В отечественной науке эти идеи мы видим в трудах К.Д. Ушинского. Знания, как писал К.Д.Ушинский, должны быть органическим элементом процессов мышления учащегося, это обеспечивает связь и преемственность новых знаний с ранее усвоенными.
Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев разработали целый ряд методов изучения процессов памяти. Ссылаясь на эти исследования, С.Л. Рубинштейн писал: «Все зависит в первую очередь от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание. Поэтому и непреднамеренное, непроизвольное запоминание может быть не только делом случая. Его можно косвенно, опосредственно регулировать. В педагогическом плане, таким образом, встает важнейшая задача – организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимися и тогда, когда он занят, по существу, им, а не его запоминанием. Это много сложнее, но и много плодотворнее, чем постоянно требовать от учащихся произвольного запоминания »[2, с. 118].
Работы Л. И. Божович по праву входят в золотой
фонд отечественной и мировой психологии. В книге «Личность и ее формирование в детском возрасте» представлены наиболее значимые произведения Л. И. Божович: монография «Личность и ее формирование в детском возрасте»(1968) и цикл статей «Этапы формирования личности в онтогенезе»(1978,1979), а также последняя работа автора — доклад, подготовленный к конференции, посвященной Л. С. Выготскому.
Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах
онтогенеза, позволяет не только увидеть фактуру психологических исследований личности детей различных возрастов, условия и закономерности ее формирования, но и проследить логику развития идей Л. И. Божович. Из ее работ мы можем увидеть важность исследований индивидуальных особенностей познавательных процессов младших 4 школьников.
Психология длительное время видела основной критерий готовности ребенка
к школьному обучению только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, представлений, с которыми ребенок приходит в школу. Именно широта «круга представлений», «объема умственного инвентаря» ребенка считалась гарантией возможности его обучения в школе и залогом его успехов в приобретении знаний. Этот взгляд породил в конце XIX и начале XX столетия многочисленные исследования, направленные на изучение «круга представлений» детей, поступающих в школу, и на установление тех требований, которые должны быть в этом отношении предъявлены ребенку.
Однако психологические и педагогические исследования, а также практика
школьного обучения показали, что прямого соответствия между запасом представлений и тем общим уровнем умственного развития ребенка, который обеспечивает его интеллектуальную готовность к школьному обучению, нет.
Л. С. Выготский один из первых в Советском Союзе четко сформулировал
мысль, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. [3, с.171]
В период младшего школьного возраста в центр психического развития выдвигается развитие самой произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка; возникает способность действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами. Объясняется это тем, что в указанный период ребенок начинает учиться в школе, а положение школьника и его учебная деятельность предъявляют к произвольному поведению уже достаточно высокие требования. [4, с.184]
Лев Семенович Выготский в своей работе «Мышление и речь» изучил взаимосвязь мышления и речи (устной, письменной). 5
Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом, причем это не означает чисто внешней сопринадлежности его к двум различным областям психической жизни. Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли. [5, с.156]
Л.С. Выготский глубоко изучил различия письменной и устной речи. Доказал важность письменной речи в интеллектуальном развитии.
Письменная речь есть совершенно особая речевая функция, отличающаяся от устной речи не менее, чем внутренняя речь от внешней по своему строению и способу функционирования. Письменная речь, как показывает исследование, требует для своего хотя бы минимального развития высокой ступени абстракции.<...> Письменная речь заставляет ребенка действовать более интеллектуально. Она заставляет более осознавать самый процесс говорения. Сами мотивы письменной речи более абстрактны, более интеллектуалистичны, отдаленнее от потребности. [5, с.224]
В настоящее время мы понимаем важность проблемы развития и обучения детей младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов- памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Научные труды известных отечественных ученых помогают нам в диагностировании, анализе уровня развития психических познавательных процессов детей младшего школьного возраста и в построении траектории индивидуальной работы с каждым обучающимся.
1.2. Основные познавательные процессы у младших школьников
1. Память младшего школьника. В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее— 6
словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.[6,гл.24,§4] Память младшего школьника постепенно становится произвольной и сознательно регулируемой. Для развития памяти необходимо формировать интерес к знаниям и отдельным учебным предметам, развивать положительное отношение к ним.
2. Мышление младшего школьника. Его мышление тесно связанно с личным опытом. С началом школьного обучения начинает быстрее, чем до школы, развиваться понятийное мышление. Совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Обобщение у детей этого возраста чаще охватывает внешние признаки, имеющие отношение к практическому употреблению предметов. Это видно из определений, которые ребенок дает вещам. Так, он говорит, что «дом — это где живут», «лопата — чтобы копать» и т. п. … С каждым годом у детей развивается способность к обобщению, к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения у младших школьников становятся все более логичными. [6,гл.24,§6]
3. Внимание младшего школьника. Особенности внимания детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервной системы. Сосредоточенность, концентрация внимания может быть достаточно интенсивной, если выполняется интересная работа. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда малозаметный предмет вызывает отвлечение внимания от выполняемого задания. Внимание младшего школьника еще слабо организованно, имеет небольшой объем. Распределение внимания развито еще недостаточно. Например, ребенку трудно правильно 7 сидеть при письме: ведь при этом надо быть внимательным и к процессу написания слов, и к содержанию своей работы, и к тому, как лежит тетрадь, как он держит ручку, какая у него поза, не налегает ли он грудью на парту и т. д. Помимо этого для младшего школьника характерна рассеянность. Рассеянность зависит от особенностей детского восприятия. Нередко рассеянность ученика бывает вызвана утомлением. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств.
4. Восприятие младшего школьника. У младших школьников мы видим поверхностность восприятия. Младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. В восприятии младших школьников нередко проявляется недостаток анализа и синтеза. Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес. Недостаточно развито у младших школьников восприятие пространства и времени. Слабо развитое восприятие детей объясняется отсутствием у них знаний и опыта. Чем больше знаний ребенок получает, тем более точно и правильно начинает воспринимать мир. И в этом большую роль играет обучение в школе.
5. Воображение младшего школьника. Характерная особенность воображения младших школьников- это наглядность и конкретность создаваемых образов. Во время обучения воображение детей изменяется. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора, приобретаемым знаниям. воображение у младшего школьника имеет главным образом воссоздающий (репродуктивный) характер, без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его.
8
6. Речь младшего школьника. Речь для младшего школьника является средством активной деятельности и успешного обучения. Речь неразрывно связана с мышлением. В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. [7, с.67]
Развитие речи связано с приобретением знаний об окружающем мире, с общим ростом культуры школьника, повышением его познавательных интересов, любознательности и наблюдательности. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Навыки письма и чтения являются самыми важными и значимыми, степень овладения которыми влияет на успешность обучения детей в среднем и старшем звене.
1.3. Методы, методики и технологии психолого-педагогической работы в исследовании индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников
Дети младшего школьного возраста существенно различаются по интеллектуальному, моральному, межличностному развитию. Прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она может оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
Психодиагностика уровня развития познавательных процессов решает следующие задачи:
1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные 9 психические процессы ребенка;
2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности;
3. Выяснить причины отставания ребенка в учебе;
4. Выработка рекомендаций.
Методики диагностики познавательной сферы чаще всего относятся к классу объективных тестов.
Методика «Волшебный мешочек» М. Монтессори.
Цель- диагностика сенсорики, тактильно-пространственного восприятия, навыков абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки), памяти, зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся.
Ребенку необходимо на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, назвать и описать его.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?».
Анализируются компоненты визуального восприятия.
В данном случае ребенку предлагается за 1 минуту рассмотреть несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы.
Рис. 1. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Хорошо зарекомендовали себя в диагностике младших школьников методики, предусматривающие рисуночные технологии. Так, для выявления уровня развития зрительно-моторной координации, зрительно-моторного анализа и обобщения пространственных отношений формы и симметрии объектов предлагается использовать методику «Дорисуй фигуры» (Т.Н. Головиной).
10
Рис. 3. Фрагмент методики Т.Н. Головиной
Методика «Корректурная проба».(предложенная Бурдоном)
Исследует большинство свойств внимания. Существует несколько модификаций данного теста в зависимости от возраста обследуемого и задач диагностики. Для младших школьников предлагается использование следующей корректурной пробы:
Рис. 6. Фрагмент методики «Корректурная проба»
Диагностика мышления младшего школьника направлена на анализ вида мышления, уровня его развития, мыслительных операций и т.д.
Тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветные)»
Комплексный анализ мышления (как значимый компонент интеллекта, так и особенности мышления при решении задач).
Детям предлагается стимульный материал в виде цветных матриц. Для решения, в каждой из 36 задач (3 серии по 12 задач), детям надо найти принцип, по которому построена предъявляемая матрица, и выбрать правильный ответ из предложенных внизу вариантов. Матрицы предъявляют последовательно в порядке возрастающей сложности.
Методика «Простые аналогии»
Диагностируются мыслительные операции обобщения и классификации. Данная методика направлена на выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Рис. 8. Фрагмент теста «Простые аналогии»
11
«Методика определения объема кратковременной и оперативной зрительной памяти»
В основе диагностики лежит работа с образцом, как правило, при этом диагностируется кратковременная и оперативная память.
Рис. 15. Фрагмент стимульного изображения ломаных линий и трафарета для методики определения объема кратковременной и оперативной зрительной памяти
Ребенку поочередно предлагают запомнить рисунки. Затем ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Ребенку предлагаются фигуры неопределенной формы, которые нужно дорисовать.
Рис. 17. Фрагмент методики О.М.Дьяченко
Методика «Понимание текста»
Диагностика особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Она построена на основе анализа пересказа ребенком коротких рассказов, соответствующих возрасту.
Рис. 20. Фрагмент методики «Понимание текста» 12
При анализе речевого развития по данной методике обращают внимание на следующее:
— особенности восприятия и понимания текста,
— особенности пересказа текста,
— особенности отношения к смысловому содержанию текста.
Диагностика речевого развития осуществляется также в процессе беседы с ребенком относительно его общей ориентацией в окружающем мире. Анализируется запас бытовых знаний, сведений, которые ребенок имеет о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, где он живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах.
Методика «Палочки и крестики».
Цель ее — определить уровень произвольной регуляции деятельности ребенка.
Рис. 21. Фрагмент методики «Палочки и крестики»
Ребенку необходимо по образцу писать палочки, крестики в течение 5 минут, соблюдая оговоренные правила.
Таким образом, произвольная регуляция является новообразованием младшего школьного возраста. При ее развитии познавательные процессы проявляются на более высоком уровне функционирования — произвольном. Оценка произвольной регуляции осуществляется через умение действовать в соответствии с целью, например, по образцу.
13
РАЗДЕЛ 2. Практическое исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников
2.1. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов младших школьников
Психолого–педагогический паспорт
3 класса ГБОУ СОШ № 447
2017-2018 учебный год
Общие сведения:
Всего в классе учащихся: 12
Из них: девочек 3 , мальчиков 9.
Карта здоровья класса
Наличие врожденных или хронических заболеваний. | 25% |
Физические дефекты (плохое зрение, слабый слух, малый рост, полнота, и т.п. ). | 33,3% |
Дефекты речи (плохое произношение отдельных звуков, заикание, и т.п.). | 16,7% |
Дефекты зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм, и т.п.). | 16,7% |
Подвержены частым простудным заболеваниям. | 33,3% |
Общая оценка состояния здоровья: «здоров» | 41,7% |
Особенности учебной деятельности учащихся
Успеваемость учащегося | высокая | средняя | низкая | критическая |
25% | 50% | 16,7% | 8,3% | |
Отношение к учению | положительное | нейтральное | равнодушное | отрицательное |
25,00% | 33,3% | 25% | 16,7% | |
Развитие речи | внятная, хорошо развитая | скудный словарный запас | Не выговаривает отдельные звуки | |
58,3% | 33,3% | 16,7% | ||
Развитие мышления | умеет анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать свою точку зрения | умеет выразить свои мысли; | не умеет выражать свои мысли | 14 |
41,7% | 41,6% | 16,7% | ||
Утомляемость во время учебных занятий | низкая | средняя | высокая | |
33,3% | 50% | 16,7% |
Взаимоотношения учащихся в классном коллективе
Взаимоотношения с одноклассниками | дружеские | нейтральные | избирательные | конфликтные | избегают общения |
58,4% | 0% | 33,3% | 8,3% | 0% |
Манера, стиль общения ученика с окружающими
Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать другим свое мнение, нелегко признает свою неправоту, легко перебивает других, но не дает перебить себя). | 33,3% |
Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении ). | 16,7% |
Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим, часто зависим от мнения большинства). | 41,7% |
Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, в разговоре немногословен, часто «погружен в себя», предпочитает слушать, а не говорить). | 8,3% |
Была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися 3 класса. Всего в исследовании приняли участие 9 учеников, в возрасте 9 лет.
Экспериментальное исследование включало в себя методики:
Методика «Изучение скорости мышления»
Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. 15
Слова: п-ра, д-р-во, п-и-а, п-сь-о, г-ра, з-м-к, р-ба, о-н-, п-ле, к-м-нь, ф-н-ш,
з-о-ок, к-са, п-с-к, х-кк-й, к-ш-а, т-ло, с-ни, у-и-ель, ш-ш-а, р-ба, с-ол, к-р-ца,
п-р-г, р-ка, ш-о-а, б-р-за, ш-п-а, п-ля, к-и-а, п-е-д, б-р-б-н, с-ло, с-л-це. С-ег,
к-нь-и, м-ре, д-с-а, в-с-а, д-р-в-
Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов — низкий.
Показатели уровня скорости мышления учащихся 3 класса.
Имя учащегося | Количество слов | Уровень скорости мышления |
Ольга К. | 26 слов | высокая скорость мышления |
Виктор В. | 25 слов | высокая скорость мышления |
Степан С. | 25 слов | высокая скорость мышления |
Анастасия Э. | 23 слова | хорошая скорость мышления |
Кирилл К. | 22 слова | хорошая скорость мышления |
Богдан П. | 22 слова | хорошая скорость мышления 16 |
Владимир С. | 11 слов | скорость мышления ниже средней |
Владимир М. | 9 слов | инертное мышление |
Тимур Ч. | 6 слов | инертное мышление |
Выводы и рекомендации:
В младшем школьном возрасте происходит развитие основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия. Несформированность мыслительной деятельности проявляется в неумении выделять общее и существенное. У учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия.
Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Для развития мышления используют: конструирование (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и др.); включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его; задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки.
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: 17
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов— ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов— ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов— ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов— ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. 18
0-3 балла—ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий. |
Показатели объема внимания учащихся 3 класса.
Имя учащегося | Максимальное число точек | Количество баллов | Уровень развития внимания |
Виктор В. | 9 точек | 10 б. | Очень высокий |
Владимир М. | 8 точек | 10 б. | Очень высокий |
Анастасия Э. | 7 точек | 10 б. | Очень высокий |
Кирилл К. | 7 точек | 10 б. | Очень высокий |
Степан С. | 6 точек | 10 б. | Очень высокий |
Тимур Ч. | 6 точек | 10 б. | Очень высокий |
Богдан П. | 5 точек | 9 б. | Высокий |
Владимир С. | 5 точек | 9 б. | Высокий |
Ольга К. | 3 точки | 6 б. | Средний |
Выводы и рекомендации:
Внимание - это процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме — это маленький объем внимания. Если ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его, это 19 значит у него недостаточная концентрация и устойчивость внимания.
В работе с обучающимися необходимо использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. На основе этих упражнений формируется внимательность как свойство личности. Дети ориентированы на общий смысл текста, фразы, слова арифметической задачи или выражения - они схватывают этот смысл и пренебрегают частностями. Необходимо научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Для развития внимания учить детей играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания». Благодаря спортивным и подвижным играм можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. Развивать наблюдательность - умение замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом. Стимулировать интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание многих психологов и педагогов привлечено к проблеме развития и обучения детей младшего школьного возраста. Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательных психических процессов. Для выявления уровня сформированности психических процессов младших школьников используется большое количество методик .
На примере методик по исследованию мышления, можно сделать вывод, что в 3 классе учащиеся уже имеют высокий уровень скорости мышления.
Исследуя внимание, можно сказать, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. 20
Выявление степени развития познавательных процессов младших школьников, определение их готовности к дальнейшему обучению очень важно. И чем точнее будет проведена диагностика детей, чем быстрее и правильнее будет разработан и проведен комплекс коррекционных работ, тем больше вероятность развить психические познавательные процессы и повысить успешность детей в обучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология человека от рождения до смерти [текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2009. - 544 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М; Воронеж, 1995. - 332 с.
5. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М. , 1999. — 352 с.
6. Ф. Н. Гоноболин. «Психология» Изд-во "Просвещение", М., 1973 г. http://www.biografia.ru/about/psihologia126.html
7. «Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер.»: ФЛИНТА; Москва; 2015
8. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70с.
9. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2014.
10. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2014. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
21