собрание- роль семьи в воспитании ребёнка

Зайкова Ольга Михайловна

родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie-_rol_semi_v_vospitanii_rebyonka.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей всё прекрасно. Ещё Макаренко напоминал всем: «Наши дети - наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Многообразие отношений между её членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом  и результатами воспитания детей.Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок в семье, тем лучше. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательства того, что вы их любите. Сейчас у вас есть возможность поразмышлять о своей семье.

Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

  • на что оно опирается, что является корнями Вашей семьи?
  • на чем оно держится в своем основании?
  • Кто или что является  ветвями Вашей семьи?
  • Какие плоды радуют Вас?
  • Какие плоды Вас огорчают?
  • К чему стремится Ваше дерево?

(ответы родителей и обсуждение задания)

По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себе так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства.  С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырёх вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, а также самого себя как родителя.

 Интерпретация теста. Лекция о стилях воспитания.

Авторитетный сти-Демократический стиль  (тёплые отношения, высокий уровень контроля):

• Вы осознаёте свою важность в становлении личности ребёнка, но и за ним признаёте право на саморазвитие.

• Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать.

• Допускаете изменения своих требований в разумных пределах.

Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля):

• Хорошо представляете каким должен вырасти ваш ребёнок и прилагаете к этому максимум усилий.

• Выдвигаемые требования неуступчивы и категоричны.

• В общении с ребёнком отдаёте приказы и ждёте от ребёнка их точного выполнения.

• Закрыты для постоянного общения с детьми.

Дети замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражимы. Девочки обычно становятся пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского  возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стильПопустительский стиль  (тёплые отношения, низкий уровень контроля):

• Слишком высоко цените своего ребёнка, считаете простительными его слабости.

• Легко общаетесь с ним, доверяете ему.

• Не склонны к запретам и ограничениям; однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

Ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы. Дети склонны к непослушанию, агрессии, импульсивны; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль (холодные отношения, низкий уровень контроля).

• У родителей совершенно другие проблемы и заботы; свои проблемы ребёнку приходится решать самому.

• Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям:

Если безразличные родители сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет склонность к отклонению от нормы поведения.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

(родители работают в группах по 3 минуты)
1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

(Обсуждение ответов родителей.)
Мальчонка, ещё дошкольник послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

Бабушка заботится, а ты ее оскорбляешь!

         Сын парирует:

          - Но ведь ты маме тоже так говорил!?

          -Да как ты смеешь отца учить?

          Вмешивается мать :

           - Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!

Важно понять: воспитание- это сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание