Семинар-Коммуникативные универсальные учебные действия
В помощь психологам и педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-Коммуникативные универсальные учебные действия | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные действия обеспечивают:
К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения . В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты: — потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; — владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; — приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; — ориентация на партнера по общению; — умение слушать собеседника. Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Но как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе можно провести стартовую диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков. Для диагностирования можно использовать задание “Рукавички” автора Г.А. Цукерман. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) методика “Братья и сестры Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов , совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли , чувства , стремления и желания окружающих , их внутренний мир в целом .
Формы работы, направленные на формирование коммуникативных УД : организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога.
Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков Игра «Земля, вода, воздух, ветер» Игра «Самый наблюдательный» Игра «Ниточка и иголочка» Игра «Узнай по голосам» Игра «Мои желания» Игра «Волшебный магазин» Игра «Королевство» Игра «Моя жизнь / Ваша жизнь» Игра «Принятие решений» Определение сформированности коммуникативных действий «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл). Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Задание «Дорога к дому» Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Методика «Кто прав?» Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) Задание «Совместная сортировка» (Бурменская) «Узор под диктовку» (Цукерман и др.) Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать: умение договариваться , находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать , но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать ; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Спасибо за внимание