Психодиагностическая работа

Рахимьянова Наталья Романовна

Результаты диагностических обследований 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам

муниципального мониторинга уровня готовности обучения в школе

детей подготовительных групп МДОУ д/с№ 53 «Чебурашка»                       в 2016-2017 учебном году

цу

Цели:  

 определение сформированности  компонентов учебной деятельности                   у дошкольников 6-7 лет и их готовности к дальнейшему обучению в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

1.Оценка  психологической готовности к обучению в школе:

адекватность поведения ребенка,  активность, интерес к выполнению задания,  обучаемость,  умение работать по коллективной инструкции, самоконтроль,  критичность по отношению к результатам своей деятельности.

2 .Оценка интеллектуальной готовности:

       уровня представлений о временах года, частей суток

.      ориентировка в пространстве;

       восприятие  цвета, формы, величины;

-      оценка уровня развития фонематического слуха;

       оценка  владения  слоговой структурой  с лова;  

-      уровня развития  логического мышления;

       устойчивости   и концентрации внимания;

       оценка навыков  количественного счета;

       уровень развития фонематического   слуха;

       навыки  количественного счета

Количество обследованных детей  51 человек, дети  подготовительных групп   6-7 лет  (гр № 4, № 11, № 15).

Результаты мониторинга  сформированности   компонентов учебной  деятельности: (обобщенные результаты)

 

Компоненты учебной деятельности

     сформированы     у 63%  обучающихся;

     частично сформированы  у 25% обучающихся;

     не сформированы   у 12% обучающихся

№ задания

Название задания

Сформированы;

Частично

 сформированы

Не

 сформированы

№ 1.

Общая осведомленность.

71,2%

5,4%

23,4%

№ 2

Сопоставление сезона с определенной картинкой времени года:

68,4%

26,2%

(1-2 ошибки)

5,4%

№ 3

Нахождения места звука в слове

50,4%

44,2%

1-2 ошибки

5,4%

3 ошибки

№ 4

Определение слогов в слове

37,8%

35,2%

1-2 ошибки;

27%

№ 5

Определение количества звуков в слове:

45%

35,2%

1-2 ошибки

19,8%

№ 6

Цвет, форма, величина. Определение формы геометрических фигур и соотнесение цвета:

50,4%

44,2%

5,4%

№ 7

Ориентировку в пространстве листа бумаги:

71,2%

19,8%

 ( 1-2 ошибки)

9%

№8

Количественный счет.

85,6%

7,2%

 (1-2 ошибки)

; 7,2%

№9

Логика.

Подбери заплатку

89,2%

1,8%

7,2%

№ 10

Составление рассказа по серии картинок:

63%

23,4% 1 ошибка

13,6%

2-3 ошибки

№11

Корректурные пробы

68,4%

26,2%

5,4%

№12

Разрезная картинка (зрительный анализ и синтез):

90%

5,4%

4,6%

Анализ  уровня сформированности компонентов учебной деятельности

Итоги проведенной   работы

Результаты  мониторинга  показали, что  самыми сложными и трудновыполнимыми оказались задания №3,№4,№5 на нахождение места звука в слове, на определение слогов в слове и на определение количества звуков в слове. Инструкция была сложной и содержала в себе несколько этапов. В процессе выполнения действий часть задания была выполнена, а часть инструкции была потеряна либо выполнены ее отдельные элементы, иногда додумана самим ребенком, изменена или не выполнена вообще. Дети путали понятия слог и звук, им требовалась помощь взрослого в виде образца. После этого задание выполнялось более успешно. Вызвало затруднение обозначения звука, т.к. каждый педагог в обучении использовал свои методы обозначения. После помощи (образца) взрослого дети сориентировались и улучшили свои результаты.  Затруднение вызвало задание «Цвет, форма, величина.», в котором  в   инструкции  требовалось учесть   соотнести  три признака:  фигуру , цвет, величину.  

У отдельных детей наблюдались: медленный темп выполнения заданий, недостаточность зрительного восприятия, недостаточность внимания при запоминании инструкций, зеркальное изображение цифр или выполнение работы         справа налево, отвлекаемость и неусидчивость.

Рекомендации:

1. Сложные инструкции в заданиях №3, №6 разбивать на несколько этапов.

2. В задании №4 на определение слогов в слове предлагать детям устный образец, используя движения (прохлопать в ладоши, потопать ногой, дотронуться подбородком до тыльной стороны ладони).

3. В заданиях №5 на определение количества звуков в слове и №11 корректурные пробы (внимание) предлагать детям зрительный образец на доске или в тестовом материале.

4. Улучшить качество картинного материала в заданиях №2 (времена года), №10 (разрезная картинка) для составления рассказа.

6. При возможности и наличии средств заменить тестовый материал на цветной.

    7.Обратить внимание на задания на определение последовательности событий   в связи с тем,  что  дети по-разному   объясняют  логическую последовательность  сюжетов . Сюжетную линию подобрать  с более однозначным значением.

     



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам  комплексного  обследования  уровня готовности    к обучению в школе  детей 6-7 лет за 2017-2018 уч. год.

В мае 2018 года проводился мониторинг уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Мониторинг осуществлялся воспитателями совместно с педагогом-психологом.

                     Количество обследованных детей -88 человек

Методы обследования: наблюдения  в различных видах деятельности, индивидуальные беседы с детьми,  психодиагностические методики  "Рисунок человека", "Четвертый -лишний",  методика "Рисунок школы" (А.И. Баркан), беседы с воспитателями.

Оценка уровня готовности   проводилась последующим  компонентамготовности к школе:

  • личностно-мотивационная готовность,
  • интеллектуальная готовность, эмоциональная готовность,
  • волевая готовность,
  • психомоторное функциональное развитие.

              Уровень  готовности детей 6-7 лет  к обучению в школе   по результатам  

                     диагностики   компонентов  учебной деятельности за2017-2018 уч. год

Результаты обследования показали, что высокий уровень  мотивационной готовности к школе  у 66% , средний уровень  у 33%, низкий уровень у 1 % детей;

Высокий уровень  интеллектуальной  готовности   к школе  имеют  65%, средний уровень -34%,  низкий уровень-1% детей;

Высокий уровень  волевой  готовности   к школе.имеют  63%  средний уровень -36%,  низкий уровень-1%;

Высокий уровень  эмоциональной  готовности   к школе  имеют  61% средний уровень -38%,  низкий уровень-1% детей;

Высокий уровень  психомоторного развитияимеют  66 %  детей,

средний уровень -33 %,  низкий уровень-1%.

Обследование показало, что   около 60 % детей готовы к обучению в школе на

высоком  уровне,  около  40 %  готовы к обучению в школе, но  требуют   работы,  направленной на формированиеволевой готовности, интеллектуальной готовности, психомоторной готовности,мотивационной готовности эмоционально-личностной готовности. 1 % детейнуждается в систематичной коррекционно-развивающей работе , направленной на

формирование всех  компонентов   школьно - значимых функций.



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ

В построение системы диагностики заложено сочетание низко формализованных методов (наблюдение, беседа, экспертная оценка), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов. Проведение диагностики не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.В диагностике предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В системе диагностики желательно участие педагога-психолога (при наличии)

Компоненты готовности к учебной деятельности

Критерии готовности к учебной деятельности

Методы исследования

1. Личностно- мотивационная готовность

Представление о школе.

Отношение к школе, учению. Желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника;

Беседы (индивидуальные) с детьми об отношении к школе и учению.

Методика "Рисунок школы" (А.И. Баркан)

Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, познавательной активности.

Наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками

Характер отношений ребенка со взрослыми:

  • устойчиво-положительный   тип    отношений;
  • неустойчивый   тип    отношений;
  • открытый   отрицательный   тип    отношений

Наблюдения за детьми в разных видахдеятельности.

Беседы с воспитателями идетьми.

Характер отношений со сверстниками:

  • активно-положительный   тип   взаимодействия;
  • безразличное, незаинтересованное   взаимодействие;
  • активно-отрицательный  тип    взаимодействия

Наблюдения за детьми в разных видахдеятельности.

2.Интеллектуаль ная готовность

Мышление:

а) умение анализировать, выделять существенные признаки предметов и явлений;

Группировка предметов по заданному признаку, "Четвертый лишний",

"Свободная   классификация", "Чем   похожи"

б) умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, классифицировать, обобщать, рассуждать, находить причины

явлений, делать   выводы;

"Сравни предметы", "Нахождение

недостающих деталей", "Простые аналогии", "Парные аналогии",

"Разрезные    картинки"

в) развитие схематического и наглядно- образного мышления; умение

пользоваться схемами и условными изображениями;

Мнемотаблицы

г) основы словесно-логического

мышления

Способность к отвлеченным рассуждениям

Особенности памяти: объем, прочность,  точность.

"Запомни картинки",

"Запомни фигуры инарисуй".

Заучивание стихотворений

Особенности внимания: устойчивость, объем, распределение, переключение, произвольность

Наблюдения за детьми в организованной образовательной деятельности.

Особенности   воображения

"Дорисуй", "На что этопохоже?"

Развитие речи:

владение простыми формами монологической речи: употребление простых и сложных предложений; использование прямой и косвеннойречи;

словарный запас, имеющий в составе существительные, прилагательные, глаголы,наречия.

Анализ рассказов из личногоопыта детей.

Понимание  грамматической   конструкции;

Повторение и понимание фраз в

различных грамматических конструкциях

Развитие   произвольности   речевого

общения.

Наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

Предпосылки    учебной   деятельности:

  • умение понимать, запоминать поставленную педагогом задачу (что нужносделать);
  • умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи (как сделать);
  • умение контролировать своидействия, работоспособность, невротичность

Решение логических задач и упражнений+

3.Эмоционально

-волевая готовность

Волевая готовность

Произвольность действий и поведения:

  • умение сознательно подчинятьсвои действияправилу;
  • ориентироваться на заданнуюсистему требований;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнятьзадания, предлагаемые в устной форме;

  • умение самостоятельновыполнять задание по зрительномуобразцу.

Наблюдения в разных видах деятельности дошкольников

Формирование основных элементов волевого действия:

  • постановка   цели;
  • принятие   решения;
  • построение  плана, его  выполнение;
  • преодоление усилий вслучае препятствий;
  • оценка   результатов.

Развитие

Дисциплинированности  организованности, самоконтроля.

Наблюдения в разных видах деятельности дошкольников.

Эмоционально-чувственная сфера

Эмоциональный настрой.

Наблюдения в течение дня и

индивидуальные беседы с детьми

Характер эмоциональности:

сдержанность;

осознанность в проявленииэмоций;

устойчивостьэмоциональных состояний;

умение управлять своимнастроением;

развитие эмпатии(сопереживание, сочувствие ,участие).

Наблюдения за детьми в различных видах детскойдеятельности.

"Нарисуй   себя"

4.Психомоторно е (функциональное) развитие

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации: точность движений, подготовка руки к письму, сформированность вниманияи

Контроля  за  собственными  действиями.

Ориентировка на листе в клетку, графический диктант.