Программа тренинга профессионального самоопределения для учащихся 9-11 классов.
Программа тренинга профессионального самоопределения
для учащихся 9-11 классов.
С использованием методов активизации профессионального и личностного определения.
Составлена педагогом психологом Петровой В.М.
Пояснительная записка.
Одним из центральных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Особенно остро встает проблема выбора перед подростками, заканчивающими школу, и только вступающими в самостоятельную трудовую жизнь.
Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, некоторая возрастная интровертированность, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассника проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связанно с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожат вопросы, относящиеся к сфере профессионального самосознания: а какой Я? Какие у меня есть качества? Дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу? Видны ли мои недостатки? Как меня воспринимают окружающие? Каким мне надо быть, чтобы добиться успеха на избранном профессиональном пути? Иными словами, проблема личностного и профессионального «Я» встает перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и сложностью.
Актуальность
Активизирующий метод обеспечивает активность самого подростка при решении жизненно важной задачи, и рассматривает это как главный фактор правильного выбора. Основною целью является активизация процессов формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению - поиску и нахождению личностного смысла в выбираемой, трудовой деятельности.
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:
- интересность, увлекательность процедуры методики для участников;
- личная значимость обсуждаемых в методике вопросов;
-добровольность участия в процедуре данной методики ;
- двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны план вымышленных действий (перемещение в иные времена, выдуманные ситуации …);
-организация совместного рассмотрения профориентационных проблем, выделение цели работы, общего средства для решения выделенных проблем, обучение самостоятельного его использования.
Таким образом, активизирующая методика – не просто интересная, а вооружающая человека средством для самостоятельных действий.
В море профессий с компасом.
Целью является повышение готовности к активному и самостоятельному профессиональному самоопределению.
Задачи:
- повышение информированности о мире профессий;
- повышение активности и осознанности выбора профессии при помощи активизирующих методик;
- умение планировать свои ближние и дальние жизненные планы и профессиональные намерения;
- практическое применение имеющихся знаний в этой области.
Материалы: визитки, фломастеры, мяч, ватман, маркер, ручки, листки бумаги по количеству участников, бланки для игр.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Время |
1. | Разминка | 10мин |
2 | Знакомство. Оформление визиток. | 15мин |
3 | Упражнение «А вы не знаете, что я люблю, умею» | 15мин |
4 | Рассказ о содержании программы | 10мин |
5 | Принятие правил работы. | 10мин |
6 | Упражнение «Профессия на букву» | 15мин |
7 | Игра «Самая- самая профессия» | 20мин |
8 | Игра «Нужные люди». | 20мин |
9 | Упражнение «Подарок». | 20мин |
10 | Упражнение «Это здорово!» | 20мин |
11 | Подведение итогов | 15мин |
| перерыв | 20мин |
1 | Упражнение «Крокодил» | 20мин |
2 | Упражнение « Кто есть кто?» | 10мин |
3 | Анализ ошибок, сопутствующих выбору карьеры | 30мин |
4 | Игра «Рекламный ролик» | 20мин |
5 | Игра «Ловушки – капканчики». | 20мин |
6 | Игра «Профконсультация» | 30мин |
7 | Проективный рисунок « Дорога в жизнь» | 20мин |
8 | Подведение итогов. | 20мин |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_prof_metod_razrabotka.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинга профессионального самоопределения
для учащихся 9-11 классов.
С использованием методов активизации профессионального и личностного определения.
Составлена педагогом психологом Петровой В.М.
Пояснительная записка.
Одним из центральных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Особенно остро встает проблема выбора перед подростками, заканчивающими школу, и только вступающими в самостоятельную трудовую жизнь.
Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, некоторая возрастная интровертированность, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассника проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связанно с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожат вопросы, относящиеся к сфере профессионального самосознания: а какой Я? Какие у меня есть качества? Дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу? Видны ли мои недостатки? Как меня воспринимают окружающие? Каким мне надо быть, чтобы добиться успеха на избранном профессиональном пути? Иными словами, проблема личностного и профессионального «Я» встает перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и сложностью.
Актуальность
Активизирующий метод обеспечивает активность самого подростка при решении жизненно важной задачи, и рассматривает это как главный фактор правильного выбора. Основною целью является активизация процессов формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению - поиску и нахождению личностного смысла в выбираемой, трудовой деятельности.
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:
- интересность, увлекательность процедуры методики для участников;
- личная значимость обсуждаемых в методике вопросов;
-добровольность участия в процедуре данной методики ;
- двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны план вымышленных действий (перемещение в иные времена, выдуманные ситуации …);
-организация совместного рассмотрения профориентационных проблем, выделение цели работы, общего средства для решения выделенных проблем, обучение самостоятельного его использования.
Таким образом, активизирующая методика – не просто интересная, а вооружающая человека средством для самостоятельных действий.
В море профессий с компасом.
Целью является повышение готовности к активному и самостоятельному профессиональному самоопределению.
Задачи:
- повышение информированности о мире профессий;
- повышение активности и осознанности выбора профессии при помощи активизирующих методик;
- умение планировать свои ближние и дальние жизненные планы и профессиональные намерения;
- практическое применение имеющихся знаний в этой области.
Материалы: визитки, фломастеры, мяч, ватман, маркер, ручки, листки бумаги по количеству участников, бланки для игр.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Время |
1. | Разминка | 10мин |
2 | Знакомство. Оформление визиток. | 15мин |
3 | Упражнение «А вы не знаете, что я люблю, умею» | 15мин |
4 | Рассказ о содержании программы | 10мин |
5 | Принятие правил работы. | 10мин |
6 | Упражнение «Профессия на букву» | 15мин |
7 | Игра «Самая- самая профессия» | 20мин |
8 | Игра «Нужные люди». | 20мин |
9 | Упражнение «Подарок». | 20мин |
10 | Упражнение «Это здорово!» | 20мин |
11 | Подведение итогов | 15мин |
перерыв | 20мин | |
1 | Упражнение «Крокодил» | 20мин |
2 | Упражнение « Кто есть кто?» | 10мин |
3 | Анализ ошибок, сопутствующих выбору карьеры | 30мин |
4 | Игра «Рекламный ролик» | 20мин |
5 | Игра «Ловушки – капканчики». | 20мин |
6 | Игра «Профконсультация» | 30мин |
7 | Проективный рисунок « Дорога в жизнь» | 20мин |
8 | Подведение итогов. | 20мин |
План-конспект
В море профессий с компасом
Ход занятия.
1.Разминка «Имя-движение»
2. Знакомство. Оформление визиток.
Так как дети знают друг друга, на визитках просим написать то имя, которым хотите, чтобы вас называли. Например: Ира, Ирина, Ирочка, Ириша и т. д..
3.Упражнение «А вы не знаете, что я люблю, умею»
Цель: создание доброжелательной атмосферы.
Первым говорит ведущий и бросает мяч любому игроку.
Ребенок заканчивает предложенную фразу, и бросают мяч следующему участнику в произвольном порядке. У каждого мяч должен побывать несколько раз.
4.Рассказ о содержании программы.
Рассказ о структуре программы, о том, чем будут заниматься ребята на занятиях, что они узнают о себе и как этим воспользоваться при выборе профессии.
5.Принятие правил работы.
Цели: Договориться о правилах совместной работы.
Для того чтобы наша работа была эффективной надо принять определенные правила нашего взаимодействия. Сейчас я вам предложу некоторые правила, мы их будем обсуждать, нужны ли они в нашей работе, примем их или, поменяем на другие.
Каждое правило обсуждается, если принимается, записывается на ватмане.
Правила:
1.Пунктуальность.
Начинать и заканчивать занятия во время.
2.Говорить по одному.
Когда высказывается кто-либо из группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет. Этим мы даем ему понять, что нам интересно его мнение. Не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит. И лишь после этого задаем вопросы, спорим .
3.Конфиденциальность.
Все, что происходит во время занятий, никогда не выносится за пределы группы. Это дает уверенность в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами. Доверие друг другу поможет быть более искренними.
4.Говорить от своего имени.
Во время обсуждений отказываемся от безличной речи, скрывающей собственную позицию. Заменять высказывания типа: «Большинство людей считает…» на «Я считаю…», «Я думаю…».
5.Безоценочность.
При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Например, не говорим: «Ты плохой», а говорим: «Ты плохо поступил».
6.Здесь и теперь.
Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого, о том, что происходит в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
7.Активное участие.
Если нет дополнений или изменений каждый участник ставит под правилами свою подпись, говоря этим о согласии их выполнять.
Правила висят на видном месте, на протяжении всех последующих занятий.
6. Упражнение «Профессия на букву»
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или активизация уже имеющихся знаний о профессиях.
Инструкция: «Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть показать, насколько мы знаем мир профессий».
.Ведущий называет первую буквы, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, то ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Желательно больше 5-7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы м, н, о…), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я…).
7.Игра «Самая- самая профессия»
Цель: упражнения повысить уровень ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Инструкция: Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны обсудить и записать профессии, которые, по мнению вашей команды в наибольшей степени подходят. Один представитель от команды представляет выбранную профессию.
Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
Например, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми денежными?…
Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.
(самая зеленая, самая сладкая, самая волосатая, самая неприличная, самая детская, самая смешная…)
Важным элементом является обсуждение. Ведущий должен проявлять уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение профессий должно опираться на объективные знания о них.
8. Игра «Нужные люди».
Ведущий предлагает участникам рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5. Затем все 1-е номера объединяются в одну подгруппу, 2-е - в другую подгруппу и т. д. Каждая группа получает свое задание, но все должны составить список профессий, которые необходимы в какой-либо сфере деятельности.
Варианты:
- список профессий для фирмы, занимающейся производством хлебобулочных изделий;
- список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;
- список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;
- список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности;
- список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров;
- список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью.
Время на работу в подгруппах - 7-10 минут. Затем от каждой подгруппы выходит один представитель и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими. Другие подгруппы после заслушанного списка могут дополнить перечень.
Рефлексия на игру.
Ведущий выясняет у участников игры, в какой сфере деятельности им было сложнее перечислить профессии, а какая была более полно раскрыта; что вызывало наибольшую трудность; каким образом участники справлялись с заданием.
9. Упражнение «Подарок».
Цель: специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.
1.Инструкция: «Представьте, что у вас есть общий друг (далее мы уточним, что за друг), который приглашает вас всех на день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. Каждый в течении 30 секунд должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом надо выполнить 3 условия:
- Подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия)
- Подарок должен быть с «изюминкой», то есть быть веселым, необычным (предполагается, что друг – человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, то есть как бы «откупятся» от него).
- Подарок должен быть вам доступным по цене.
2.Дается время (примерно 3-4 мин), чтобы каждый придумал другу подарок. Профессия друга определяется.
3.После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) может задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга, сколько подарок будет стоить и т.д.. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
4.В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее удачными, интересными.
Заметим, что и сам ведущий должен назвать свой подарок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.
Можно предложить другой вариант проведения упражнения, когда участники разбиваются на небольшие команды (по 2-5 человек)и там уже обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок какой команды оказался удачнее.
10.Упражнение «Это здорово!»
Цель: умение рассказать другим о своем положительном умении или таланте.
Участники стоят в кругу. Кто-нибудь должен выйти из круга и сказать о своем положительном качестве или умении. Например: « Я умею хорошо танцевать». В ответ на каждое такое высказывание все должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди, каждый не менее трех раз.
11.Подведение итогов.
перерыв
1.Упражнение «Крокодил»
Цель: создание благоприятной атмосферы для работы, «погружение» в тему тренинга
Инструкция: Группа разбивается на две команды. Первая загадывает какую-либо профессию, а вторая делегирует своего участника (с его согласия) которому они сообщат загаданную профессию. Последний должен изобразить ее только с помощью жестов и мимики, а его команда пытается понять, что было загадано. Команды загадывают профессии по очереди.
Обсуждение: что помогало справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение.
2.Упражнение « Кто есть кто?»
Цель игрового упражнения дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.
Инструкция: Перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (10-15штук), называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
.Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для данной профессии).
Если игроков немного, то показать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой на одного, другой на другого).
.Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
3.Анализ ошибок, сопутствующих выбору карьеры
Цель: предупреждение ошибок при выборе профессии, анализ мотивов при выборе профессии.
Ребята разбиваются по парам и получают карточки с ошибками при выборе профессии.
Их задача разыграть как сценку каждую ошибку. Задача остальных определить, что за ошибка.
Ошибки, сопутствующие выбору профессии.
- увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»
- Выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе.
- Только на основании высокой оплаты труда.
- Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний.
- Отождествление учебного предмета с профессией.
- Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию.
- Выбор профессии «за компанию» с друзьями.
- неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях и т.д.).
- незнание или недооценка своих физических особенностей, существующих при выборе профессии.
- предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными.
Теперь каждый из вас зная возможные ошибки, может еще раз подумать над правильностью своего выбора.
4.Игра «Рекламный ролик»
Цель: Умение находить положительные стороны в любой профессии.
Инструкция: Представьте себя сотрудниками рекламной службы. Вам заказывают рекламный ролик и просят прорекламировать профессию. Ваша задача представить это публике так, чтобы подчеркнуть лучшие стороны и вызвать интерес. При необходимости можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате, а так же цветную бумагу, краски, скотч, клей. Длительность каждого рекламного ролика не более 3 минут.
Каждая команда вытянет карточку, на которой написано название профессии.
Упражнение завершается обсуждением роликов. Выбирается самый лучший.
5.Игра «Ловушки – капканчики».
Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представление о путях преодоления этих препятствий.
- Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель( поступление в конкретное учебное заведение, окончание данного учебного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получения наград, премий ит.д..)
- В группе выбирается доброволец, который будет представлять какого-то вымышленного человека ( если доброволец пожелает он может представлять самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много.
- Общая инструкция: Сейчас каждый уже зная к каким целям стремиться наш главный герой, должен будет определить или придумать для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Обратите внимание на то, что трудности могут быть как внешние, исходящие от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренние заключенные в самом человеке. Выделяя трудности каждый должен подумать как их преодолеть. Далее игроки, включая главного героя, записывают на своих листочках основные трудности.
- Каждый по очереди называет свою трудность. Если трудность будет явно надуманной, то группа сама должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.
- Главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть. После него о своем варианте говорит игрок, назвавший эту трудность.
- С помощью других игроков определяется, чей вариант оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
- Подводится общий итог.
6.Игра «Профконсультация»
Общая схема игры следующая.
- все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды по три человека).
- В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», кто-то «профконсультантом».
- Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащиеся отвечать на них продуманно и обоснованно. Лучше эти вопросы записываются на ватмане.
-Какую профессию собирается выбрать учащийся и почему?
-Куда он собирается поступать после школы?
-Какие трудности он видит на пути к профессиональной цели?
- Как он собирается преодолевать эти трудности, как собирается готовиться к профессии
и поступлению в профессиональное учебное заведение?
-Если у него резервный вариант выбора?
- каждому участнику на отдельном листочке бумаги раздаются таблички, в которой будет отображать итоги беседы.
Консультант | Учащийся | |||
Вопросы | Мои оценки ответов учащегося | Мои оценки собственных рекомендаций | Оценки моих собственных ответов | Оценки рекомендаций консультанта |
Выбираемая профессия | ||||
Дальнейшее обучение | ||||
Трудности На пути к цели | ||||
Как преодолевать эти трудности | ||||
Резервный вариант |
5.В течении 5-10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу эти вопросы и отвечая на них.
6.Каждому учащемуся предлагается в таблице оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает ответы «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). На пример ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 5-балльной (10) школе. После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.
7.Далее «консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой лучше иметь резервный вариант…
8.Далее и «консультант» и «учащийся» отдельно оценивают на своих листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными, используя для этого ту же шкалу.
После этого игроки меняются ролями и игра возобновляется. Лучше меняться по команде ведущего (заблаговременно предупредив когда произойдет такой обмен ролями).
Подведение итогов.
7.Проективный рисунок « Дорога в жизнь»
На больших листах бумаги ( по количеству участников) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизненном пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.
8.Подведение итогов.
Каждый участник говорит о том, чему он научился, о результатах, которые он получил для себя лично, и о том, как полученный опыт может помочь ему в будущем.