ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «Я ВСЕ СМОГУ»
В процессе развития подростки сталкиваются с разного рода сложностями, в которых раскрываются их свойства личности, установки, ожидания, насколько они усвоили и усваивают нормы поведения в обществе. Трудные жизненные ситуации всегда персонализированы, у кого-то из подростков сложности стимулируют азарт борьбы, а кто-то наоборот принимает пассивную форму поведения. Что точно сопровождает подростка на данном этапе, это изменение поведения, которые невозможно не заметить, они могут проявляться и в изменчивости настроения, тревожных, депрессивных состояниях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
«Я ВСЕ СМОГУ»
Составитель:
педагог - психолог
Антонова О.М.
Москва, 2018 г.
Пояснительная записка.
В процессе развития подростки сталкиваются с разного рода сложностями, в которых раскрываются их свойства личности, установки, ожидания, насколько они усвоили и усваивают нормы поведения в обществе. Подростковая стадия погранична между детством и взрослостью. Неуспеваемость, семейные конфликты, интеллектуально-эмоциональная недостаточность, прагматичность, отсутствие жизненных целей, все это имеет большое значение в подростковом возрасте и влияет на возникновение психологических проблем, которые в свою очередь приводят к трудностям взросления.
Трудные жизненные ситуации всегда персонализированы, у кого-то из подростков сложности стимулируют азарт борьбы, а кто-то наоборот принимает пассивную форму поведения. Что точно сопровождает подростка на данном этапе, это изменение поведения, которые невозможно не заметить, они могут проявляться и в изменчивости настроения, тревожных, депрессивных состояниях. Прежде чем предложить программу «Я все смогу», хотелось бы отметить необходимость индивидуального консультирования подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. То есть параллельно групповой формы работы проводить и индивидуальную. А также. перед тем как приступить к занятиям провести анкетирование на изучение самооценки личности старшеклассника (Тест – опросник из 32 суждений) и в конце тренинга, что позволит проанализировать успешность данной программы. Для осознания важности процесса, каждому участнику сформулировать «Что я жду от этих занятий?» написав в начале и просмотреть в конце, на завершающем занятии, что удалось, а что нет.
Цель программы «Я все смогу»: профилактика поведения подростков посредством формирования позитивной «Я» - концепции, развитие личностных ресурсов на основе своих особенностях, повышение социальной и персональной компетенции, принятия и интериоризации безопасных форм поведения в трудных ситуациях.
Задачи программы:
- создание условий для выработки таких стратегий поведения в трудных ситуациях, которые способствовали бы психосоциальной адаптации и личностному благополучию.
- формирование навыков самоанализа, адекватной самооценки;
- формирование умения учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
- формирование и развитие навыков активного слушания и понимания партнера;
- формирование умения работать в коллективе.
Результатом реализации программы является формирование у подростков умений и навыков:
- адекватно оценивать ситуацию;
- понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
- преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
Возраст детей: 15 - 16 лет
Срок реализации программы: 8 академических часов.
Формы занятий: интерактивные игры и разминки; ролевая игра; мозговой штурм; арт-терапевтические методы; элементы сказкотерапии; групповое обсуждение.
Режим: продолжительность 1 академический час 1 раз в неделю от 8 до 12 участников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы занятий | Всего часов: |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Итого: | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1 Знакомство членов группы с ведущим, беседа о программе, принятие правил поведения на тренинге и проведение анкетирования.
- Цели: знакомство, установление правил поведения в группе.
Принятие правил работы группы:
- приходить вовремя;
- конфиденциальность группы;
- не критиковать;
- говорить по одному;
- каждый имеет право отказаться от выполнения упражнения;
- уважать других.
Разминка: «Имена по кругу»: представление своего имени с любой ассоциацией.
2. Беседа о программе, ожиданиях у участников, проведение анкетирования. Упражнение «Касание спинами» выберите пару с кем бы вы хотели по взаимодействовать, сидя спинами друг к другу попробуйте описать друг друга: цвет глаз, волос, прическу, выражение лица. Насколько вам удалось описать правильно?
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
.
Тема №2 «Какой Я»
- Цели: продолжение знакомства, установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться?
Разминка: «Если бы ты был животным, то каким?» все участники высказываются по кругу.
- «Звездопад» цель игры – мотивация участников на дальнейшую работу.
Вступление ведущего: «Иногда мы не замечаем, как с неба падают звезды, а ведь могли бы загадать желание. Часто мы находимся рядом с чем-то, что может нам помочь в понимании этого.»
Инструкция: «Оглянитесь по сторонам перед вами карточки-звезды на них написано послание, как это послание отзывается для вас? прочувствуйте что оно для вас, означает, попробуйте по очереди озвучить его, рассказав о его ценности и смысле для вас»
Что ценного вы нашли в вашей «звезде»? Как можно в дальнейшем использовать послание «звезд»?
После проведения группового высказывания, предложить подарить свою «звезду» другому участнику, при этом важно обосновать свой выбор.
Релаксационное упражнение на визуализацию «Летний дождь»: «Представьте, что вы стоите на опушке леса. Перед вами раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга. Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь, ка подул слабый ветерок. Вот он становится все сильней и сильней. Солнце закрыла череда грозовых туч. Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, ка ветер уносит все не нужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила, твоя энергия.
Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.
Ты видишь как дождь стихает, небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным.»
Автор Г.Э. Бреслав.
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Пожелания»
Цель: подкрепление положительных эмоций.
Передайте мяч тому, кому хочется, со словами: «Я желаю тебе...».
Тема №3 «Я и мои чувства»
- Цели: продолжение знакомства, установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться?
Разминка «Приветствие»
Сейчас мы с вами будем здороваться, но не просто за руку, а необычным способом. Задача - поздороваться теми частями тела, которые я вам буду называть.
Ведущий называет разные части тела, которыми участники должны здоороваться (коленями, локтем, головой, запястьем, пятками, спиной и др.) и дает время на выполнение задания. Желательно начинать с более простых задач, постепенно усложняя.
В зависимости от желания ведущего, может быть использована любая другая игра на приветствие.
А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме.
- Что такое чувства?
Это один из самых трудных вопросов, которые приходится слышать. Постараемся сегодня с вами обсудить эту проблему.
У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни – это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка».
Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом.
Третий уровень – высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.
Чаще всего мы контактируем с нашими чувствами. Мысли, представления, поведение являются специфическими отображениями чувств, с помощью которых мы можем изменять наш действительный образ, и это влияет на наши чувства.
Например, представим себе, что ты идешь на танцы с девушкой (парнем), но тебя терзает мысль о том, что твой (твоя) партнер скажет, что ты плохо танцуешь. В связи с этим ты вместо радости будешь испытывать страх, стыд, смущение. Важно понять, что мышление, суждение о чувствах - это не чувства.
Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» люди отвечают: «Думаю, что хорошо». Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например, Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение.
Мы немного научились называть свои чувства, сейчас поговорим о том, как их определять. Обычно мы определяем чувства по их признакам - вербальным и поведенческим: тону голоса, выражению лица, жестам, зрительному контакту. Хороший актёр с помощью лишь жеста или взгляда может выразить свои чувства зрителю. Для того чтобы распознавать чувства, важно на какое-то время рассудочно отнестись к ситуации, которую мы пережили, сравнивать её с общепринятыми образцами. Рассмотрим чувства «беспокойство или боязнь». Что происходит при этом с твоим воображением, если твои чувства касаются будущего, того, что может случиться? Это значит, что боязнь и беспокойство требуют воображения себе того, чего бы ты не желал в будущем. Независимо от того, как долго ты будешь искать эти чувства среди своих прошлых и настоящих переживаний, ты не сможешь найти ситуацию, в которой появились эти беспокойство и боязнь.
Чтобы почувствовать боязнь в настоящем, необходимо вернуться в прошлое. Постарайся вообразить себе нежелаемую ситуацию. Например: экзамен, к которому ещё не готовился; прыжок с парашютом; признание в любви девушке, с которой только что познакомился, и её отказ. Запомни это чувство, обрати своё внимание на поведенческие признаки, которые ему сопутствуют, на эмоции, возникшие при этом. Попробуем лучше разобраться с этим на примере чувства сожаления.
Чтобы появилось это чувство, вернёмся при помощи воображения в свое прошлое. Достаточно будет вспомнить то, что прошло мимо нас. Например, не выиграл выигрышный билет «спортлото».
Чтобы почувствовать скуку, сконцентрируем своё внимание на настоящем. Воображаем себе то, чего нет. Можем одновременно переживать целую гамму чувств, это зависит только от нашего детектора чувств. Для того чтобы повысить его чувствительность, необходимо тренировать распознавание и называние чувств.
Как выражать свои чувства?
Ответ - как можешь. Говори о том, что чувствуешь, а не о том, что думаешь или полагаешь. Выражение чувств необходимо для твоего психического здоровья и твоего развития. Появление большинства интерперсональных проблем является следствием ненадлежащего использования чувств. Люди стараются приглушить, исказить, затаить свои чувства. Творческое выражение чувств достаточно хлопотное, так как люди игнорируют свои чувства и чувства окружающих. Когда ты видишь, как кто-то плачет или грустит, тебе же хочется подойти к нему и успокоить: «Не плачь, не грусти»? Кто-то злится, а мы говорим: «Успокойся, возьми себя в руки». Людям трудно говорить о своих чувствах,
так как это несёт определённый риск: кто-то может их отвергнуть или может иметь над ними власть.
Существует два способа выражения чувств: вербальный - с помощью слов и невербальный - с помощью поведения. Мы займёмся вербальным способом. Тот, кто не умеет правильно выражать свои чувства, выражает их опосредованно: либо приклеивая окружающим этикетки (когда злится, называет другого эгоцентричным или строптивым; когда доволен, называет другого милым человеком; когда чем-то озабочен, считает другого слишком суровым), либо раздает приказы («Заткнись»), задает вопросы («Безопасно ли так быстро ехать?»), выдвигает обвинения («Вообще обо мне не заботишься!»), либо приклеивает прозвища, использует иронию, похвалу, критику и т.д. Такой человек не называет свои чувства, он прячет их (гнев, неуверенность, страх, горечь и т.д.). Конструктивное выражение чувств должно относиться к «я» и содержать название чувства: грустно мне, я грущу и т.д.....
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Тема №4 «Я и другие»
- Цели: продолжение знакомства, установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться?
Разминка: «Зеркало»
Цель: межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости, обратная связь.
В паре один человек повторяет движения другого. Вариант - вся группа повторяет движения одного.
- Игра «Пруд»
Давайте послушаем историю:
Представьте себе, что в одном уютном пруду обитают цапля, лягушка и бабочка. Все мы знаем, что цапля питается лягушками, а лягушка кушает бабочек. По условию нашей игры и цапля, и лягушка жутко голодны. Умереть, естественно, никто не хочет. Как же быть?
Сейчас мы поделимся на три команды. Задача каждой команды отстоять свою позицию. Первая отстаивает позицию цапли, вторая - лягушки, третья - бабочки.
На подготовку аргументов каждой команде дается по 5 минут. Затем начинается дискуссия.
Как мы видим из игры, конфликты, как правило, начинаются из-за различий во взглядах на какой-нибудь вопрос.
Давайте остановимся на наиболее часто встречающихся причинах конфликтов.
Для наглядности мы будем проигрывать каждую ситуацию.
Итак, первая причина: конфликт из-за обидных формулировок.
Например, представьте себе, что в семье происходит конфликт по поводу невынесенного мусора или стирки белья. Какими фразами обычно обмениваются члены семьи в такой ситуации?
Ведущий записывает на флипчарте фразы, наподобие: «Неужели так сложно вынести мусор, когда я тебя об этом прошу»; «Я целый день, как белка в колесе, неужели сложно включить стиральную машину»; и т. д.
Давайте попробуем перефразировать эти слова так, чтобы смысл был тот же, а обиды в них не звучало.
Например: «Я сегодня очень устала, помоги мне, пожалуйста, со стиркой белья».
Вторая причина: разница во мнениях.
Давайте поделимся на те же группы, которые были в начале занятия на игре «Пруд». Каждая команда получит утверждение. Возможно, некоторые утверждения покажутся вам знакомыми. Мы довольно-таки часто можем их услышать от родителей, учителей да и вообще от людей старшего возраста. Ваша задача - найти в этих фразах как можно больше рационального, правильного. На это задание у вас 5-7 минут.
Фразы:
Думать надо об учебе, а не о гулянках!
Посмотри, как ты выглядишь! Мальчики/девочки не должны так одеваться.
Я лучше знаю, что тебе нужно.
Обсудите упражнения, выслушайте мнения. По желанию ведущих, фразы могут быть другими.
Третья причина: невнимание.
Часто люди требуют внимания, но не получают его от нас. Всем приятно, когда окружающие помнят о дате рождения, замечают обновки и пр.
Нам нужен доброволец (выбрать добровольца). Встаньте спиной к группе. Я буду задавать вопросы о членах группы, постарайся ответить.
Примерный список вопросов: у кого сегодня не очень хорошее настроение, какие на участниках предметы одежды, какой у кого-либо из участников цвет волос, глаз.
Если доброволец хорошо справился с заданием - отметьте это обязательно, так как такие ситуации очень редкие. Можно вызвать еще кого-нибудь, если позволяет время, или один из участников считает, что он лучше бы справился с заданием.
Как мы видим, мы не всегда проявляем внимание, а отсутствие внимания может спровоцировать конфликтную ситуацию.
Четвертая причина: конкуренция.
Что такое конкуренция? Как вы думаете? (выслушайте варианты) Да, действительно, конкуренция появляется, когда несколько человек претендуют на одно и то же - вещь, должность, значимого человека и т. д. Давайте на примере простого упражнения попробуем прочувствовать, что же такое конкуренция. Для этого проведем небольшое упражнение, называется оно «Коллекционер».
Для этого упражнения ведущий заранее должен приготовить мелкие предметы - скрепки, спички, зубочистки - на усмотрение ведущего.
Инструкция к упражнению: мелкие предметы ведущий высыпает на пол и предлагает участникам собрать каждому как можно больше предметов из рассыпанных, но с условиями: во-первых, нельзя брать и носить в руках больше, чем 3 предмета: взял три предмета - положи в свою отдельную кучку; во-вторых, и это главное условие - нельзя препятствовать отбору предметов из своей кучки, то есть любой быстрый и ловкий участник может в любой момент взять три предмета из вашей кучки. На игру отводится 5 минут.
Ну, как вам упражнение? Какие чувства возникали, когда кто-то из вашей честно набранной кучки пытался забрать предметы? И не только пытался, но и забирал! А кому было интересней не собирать самому, а утаскивать предметы из кучек соседей? (обсудите с участниками упражнение)
Мы с вами остановились на самых основных причинах конфликтов. Как вы думаете, какие еще причины могут быть? (выслушайте варианты; например, непонимание позиции другого человека, личная антипатия, неприязнь, некие ограничения и т. д.)
Давайте вместе подумаем, как можно предотвратить конфликты.
Мозговой штурм. Ведущий фиксирует ответы на флипчарте. Например:
Имейте свою четкую позицию, но не пытайтесь навязать ее окружающим, ибо в споре рождается только спор, а не истина.
Будьте добрее и терпимее.
Расставляйте приоритеты - не всегда ситуация, из-за которой конфликт вот-вот разгорится, стоит того.
Помните о своем эмоциональном состоянии: если эмоции зашкаливают, лучше повременить с разрешением ситуации, ведь эмоции - не самый хороший советчик.
Относитесь к ситуациям с юмором.
Давайте людям право на ошибку.
Не переходите на личности: оценивайте ситуацию в целом, а не человека.
И др.
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Пожелания»
Цель: подкрепление положительных эмоций.
Передайте мяч тому, кому хочется, со словами: «Я желаю тебе...».
Тема №5 «Я в конфликте»
Цели: продолжение знакомства, установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
- Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться?
Разминка «Прогноз погоды»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
Перейдем теперь к нашей теме: "Что же такое конфликт"
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
2. Игра "Воздушный шар"
- Прошу всех внимательно выслушать информацию.
- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Канат | 50м |
2 |
Аптечка с медикаментами | 5 кг |
3 | Компас гидравлический | 6 кг |
4 | Консервы мясные и рыбные | 20кг |
5 | Секстант для определения местонахождения по звездам | 5 кг |
6 | Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов | 25 кг |
7 | Конфеты разные | 20 кг |
8 | Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа) | |
9 | Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 8 кг |
10 | Палатка 10-местная | 20кг |
11 | Баллон с кислородом | 50кг |
12 | Комплект географических карт | 25 кг |
13 | Канистра с питьевой водой | 20л |
14 | Транзисторный радиоприемник | 3 кг |
15 | Лодка резиновая надувная | 25 кг |
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Итог:
Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:
- Я поздравляю вас, вы успешно справились.
- Как вы думаете в чем причина успешного выполнения задания?
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:
- экипаж разбился
-давайте подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.
Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Тема №6 «Прошлое и настоящее»
Цели: установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
- Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться?
Разминка «Телетайп» на групповое сплочение, снятие возбуждения.
Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным пожатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить рукопожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим.
- А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме.
Упражнение «Автобиография».
Инструкция:
Цель автобиографии
Основная цель этого задания — ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Нас здесь будет интересовать не столько перечень внешних событий как таковых, сколько внутренняя история нашей жизни, исследований тех условий, событий и людей, которые повлияли на нее, и то как происходило взаимодействие с ними. Для того, чтобы люди, которые, возможно, будут читать вашу биографию, понимали, о чем идет речь, следует вкратце остановиться на каких-то существенных внешних событиях вашей жизни, таких как время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, количество братьев и сестер и каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили, и какие природные условия вас окружали. Постарайтесь указать влияние всех этих факторов на ваше развитие, и, вообще, если вы ссылаетесь на какие-то внешние обстоятельства своей жизни, объясните, какое, по вашему мнению, влияние они на вас оказали.
Стиль
Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того места в своей жизни, которое по каким-то причинам привлекает их больше всего. Каждый из этих подходов может применяться достаточно успешно. Иногда хорошо их сочетать, набросав вначале общий план основных событий в хронологическом порядке, а потом останавливаясь подробно на том, что в данный момент больше всего привлекает, а затем вновь возвращаясь к плану, чтобы проверить не выпали ли из рассказа какие-то существенные моменты. Пишите так, чтобы вам было легко, даже если при этом ваше изложение будет грешить против грамматических и стилистических правил. Самое важное — начать писать любым способом. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания, и не страшно, если важные вопросы и проблемы проявятся не сразу, но лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
Списывая свою жизнь, будьте как можно более откровенны и беспристрастны, не пытайтесь подвергать цензуре те места, которые могут, по вашему мнению, представить вас в невыгодном свете. Наоборот, вы почувствуете, что обращая внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь, вы узнаете немало полезного для себя. Постарайтесь указать в чем заключаются ваши «больные места». Стремясь достичь наиболее объективной и честной позиции во взгляде на свою жизнь, вы сможете лучше ее осознать и в дальнейшем предпринимать более конструктивные шаги.
Если вы обнаружите, что ваша биография оказалась слишком длинной и бессвязной, хорошо вдобавок к ней написать более короткий и четко организованный вариант, который поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы. Длинный вариант послужит тому, чтобы вы почувствовали себя свободнее и отобрали материал; он важен для вашего внутреннего использования. Короткий вариант поможет рассказать о себе другим и организует ваши собственные мысли.
Ваше развитие в целом
Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими; чтобы защититься от них? Проиллюстрируйте все это своими рисунками.
Опишите любые кризисы развития или поворотные моменты вашей жизни, во время которых происходили изменения в вашем отношении к жизни или уровне осознания. Такие события часто переживаются как «испытание» или «инициация» и могут проходить как кризис или проверка на прочность.
Какие стереотипы вы замечаете в своей жизни? Существуют ли какие-нибудь определенные конфликты, которые повторялись в различных ситуациях? Вынесли ли вы из своего жизненного опыта какие-то уроки?
Конкретные вопросы
- Опишите ваши самые ранние воспоминания, и неважно, действительно вы это помните или это плод воображения. Опишите свои повторяющиеся детские сны. Укажите любые травмировавшие вас события, например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания и т.д. Как это повлияло на вас?
- Характер жизни в целом и ее значение
- Рассказывая о своей жизни, подумайте, какой, как вам кажется, она отражает персонаж? Придумайте миф или сказку о своей жизни.
- Запишите ее и проиллюстрируйте рисунками, на которых основные действующие лица будут представлены в виде каких-то персонажей.
- Если бы вам пришлось ее озаглавить, какие бы названия (название) и подзаголовки вы использовали? Принимаете ли вы свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
- В чем, как вы полагаете, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Тема № 7 «Мое будущее».
Цели: установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
- Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться?
Разминка "Похвали себя"
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.
Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили себя?
- А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме.
Задание «Планирование будущего»
Инструкция:
Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начала необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого: семейная, учебная, досуговая.
В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более-менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.
Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.
Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.
Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.
Определите пути преодоления этих недостатков.
Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.
Определите пути преодоления внешних препятствий.
С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату.
Упражнение "Комплимент"
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.
Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили вас? Когда хвалили вы?
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Тема № 8 «Я смогу».
Цели: установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения.
- Ведущий: как прошла ваша неделя, что нового, чем хотелось бы поделиться? У нас с вами заключительное занятие, начнем мы его с разминки.
Разминка Упражнение: Передай чувство мимикой.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить, что за чувство.
Итог: - Как вы себя ощущали, когда ваше чувство отгадывали правильно?
- А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме, проведение анкетирования.
Беседа: Чему я научился на этих занятиях? Что дала мне группа? Как я использую тот ресурс, который получил на занятиях? И напоследок давайте проведем медитацию с визуализацией "Судно, на котором я плыву".
- Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух спокойно наполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Это волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается вверх по руке… До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая, обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично. А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки…
(Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца).
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каменной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди. . По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе позвоночника, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул… Из челюстей… Губы становятся мягкими и податливыми… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они просто сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр – этот воздушный поцелуй. . Воздух несет вам свою целебную энергию…Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Все ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется, уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией… Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого – то, может быть, это его собственный дом, для кого – то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого – то – просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну… побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места. (пауза). А теперь пойдем дальше… Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и "Наутилуса" капитана Немо… Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне…
Осмотрите внимательно то, что вы выбрали.
Это громадный фрегат или обычная парусная лодка?
А может быть, легкий моторный катер?
Какова форма вашего судна?
Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм?
В какой цвет окрашены борта вашего судна?
Есть ли у него якорь?
А может быть, он вам совсем не нужен?
Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?
Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там?
Или на борту никого нет?
Как выглядит встречающий?
Прислушайтесь: он что – то говорит вам… Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку… Поднимитесь на капитанский мостик… Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм… Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое – то место для себя на своем судне. Посмотрите – здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения? Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт… Все дальше и дальше берег… Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве… вы двигаетесь к своей цели… Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю… Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите…
Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань… Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжить и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса… Вы уходите дальше и дальше от своего судна… И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело… Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы будете все больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру "один" и вы станните отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
- Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, подвигайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Не делайте это слишком быстро.
Обсуждение эффектов упражнения.
Перед обсуждением эффектов упражнения ответьте на несколько вопросов.
Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.
В какой цвет оно оказалось окрашенным?
Как оно называется?
Встретил ли вас кто – либо на борту судна?
Что сказал вам встречающий?
Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна?
Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?
Увидели ли вы название конечного пункта?
Что произошло с вами во время плавания?
3. Обсуждение итогов занятия, рефлексия.
4. Ритуал прощания: «Подарок»
Участники встают в круг
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Список литературы:
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000
Вачков И.В. Сказка о конфликте и контакте. Школьный психолог, № 47, 1999
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. М., 1999
Е.А. Леванова, А.Н.Соболева, В.А. Плешаков, Г.С. Голышев Игра в тренинге. Личный помощник тренера. Питер, 2011
В.В. Петрусинский Е.Г. Розанова Психотехнические игры и упражнения. Техники игровой психокоррекции Владос, 2013
Джерри Уайлд Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков МПСУ, Воронеж, МОДЭК, 2013
Г.Э.Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, Речь, 2007
Инетрнет ресурс:
http://www.psyhoterapevt.ru/treningteen.htm
Приложение № 1
Упражнение «Звездопад»
Каждое дитя до некоторой степени гений, и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр | Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Н. Макиавелли | Чем выше летает чайка, тем дальше она видит. Р.Бах |
Всякий видит, чем ты кажешься, не многие чувствуют, кто ты на самом деле. Н. Макиавелли | Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. Э. Кюблер-Росс | Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно – смешно. Обращаться не серьезно – опасно. А. Рюноскэ |
Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится. Ф. Ларошфуко | Если ты хочешь иметь, то чего никогда не имел, то должен делать то, чего никогда не делал. | Ориентируйся на новое. Старый опыт важен, но не всегда полезен. |
Будь внимательнее у тому, что происходит вокруг. |
Приложение 2.
Составь свой список чувств, постарайся вписывать названия чувств, разделяя их на две категории: ПРИЯТНЫЕ и НЕПРИЯТНЫЕ. Тебе легче будет составить такой список, если ты вспомнишь из своего прошлого какие-то моменты.
Например: Вспомни, как было на море, в горах.
Вспомни восход или заход солнца.
Вспомни встречу с приятелем, которого давно не видел, или с теми, кто тебя обманул.
|
|
- Поставь (+) перед теми названиями, которые ты использовал(а) в своём списке, если появились новые названия, допиши их..
Акцептация(принятие) | зависть | разочарование |
Беспомощность боль | испуг любовь | раздражение радушие |
беспокойство безмятежность | нежность ненависть | ревность растерянность |
боязнь благосклонность | неуверенность недоверие | рассеянность спокойствие |
вожделение | недовольство | симпатия |
вина | негодование | смущение |
враждебность | надежда | стыд |
восхищение | отвращение | сомнение |
восторг волнение голод грусть | отверженность обескураженность облегчение обида | тоска тревога удовольствие ужас |
доверчивость | отчаяние | тепло |
долг дружба | одиночество огорчение | унижение эйфория |
жажда | паника | ярость |
жалость злоба | презрение подавленность | |
замешательство | Печаль | |
злость | Радость |
и другие
Приложение 3
Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения
"Потерпевшие кораблекрушение"
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Коробка шоколада. Резервный запас пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу
Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.