ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Афанасьева Ольга Павловна

Увеличение количества детей с проблемами здоровья требует изменения стратегии в отношении их обучения и воспитания, что, в свою очередь, предполагает разработку концептуальных моделей их психолого-педагогического сопровождения. Последнее с необходимостью влечет за собой организацию и проведение специальных исследований процессов социализации и ресоциализации детей и подростков, периодически меняющего образовательно-воспитательное пространство школы и медицинского учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.П.Афанасьева,

кандидат психологических наук,

педагог-психолог Санкт-Петербургского

 государственного  бюджетного учреждения

здравоохранения «Восстановительный центр

детской ортопедии и травматологии «Огонёк»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Увеличение количества детей с проблемами здоровья требует изменения стратегии в отношении их обучения и воспитания, что, в свою очередь, предполагает разработку концептуальных моделей их психолого-педагогического сопровождения. Последнее с необходимостью влечет за собой организацию и проведение специальных исследований процессов социализации и ресоциализации детей и подростков, периодически меняющего образовательно-воспитательное пространство школы и медицинского учреждения. Сопровождение, как пролонгированная социальная и психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в отечественной психологии разработана далеко недостаточно, за исключением отдельных работ (Н. Л. Коновалова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина и др.), во-вторых, подавляющее большинство исследований, посвященных психологическому сопровождению обучающихся не достаточно учитывают индивидуально-психологический потенциал обучающихся, особенности их школьной адаптации и успеваемость, в-третьих, в исследованиях особенностей психолого-педагогического  сопровождения не учитывается  эмоционально-волевые особенности личности  обучающихся, их коммуникативный потенциал и отношение к заболеванию. [2]  Только такой дифференцированный подход позволил разработать в оздоровительной образовательной организации модель  психолого педагогического сопровождения детей-пациентов условиях длительного стационарного лечения (в организации оздоравливаются дети в возрасте от 4 до 18 лет; период оздоровления составляет 47 - 60 дней). Данная модель психологического сопровождения определяется специфичностью условий пребывания ребёнка в лечебном учреждении: 1) функциями, реализуемыми образовательной оздоровительной организацией: социальную адаптацию (социализацию), лечебно — оздоровительную, образовательную (развивающую), досуговую;

2) объективными трудностями, связанными с адаптацией во временном коллективе: -        нарушаются привычные коммуникативные связи с семьей, друзьями. Подростку необходимо устанавливать отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми, подчиняться мнению коллектива (группы в 53-62 человека) и находить компромисс; меняется весь стиль жизнедеятельности: соблюдение режима дня,  правил поведения.

Таким образом, разработка модели  психолого-педагогического сопровождения в значимой мере обусловлена спецификой оздоровительной образовательной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов, режим пребывания, адаптация во временном коллективе и пр.). [1] Кроме того, проблема психолого-педагогического сопровождения обучающихся с низким уровнем успеваемости,  с показателями здоровья, обусловливающими их временное пребывание в медицинских учреждениях, где они вынуждены адаптироваться к меняющимся системам учебно-воспитательной работы, включаться в нестабильную систему отношений с взрослыми (медицинскими работниками и педагогами), а также сверстниками, безусловно, является актуальной в силу ее недостаточной разработанности в отечественной психологии. В то же время, увеличение количества таких детей свидетельствует о практической значимости, востребованности психолого-педагогических исследований, направленных на повышение качества работы специальных служб, в задачи которых входит организация поддержки обучающихся-подростков, испытывающих трудности адаптации к временным учебным группам, как и трудности реадаптации к своей школьной учебной группе после относительно продолжительного нахождения в медицинском центре. В связи с этим, в рамках диссертационного исследования на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» проводился формирующий эксперимент. Экспериментальную группу составили обучающиеся 5-6 и 7-8 классов школы оздоровительной организации в количестве 80 человек, контрольную группу составили обучающиеся 5-6 и 7-8 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Ломоносовская общеобразовательная школа №3» в количестве 80  человек.  В рамках формирующего эксперимента  авторская программа психолого-педагогического сопровождения низкоуспевающих обучающихся решала следующие задачи:

- выявить психологические особенности обучающихся-подростков, определяющие успешность учебной деятельности в образовательной оздоровительной организации;

- провести сравнительный анализ психологических особенностей обучающихся-подростков образовательной оздоровительной организации и общеобразовательной школы  с разным уровнем успеваемости;

- разработать программу психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации;

- апробировать и оценить результативность программы психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации.

Оценка эффективности реализации программы  позволила выявить статистически достоверные различия средних значений психологических особенностей в экспериментальной и контрольной выборках обучающихся-подростков  с низким уровнем успеваемости  при поступлении и по окончании эксперимента.  Сравнительный анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Существуют различия между психологическими особенностями подростков, обучающихся в оздоровительной организации впервые и повторно. Полученные различия выражены в отношении к болезни и эмоциональном состоянии, обусловлены спецификой организации: отрывом от семьи, привычных условий обучения, необходимостью проживания и обучения во временном коллективе сверстников.

2. Низкоуспевающие обучающиеся-подростки 5-6 классов образовательной оздоровительной отличаются от сверстников общеобразовательной школы эмоциональной устойчивостью, низкой подверженностью переживанию социального стресса, высоким уровнем мотивации достижений, дипломатичностью в общении, высокими показателями реактивной тревожности, напряжённостью. Высокоуспевающие обучающиеся-подростки 5-6 классов отличаются от сверстников  экспрессивностью, чувствительностью, эмоциональной устойчивостью, дипломатичностью в общении, напряжённостью, высоким уровнем реактивной тревожности.

3. Низкоуспевающие обучающиеся-подростки 7-8 классов отличаются от сверстников низким уровнем переживания социального стресса, высоким уровнем мотивации достижений, реактивной тревожности. Высокоуспевающие обучающиеся 7-8 классов образовательной оздоровительной организации характеризуются щедростью (открытостью), самостоятельностью, эмоциональной уравновешенностью и высоким уровнем реактивной тревожности.

4. На успешность обучения обучающихся-подростков в образовательной  оздоровительной организации влияют следующие психологические особенности: самооценка, индивидуальные ценностные предпочтения (достижение, универсализм, щедрость (открытость)), чувствительность, напряжённость и отношение к болезни.

5. Обучающиеся-подростки образовательной оздоровительной организации имеют высокие значения мотивации достижения и познавательной активности, всех ценностей, относящихся к категории сохранения, комфортно чувствуют себя во  временном подростковом коллективе, отношение к здоровью носит эмоциональный характер по сравнению со сверстниками общеобразовательной школы.  

6. Высокоуспевающие обучающиеся образовательной оздоровительной организации отличаются от высокоуспевающих сверстников из общеобразовательной школы уверенностью в себе, сдержанностью, спокойствием, жёсткостью и дипломатичностью в общении, низкой подверженностью  переживанию социального стресса, высокими показателями реактивной тревожности. Низкоуспевающие обучающиеся-подростки образовательной оздоровительной организации  отличаются низкоуспевающих сверстников из общеобразовательной школы самостоятельностью, эмоциональной устойчивостью, высоким уровнем мотивации достижения и реактивной тревожности, динамичностью  общения, которая предполагает лидерство в группах.

7. Разработанная и внедрённая в образовательный процесс программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков позволяет развивать психологические особенности, определяющие успешность учебной деятельности в образовательной оздоровительной организации.

Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на задачи психологического сопровождения, определить комплекс профессионально-важных качеств (ПВК) и профессионально-важных умений (ПВУ), составляющих основу готовности психолога к взаимодействию с детьми и подростками  в условиях оздоровительных организациях с нестабильным составом.

Список литературы:

1. Губин, В. А. Программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации  / В. А. Губин, О. П. Афанасьева  // Вестник Рязанского государственного университета: Научный журнал. – Рязань, 2015. - № 2. –  С. 24-32.

     2. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. : 2009. – 400 с.