Психологический аспект отношения к болезни подростков

Афанасьева Ольга Павловна

Изложены результаты исследования отношения к болезни подростков, находящихся в оздоровительных образовательных организациях разного профиля, отмечены такие задачи сопровождения как профилактика заболеваний и укрепление здоровья подростков, роль семьи в формировании отношения к болезни. Гармоничное отношение к здоровью, повышение мотивации к лечению является основной целью обязательной в рамках модели сопровождения программы «Основы школы здоровья».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_aspekt_otnosheniya_k_bolezni.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический аспект отношения к болезни подростков

                                                           Афанасьева Ольга Павловна

                                       Педагог-психолог Санкт_Петербургского

                                      Государственного Бюджетного Учреждения

                                    Здравоохранения Восстановительный Центр

                             Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк»,

                                     г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

                                                   Малиновская Лариса Павловна

                                       Педагог-психолог Санкт_Петербургского

                                      Государственного Бюджетного Учреждения

                                    Здравоохранения Восстановительный Центр

                             Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк»,

                                     г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Изложены результаты исследования отношения к болезни подростков, находящихся в оздоровительных образовательных  организациях разного профиля, отмечены такие задачи сопровождения как профилактика заболеваний и укрепление здоровья подростков, роль семьи в формировании отношения к болезни.  Гармоничное отношение к здоровью, повышение мотивации к лечению является основной целью обязательной в рамках модели сопровождения программы «Основы школы здоровья».

Ключевые слова. Психолого-педагогическое сопровождение, здоровье, отношение к болезни, семья,  мотивация.

The psychological aspect related to adolescent disease

Olga P. Afanasyeva
Teacher-psychologist Sankt_Peterburgskogo State Budget Institutions
Health Recovery Center
Pediatric Orthopedics and Traumatology "Ogonek"
St. Petersburg, Russian Federation

Malinovskaya Larisa Pavlovna
Teacher-psychologist Sankt_Peterburgskogo
State Budget Institutions
Health Recovery Center
Pediatric Orthopedics and Traumatology "Ogonek"
St. Petersburg, Russian Federation

Annotation. The results of studies related to the disease of adolescents in improving educational organizations in different fields, marked tasks such support as the disease prevention and the strengthening of adolescent health, family role in shaping attitudes toward the disease. Harmonious relation to health, increasing the motivation to treatment is the main purpose of mandatory under the "Fundamentals of School Health" program support model.

Keywords. Psychological and educational support, health, attitude to illness, family, motivation.

Адекватно сформированное субъективное отношение ребёнка к своему недугу, желание помочь самому себе и ответственное отношение к своему здоровью являются важными факторами, оказывающими влияние на эффективность лечения, успешность психологической и социальной адаптации, повышение качества жизни, а также, указывает на возможные пути психолого-педагогической профилактики дезадаптивных срывов и кризов. Возникает актуальная проблема тщательного изучения субъективного отношения к болезни для более эффективной медико-психологической реабилитации. Чем младше ребёнок, тем больше формирование его внутренней картины болезни отлично от взрослых. Внутренняя картина болезни может быть фактором и положительным, и отрицательным. Она влияет на проявление и течение заболевания, на отношения в семье, успеваемость, оказываясь причиной душевных конфликтов, иногда приводящих к невротическим наслоениям. Для подростков наиболее тяжёлыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Это связано с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у больного подростка. Для него наивысшую ценность приобретает удовлетворение собственной внешностью. Таким образом, более тяжёлые психические реакции могут вызвать болезни, не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, изменяющие внешность, калечащие травмы и операции (Менделевич И.Г., 1999). Сколиоз в большинстве случаев приходится на подростковый возраст,  значимый для дальнейшего формирования личности. (Д. Б. Эльконин,  А. Е. Личко, Э. Эриксон,). По данным некоторых исследователей, распространённость сколиоза может достигать уровня 10-12% среди подростков в возрасте 10-14 лет. Прогрессирование  ортопедической патологии определяет  необходимость опережающей тактики консервативного лечения, а также психолого-педагогической реабилитации подростков одновременно. В Санкт-Петербурге существует Восстановительный Центр Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк», который специализируется на реабилитации детей и подростков с ортопедической патологией. Спецификой данного учреждения является то, что пациенты имеют возможность лечиться и обучаться по общеобразовательной  программе в течение всего периода восстановления (в среднем период составляет 47 - 60 дней).

Так,  в 2015 году в «Огоньке» получили лечение 1677 детей-пациентов с разными видами патологии позвоночника, преимущественно сколиозом. За последние пять лет количество пациентов «Огонька» остаётся высоким, что является следствием роста патологий опорно-двигательного аппарата, а также высокого травматизма детей в городе. На базе Восстановительного Центра проводилось исследование отношения к  болезни по методике ТОБОЛ среди подростков 12-13 лет из неполных семей в  количестве 25 человек. Для сравнения  исследование отношения к болезни было проведено  среди подростков 12-13 лет с лёгочной патологией, проходящих курс лечения в санатории «Петродворец» г. Санкт-Петербург.  Иерархия типов отношения к болезни подростков с различными проблемами здоровья представлена на рисунке 1.

Рис.1. Иерархия типов отношения к болезни у подростков с различными проблемами здоровья.

Подростки со сколиозом склонны относиться к болезни по эргопатическому типу (уход от болезни в деятельность), так как они имеют опасения по поводу своих возможностей в будущем. Даже при тяжести болезни и страданиях стремятся, несмотря на это, продолжать деятельность. Подростки с диагнозом сколиоз «сжились» со своим диагнозом и, поэтому, во что бы то ни стало, стараются сохранить статус здорового человека. В отличие от сверстников, у подростков с лёгочной патологией превалирует сенситивный тип, для которого характерна чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут жалеть, считать, неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природа болезни и даже избегать общения. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами. В целом в данной группе преобладает эйфорическое или агрессивное отношение к болезни, результатам лечения. Гармоничный тип отношения к болезни (реалистичный, взвешенный) при оценке  своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки тяжести болезни, с выраженным стремлением во всем активно содействовать успеху лечения, а в случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких более предпочитаем в группе подростков со сколиозом.

И К. Менделевич говорит о том, что субъективное отношение к болезни формируется на основании семейного воспитания. По данным, полученным в результате исследования отношения матери (подростки воспитывались в неполной семье) принятие ребёнка доминирует. Имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него, проводит с ним достаточно много времени. Данные в группе подростков с легочной патологией отсутствуют по причине неблагополучного статуса семьи. В распределении ценностей, предложенном представителям обеих групп, различий нет – подростки из неполной семьи с различной патологией значимой считают ценность «дружная семья».

Таким образом, подростки с различным диагнозом имеют различные типы реагирования на болезнь.   У подростков с легочной патологией присутствует тенденция к ситуативно-невротической депрессии. Причиной этого является постоянная нагрузка на эмоциональную сферу подростка в условиях особой социальной ситуации развития. Это способствует формированию психической зависимости больного подростка от ситуации. Психическое напряжение может вызвать расстройства, снижение активности в преодолении трудностей.

У детей с диагнозом сколиоз также присутствует тенденция к повышенному уровню невротизации. Это свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляется негативные переживания (тревожность, напряжённость, беспокойство, раздражительность). Уровень реактивной тревожности у подростков со сколиозом выше, чем у сверстников, что скорее связано с особенностями временного коллектива сверстников.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся на лечении в оздоровительных образовательных учреждениях, представляет особый интерес и высокую значимость. Необходимо отметить, что понятие «сопровождение» тесно связано с понятием «здоровье». Эта связь наиболее отчетливо видна в определении сущностной цели психологического сопровождения. Как указывает И.В. Дубровина: «Цель психологической службы в образовании - психическое и психологическое здоровье детей и школьников» [1].

Наиболее значимыми можно считать такие задачи сопровождения: профилактика заболеваний и укрепление здоровья, социализация, повышение мотивации к лечению. В Восстановительном Центре разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, находящихся на лечении. Основу программы составляет операциональный  блок,  включающий в себя  четыре подблока:  диагностический, коррекционный, консультационный и информационный. Формирования у подростка  адекватного отношения к болезни, гармоничного отношения к здоровью, повышение мотивации к лечению является основной целью обязательной в рамках модели сопровождения программы «Основы школы здоровья», которая включает в себя комплекс мероприятий (уроки здоровья, тренинги, экскурсии, тематические беседы и пр.), направленных на  изменение установки на болезнь, повышение мотивации, понимания собственной значимости в преодолении недуга.

 

Таким образом, данные проведённого исследования подтверждают необходимость психолого-педагогического сопровождения подростков с проблемами здоровья с учетом  специфики  оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов,  режим пребывания, условия временного  коллектива и  пр.).

Список литературы:

  1. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕДпресс-информ, 2008.

2. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. // под ред Дубровиной И.В. — М., 2010.