Поступательное развитие психологических особенностей низкоуспевающих подростков в условиях оздоровительной организации
Актуальность психологических исследований проблемы успешности учебной деятельности представляется особенно значимой. В реалиях образовательной среды современного общества обозначено противоречие между высокими требованиями к формированию успешного обучающегося-подростка и недостаточностью работ по изучению и развитию эмоциональных и личностных особенностей, определяющих успешность учебной деятельности подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поступательное развитие психологических особенностей низкоуспевающих подростков в условиях оздоровительной организации
О.П. Афанасьева, СПбГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк», г. Санкт-Петербург
Актуальность психологических исследований проблемы успешности учебной деятельности представляется особенно значимой. В реалиях образовательной среды современного общества обозначено противоречие между высокими требованиями к формированию успешного обучающегося-подростка и недостаточностью работ по изучению и развитию эмоциональных и личностных особенностей, определяющих успешность учебной деятельности подростков, обучающихся в образовательной оздоровительной организации. Современные российские подростки воспринимают успех, как ценность и имеют установку на успех. Однако общая незрелость личности, её активное развитие и совершенствование создают на пути к успеху подростка самые разные препятствия, обусловленные возрастными особенностями, несформированностью Я-концепции и эмоциональной нестабильностью [С.Л. Рубинштейн, 1958; П.Я. Гальперин, 1997]. Особую актуальность данная проблема приобретает в образовательных оздоровительных организациях, в условиях которых необходимо максимально эффективно совместить оздоровительный и образовательный процессы. В этой связи необходима помощь специалистов - педагогов, психологов, социальных работников, обеспечивающая профессиональную поддержку процесса становления целостной, гармоничной и успешной личности.
В диссертационном исследовании принимало участие 80 обучающихся-подростков 10-13 лет образовательной оздоровительной организации и 80 обучающихся-подростков 10-13 лет общеобразовательной школы.
Методологической основой исследования явились положения комплексного и деятельностного подходов, позволяющие в процессе образования выделить и учитывать основные психологические особенности, определяющие успешность обучающихся-подростков. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные научные результаты исследования развивают положения и методы, применяемые в педагогической психологии по изменению в учебной деятельности самого субъекта, осуществляющего эту деятельность.
Предполагалось, что успешное обучение обучающихся-подростков в образовательной оздоровительной организации возможно на основе развития самооценки, индивидуальных ценностных предпочтений (достижение, универсализм, щедрость (открытость) и коррекции напряжённости, отношения к болезни. Для этого необходимым явилось выявление психологические особенностей высокоуспевающих и низкоуспевающих обучающихся-подростков с разными условиями образовательного процесса и их сравнительный анализ.
Формирующий эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургского Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Восстановительного Центра Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк» и включал основные этапы. В учреждении здравоохранения проходят курс лечения дети и подростки 4-17 лет с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Общеобразовательная школа является структурным подразделением оздоровительной организации.
Необходимость оказания специализированной психологической помощи обучающимся-подросткам с низким уровнем успеваемости определили необходимость создания модели психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся-подростков в оздоровительной организации. Данная модель психологического сопровождения определяется специфичностью условий пребывания подростка в оздоровительной организации:
-спецификой образовательной оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание оздоровительного и образовательного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива и пр.);
-необходимостью формирования грамотного отношения подростков к заболеванию, которое зависит от многих факторов: тяжести болезни, ограничения движений, успехов лечения, возраста, темперамента, зрелости или незрелости самосознания, мотивационной сферы, половой принадлежности, психосоциального развития, обстановки в семье, родительского восприятия болезни.
Целью формирующего этапа была апробация программы психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости. Основу программы составляет операциональный блок включающий в себя четыре подблока: диагностический, коррекционный, консультативный, информационный.
Целью диагностического блока явилось получение данных об особенностях психоэмоционального состояния и психологических особенностях обучающихся-подростков 10-13 лет. Коррекционный блок включал в себя программы, техники и приёмы оказания психологической помощи и поступательного развития психологических особенностей, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся-подростков. Рекомендуемые программы подкреплялись предметными декадами, дополнительными занятиями по предметам. Кроме педагога-психолога в реализации программ коррекционного блока участвовали учителя, воспитатели, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель.
Оценка эффективности реализации программы позволила выявить статистически достоверные различия средних значений психологических особенностей в экспериментальной и контрольной выборках обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости при поступлении и по окончании эксперимента. Динамику успеваемости в экспериментальной группе считаем положительной, так как средний бал по предметам выше по сравнению с данными на начало эксперимента.
Полученные данные демонстрируют положительную динамику развития всех психологических особенностей, определяющих успешность учебной деятельности, выделенных в процессе констатирующего эксперимента, как нуждающихся в оптимизации.
Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических особенностей обучающихся-подростков оздоровительной организации с низким уровнем успеваемости оказалась эффективной и может быть рекомендована к внедрению в других образовательных оздоровительных организациях, практическим психологaм в коррекционно-развивающей работе с подростками.
Список литературы:
1. Губин В.А., Афанасьева О.П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации./В.А.Губин, О.П.Афанасьева//Ярославский пед. вестник: Науч. жур. – Ярославль, 2014.- Том 2 (Психолого-педагогические науки).- № 3. – с. 270-272.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2011. – 720 с.