Коррекция тревожности младших школьников в период адаптации в условиях оздоровительной образовательной организации
Тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог, работая с детским коллективом. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, часто являясь источником агрессивного поведения, влияющим на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_trevozhnosti.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева О.П.
Педагог-психолог
СПб ГБУЗ Восстановительный Центр Детской
Ортопедии и Травматологии «Огонёк»,
аспирант ЛГОУ им. А.С.Пушкина
Коррекция тревожности младших школьников в период адаптации в условиях оздоровительной образовательной организации
Тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог, работая с детским коллективом. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, часто являясь источником агрессивного поведения, влияющим на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога анализируется как первая фаза общего адаптационного синдрома (Селье Г., 1992). [3] Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно перечислить:
- внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
- нарушения внутрисемейного и / или внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;
- соматические нарушения.
У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми.
Особенно актуальной является проблема тревожности детей, находящихся на лечении в оздоровительных организациях. Наблюдения показали, что проживание вне дома часто является сильнейшей стрессовой ситуацией для ребёнка, а процесс адаптации к новым условиям связан с эмоциональными переживаниями, приводящим к конфликтам, повышению тревожности, усилению агрессивности, изменению самооценки и притязаний, а также к обострению психосоматических заболеваний и трудностям в учёбе.
В целях успешной адаптации младших школьников в условиях оздоровительной организации на базе Санкт-Петербургского Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Восстановительного Центра Детской Ортопедии и Травматологии «Огонёк» разработана и реализуется в рамках психолого-педагогического сопровождения программа игрового тренинга адаптивности. [1]
Программа разработана с учётом особенностей заболевания опорно-двигательного аппарата и, в значимой мере обусловлена спецификой оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов, режим пребывания, условия временного коллектива и пр.).
Задачи программы:
- создание позитивного психологического климата в коллективе;
- сплочение детского коллектива;
- нормализация психоэмоционального состояния.
Данная программа предполагает несколько этапов.
Первый этап – диагностический. На данном этапе выявляются пациенты с высоким уровнем тревожности, создаются условия для того, чтобы личностные изменения, демонстрируемые детьми, поддерживались и подкреплялись родителями и педагогами. С родителями и педагогами проводятся предварительные консультации. На консультации с педагогами обсуждается необходимость оказания поддержки ребёнку, посещающему группу, в потенциально тревожных ситуациях, поощрения демонстрации им конструктивных форм поведения, снижения психоэмоционального напряжения, вовлечение во внеклассные мероприятия.
Второй этап – коррекционный - включает занятия, объединённые в три блока.
1-й блок – игры, направленные на:
- знакомство детей друг с другом;
- освоение пространства как метод создания групповой атмосферы;
- создание положительных эмоций.
2-й блок. - игры, направленные на:
- сотрудничество, умение договариваться;
- повышение уровня взаимодействия в группе.
3-й блок – игры, направленные на:
- регуляцию психоэмоционального состояния;
- снятие напряжения, агрессии.
Курс состоит из 10 занятий. Продолжительность занятия не должна превышать 30-40 минут. Группы комплектуются с учётом полученной выборки.
К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, до уровня, соответствующего возрастной норме, коррекция самооценки, развитие культуры общения, успешная адаптация ребёнка к условиям Центра.
Для повышения эффективности программы необходимо соблюдение ряда дополнительных условий. Проблема тревожности требует системности и комплексного подхода, работы с педагогами и родителями.
Кроме того, необходимо учитывать, что работа проводится во внеурочное время, к тому же, дети взаимодействуют не только в процессе развивающих занятий, но и в урочное время. Поэтому к основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение максимально возможной анонимности.
Третий этап – закрепляющий. По завершении психокоррекционных занятий целесообразно провести диагностические беседы с детьми и родителями.
Для оценки эффективности программы используются следующие диагностические методики: «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)», адаптированная А.М.Прихожан, цветовой тест Люшера, анкета для воспитателей.
Результаты отражают положительную динамику психоэмоционального состояния младших школьников (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей уровня тревожности младших школьников в динамике
Уровень тревожности | Первая неделя пребывания | Последняя неделя пребывания | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Высокая тревожность | 4 | 3,6% | - | - |
Умеренная тревожность | 63 | 55,7% | 20 | 17,9% |
Низкая тревожность | 44 | 38,9% | 86 | 76,8% |
«Чрезмерное спокойствие» | 2 | 1,8% | 6 | 5,3 |
Количество обследованных детей | 113 | 113 |
Коррекционные занятия способствовали снижению высокой тревожности до умеренной и низкой. Увеличился показатель по шкале «чрезмерное спокойствие», что не всегда является положительным моментом. Эти дети находились под наблюдением психолога в течение всего периода адаптации.
По цветовому тесту Люшера на начало и конец занятия отмечена положительная динамика состояния, что подтверждают данные по анкетированию воспитателя.
Таким образом, программа является эффективной в условиях образовательной оздоровительной организации. Оценка эффективности реализации программы позволила выявить различия в показателях тревожности в выборке.
Список литературы
- Афанасьева, О.П., Бар, Н.С. Модель системы психолого-педагогическое сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./О.П.Афанасьева, Н.С.Бар// Психолого-педагогическая работа с особенными детьми: Учебно-методическое пособие.- ., НИЦ АРТ, 2014г.-С.180-186.
2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2001.
3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.