Программно-методические материалы
Программно-методические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано:
заместитель заведующего Утверждаю:
Ж.Н.Лукьянцева________ Заведующий
С.Ю.Алтухова _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Период: 2021 – 2024 учебный год
педагога-психолога
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Баганский детский сад № 2 «Солнышко»
Автор:
педагог-психолог
Баганова С.В.
с. Баган, 2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Баганского детского сада № 2 «Солнышко» (далее МКДОУ) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ Баганского детского сада № 2 «Солнышко» Баганского района Новосибирской области, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ локальными актами учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – интеллектуальное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является развитие познавательных процессов детей — памяти, мышления, воображения, восприятия, речи; а также развитие умственных способностей детей через развитие дивергентного мышления и способностей словесно-логического мышления.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
Цель программы, разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития интеллекта и личности для успешной социализации и реализации в обществе.
Задачи программы:
‒ развивать личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
‒ создавать условия развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и различных способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
‒ создавать развивающую познавательную среду, логическое и дивергентное мышление, которые представляют собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется познавательному и речевому развитию детей.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Концептуальная основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- развитие познавательных способностей ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных способностей, логического и дивергентного мышления.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные направления деятельности педагога-психолога
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Обследование детей старшей группы (5-7 лет) для определения уровня познавательного интереса, интеллектуального развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации особенностей участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предупреждение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного и интеллектуального развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия индивидуальных познавательных способностей ребенка, развитие логического и дивергентного мышления, формирование у ребенка умений пользоваться уже имеющимися знаниями и уметь накапливать их.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления - познавательное и интеллектуальное развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов, в рамках плана «Психологическое просвещение» для педагогов и воспитателей по темам:
Цикл лекций «Психологическое просвещение» 2016-2017гг
Месяц | тема | Ответственный |
Декабрь | «Логическое мышление. Особенности и польза». | Педагог-психолог Баганова С.В. |
Февраль | «Творчество в работе» Беседа-практикум | Педагог-психолог Баганова С.В. |
Май | «Познавательное и интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в свете ФГОС ДО». Практикум | Педагог-психолог Баганова С.В. |
Дополнительные темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Одаренный ребенок в ДОУ.
3. Как воспитывать ребенка с большими способностями.
4. Одаренный ребенок – дар или наказание.
5. Психологическая готовность к обучению.
Дополнительно:
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.
Психологическое сопровождение реализации
Основной общеобразовательной программы ДО ДОУ
по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
- развитие познавательного интереса
- развитие интеллекта через развитие логического и дивергентного
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (любопытство и познавательный интерес); формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Поддерживать детское любопытство и развивать познавательный интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию;
Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
- речевое направление
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- социально-коммуникативное направление
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.
- художественно-эстетическое направление
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом- психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Конструирование и изобразительная деятельность детей развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.
Психологическое сопровождение системы мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
постоянный сбор информации об субъектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики: формализованные и малоформализованные методы.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее).
Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДО ДОУ.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла ;
•зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС
С руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
- Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
- Участвует в проведении музыкальной терапии.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Взаимодействие с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ
Перечень программ, технологий, пособий |
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
Баганский д/с № 2 «Солнышко»
С.Ю.Алтухова __________
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы педагога – психолога
МКДОУ Баганского детского сада № 2 «Солнышко»
на 2021-2022 учебный год
Педагог-психолог:
Баганова Светлана Викторовна
с.Баган, 2021 г
Основная цель работы:
Создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка и всех участников образовательного процесса.
Задачи педагога-психолога:
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.
2. Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.
3. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
4. Осуществление взаимосвязи детского сада и семьи путем более тесного контакта; направление совместной работы на психическое развитие и становление личности детей.
5. Улучшение психологического самочувствия педагогического состава ДОУ путем психотренинговых занятий.
6. Составление и написание программы психоразвивающей направленности, а также индивидуальных маршрутов детей.
Направления работы педагога-психолога МДОУ:
- коррекционно-развивающая работа (направленная на преодоление трудностей),
- психодиагностика (психолого-педагогическое обследование),
- психопрофилактика (информирование родителей и педагогов по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),
- психологическое просвещение (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития).
Психодиагностическая и развивающая(педагоги) деятельность
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ДЕТИ | |||
Старшая, подготовительная группы |
| Индивидуальная | Сентябрь-октябрь, апрель-май |
Подготовительная группа | Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго). Обследование мотивационной готовности детей к школе Обследование волевой готовности детей к школе. (Гизинбург, Банковой). | Индивидуальная | Сентябрь, апрель |
ПЕДАГОГИ | |||
Работа с педагогами Все педагоги | Проведение тренинга личностного развития | Групповое занятие | декабрь |
Все педагоги | Тренинговое занятие. «Удивительный мир одаренности» | Групповое занятие | май |
Все педагоги | Психодиагностика личности педагога | Индивидуаль - ная | По запросам в течение года |
РОДИТЕЛИ | |||
Старшая-подготовительная группа | Психодиагностика личности родителей | Групповая/индивидуальная | По запросам в течение года |
Старшая-подготовительная группа | Психолого-педагогическое консультирование родителей | Групповая/индивидуальная | По запросам в течение года |
Коррекционная и развивающая деятельность
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения | ||
ДЕТИ | |||||
Подготови-тельная, старшая группа (подгруппы) | Групповые коррекционно – развивающие занятия на развитие познавательного интереса и умственных способностей в целом. Занятия с конструктором Cuboro | Подгрупповая | 1 раз неделю | ||
Подготови-тельная | Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению | Подгрупповая | 1 раз в неделю | ||
Старшая и подготовительная группа (подгруппы) | Коррекционно-развивающие занятия на развитие творческого интеллекта и дивергентного мышления. Занятия в студии SunМульт. Создание мультфильмов. | Подгрупповая | 1 раз в неделю | ||
РОДИТЕЛИ | |||||
Старшая-подготовительная группа | Психотренинговое занятие «Отклоняющееся поведение у ребенка». | Групповая | На родительском собрании по плану воспитателя |
Консультирование
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения | |
ПЕДАГОГИ | ||||
Педагоги старшей-подг. групп | Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении | Индивидуальная | Октябрь, апрель | |
Все педагоги | Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам | Индивидуаль - ная | По запросам | |
РОДИТЕЛИ | ||||
Старшая-подготовит. группы | Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития, готовности к школе | Индивидуаль - ная | В течение года | |
Старшая-подготовительная | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения | Индивидуаль - ная | В течение года |
Психопрофилактическая и просветительская деятельность
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения | ||||
РОДИТЕЛИ | |||||||
Оформление СТЕНДОВ «Уголок психолога» по темам: -Как обратить внимание на хорошее поведение или конструктивные действия ребенка. -Кто такой одаренный ребенок -В стране фантазий. -Ваш ребенок гиперактивный?! -Тревожный ребенок!!! -Страхи. -Подготовка детей к школьному обучению. -Причины капризов детей. - Человек. Эмоции. Мы в мире эмоций. | Оформление стенда | В течение года | |||||
Старшая и подготовительная группа | Участие в родительских собраниях. | По запросу в течение года | |||||
Организационно-методическая работа | |||||||
| 1. Участие в конкурсах ДОУ, городских, российских.
2. Планирование деятельности, ведение отчётной документации.
3. Посещение и выступление на районных методических объединениях.
4. Выступление на педсоветах.
5. Выступление на родительских собраниях.
6. Подготовка материалов на информационные стенды.
8. Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков.
9. Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии.
10. Оптимизация развивающей среды в комнате педагога-психолога.
|
| В течение года Ежедневно
Согласно годового плана Согласно годового плана МКДОУ В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
|
Предварительный просмотр:
Мунипальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»
Отчет
о проделанной работе педагога – психолога за период 2020-2021 учебного года с декабря по май включительно
Составитель:
Педагога-психолог
Баганова С.В.
с. Баган, 2020 г.
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2020-2021 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- Психопрофилактика, психологическое просвещение;
- Психологическая диагностика;
- Развивающая работа и психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа.
- Количество охваченных групп – 4 группы.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО. Вся работа планировалась и проводилась в форме индивидуальных консультаций и совместных встреч с родителями. В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье и ДОУ, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком.
В течение года использовалась стендовая информация:
Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
Если ребенок не хочет идти в детский сад;
Адаптационный период в детском саду;
Гиперактивный ребенок;
Детские обиды;
Детская ложь;
Страхи - это серьезно.
Консультации размещались на стенде возле кабинета психолога.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Направление «Психологическая диагностика»
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали:
Обследуемые, сроки | Методика и цель |
Дети старшей и подготовительной группы, (декабрь) | Диагностика уровня развития творческих способностей (отбор детей с мультстудию «SunМульт»). Методика креативности Торренса. |
Диагностика всех воспитанников (декабрь - май) | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении (прямое, включенное - невключенное) |
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, (в течение года) | Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей. Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Детский апперцептивные тест Л. Беллак, С. Беллак. |
Результатом данной работы являлось:
- Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
- Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
- Диагностическая работа с воспитанниками
В декабре 2020-2021 учебного года проводилась психолого-диагностическая работа, направленная на выявление детей, имеющих творческие способности и признаки художественной одаренности. В работе использовалась методика креативности Торренса. Методика заключается в том, что детям предлагается дорисовать к имеющимся на листе невнятных знакам элементы, которые они посчитают нужными, применяя при этом креативность и художественные навыки так, чтобы получились настоящие осознанные рисунки. По результатам исследования было выявлено 5 человек из старшей группы и 5 человек из подготовительной группы с высокими креативными возможностями.
Из диаграммы видим, что у большей части группы (11 человек) средний уровень развития креативности, это значит, что дети понимают, что нужно делать, однако их рисунки предсказуемы и очевидны, распространены.
По результатам проведения той же самой методики в подготовительной группе было выявлено, что 7 человек имеют низкий уровень развития креативных способностей. Это значит, что дети понимают инструкцию, но не понимают, что именно нужно сделать, им на ум не приходят образы, воображение развито слабо. Поэтому они либо просто обводят имеющиеся знаки, либо оставляют рисунки пустыми.
Так же в течение периода с декабря по май шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Такой ребенок был один. Анализ адаптационных листов показал, что у ребенка средний уровень адаптации. Имелись как физические, так и психологические особенности адаптации к коллективу группы. Тем не менее ребенок адаптировался, в настоящее время строить конструктивные отношения со сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов и эмоциональной сферы эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
В период с декабря по май была проведена эмоционально-личностная диагностика детей по запросу (воспитателей и родителей): Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Детский апперцептивные тест Л. Беллак, С. Беллак.
Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в список детей для занятий с психологом. С родителями детей «группы риска» были проведены индивидуальные консультации «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.
Изучение статуса каждого ребенка в старших и подготовительной группах, характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Дети имеют положительные выборы, но есть ребята, которые являются изолированными, т.е. не имеют ни одного предпочтения у сверстников (в беседе с воспитателями выяснилось, что такие дети очень редко посещают ДОУ, поэтому их ребята не выбрали). Воспитателям были предложены рекомендации: особое внимание следует уделить детям, относящимся к категории «непринятые». Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.
Вывод:
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
Направление «Психокоррекционная и развивающая работа»
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Направления работы | Виды и формы работы |
Развивающая работа в период адаптации к ДОО | Индивидуальные развивающие занятия |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений | Групповые и индивидуальные развивающие занятия |
Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы) | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Работа с детьми с признаками художественной одаренности | Подгрупповые занятия |
С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.
Дети | Познавательная сфера | Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера | Псих.-пед. Поддержка одар. детей | ||
Индивидуальные занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | Подгрупповые занятия | ||
Дети 2 мл.гр. (1) | + | + | |||
Дети 2 мл.гр. (2) | + | + | + | ||
Старшя группа | + | + | |||
Подг. группа | + |
Вывод:
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Направление «Психологическое консультирование»
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.
Тематики консультаций:
- Психологическое консультирование по проблемам в развитии
- Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений
- Психологическое консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе
- Психологическое консультирование по проблемам возрастных кризисов ребенка
Вывод:
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Задачи на следующий год:
Цель: обеспечение охраны, укрепления и развития психологического здоровья детей в детском саду.
Задачи:
1. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детям подготовительной группы.
2. Создание благоприятного для развития детей микроклимата в детском саду.
3. Качественное ведение адаптационного листа на каждого вновь прибывшего ребенка в ДОУ и составление аналитической справки о результатах исследования и проведенной работы.
4. Проведение занятий в мультстудии SunМульт с детьми с признаками художественной одаренности.
5. Проведение подгрупповых занятий с конструктором Cuboro с детьми с признаками интеллектуальной одаренности.
Статистический отчет
Участники | Диагностика | Консультации | Занятия | |
Индивид-е | Подгрупповые | |||
Дети | 15 (индивидуальные) 2 группы полностью (групповые: кол-во 37 человек) | - | 76 | 14 |
Родители | - | 25 | - | - |
Педагоги | - | 12 |
Участие в мероприятиях
Дата, место проведения | Название содержание | Итоги |
Сайт «Инфоурок» 18.06.2019 | Изучение видеолекции «Детская агрессивность. Психологическая коррекция у дошкольников» (2 академических часа). Тест. | Свидетельство |
Сайт «Инфоурок» 22.01.2021 | Изучение видеолекции «Организация работы с одаренными детьми» (2 академических часа). Тест. | Свидетельство |
МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко» 03.02.2021 | Совет педагогов по теме: «Развитие консультативной деятельности и технического творчества посредством конструирования и элементов робототехники» | - |
Управление образованием Баганского района 16.02.2021 | РМО. Выступление с темой: мастер-класс «Применение 3D-ручки для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов» | Сертификат участника, свидетельство |
Онлайн-школа Эмоций Февраль | Участие в онлайн-конференции «Страхи и тревоги детей и взрослых» | Сертификат участника |
Сайт «Единый урок» 16.03.2021 | Курсы повышения квалификации. Обучение по теме: «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП-2.4.3648-20» в объеме 36 часов. | Удостоверение |
Сайт «Педработник» 16.03.2021 | Курсы повышения квалификации. Обучение по теме: «Профилактика коронавируса и других респираторных вирусных инфекций в образовательных организаций» | Удостоверение |
МКБОУ Баганская СОШ №1 14.04.2021 | РМО для педагогов-психологов по теме: «Банк психологических ситуаций и ситуаций общения социального взаимодействия, с которыми сталкиваются дети разных возрастов» | - |
Онлайн-курсы Zoom | Курсы по антистрессу от профсоюза «искусство жить без стресса» | Свидетельство |
Онлайн-конкурс Сайт «Современный урок» | Конкурс «Педагогические секреты». | Жду результат |
Предварительный просмотр:
Мунипальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»
План работы по самообразованию педагога-психолога на 2020-2021г с декабря по май включительно
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством создания мультипликации с применением 3D-ручек»
Составитель:
Педагога-психолог
Баганова С.В.
с. Баган, 2020 г.
Актуальность
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности у ребенка в данной области, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом в развитии интеллектуальных способностей.
Цель:
Способствовать развитию творческих способностей у детей и сформировать умения подходить творчески к решению той или иной задачи.
Задачи:
- Учить детей самостоятельно создавать продукты творчества с помощью 3D-ручки.
- Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.
- Совершенствовать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
включаться в командную деятельность.
- Решать психологические проблемы детей с признаками художественной одаренности по ходу деятельности с помощью организации командной работы, постановки и решения задач, развития уровня саморегуляции.
Дата начало работы над темой: декабрь 2020 год.
Дата окончания работы: май 2021 год.
№ | Форма работы | Срок |
1. | Информационно – аналитический этап работы над темой самообразования Изучение методической литературы по теме: 1. Е.П. Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности» СПб: Питер, 2009 г. (изучение особенностей развития творческих процессов у одаренных детей) 2. Т.Ю. Бурдина «Технологическое образование детей возраста 6+» Новосибирск, 2020 (изучение техники рисования 3D-ручкой) | Декабрь - январь |
2. | Внедрение в практику: - Внесение в работу нового вида деятельности «Создание мультипликации» с детьми с признаками художественной одаренности - Консультация для родителей «Успешный путь вашего ребенка через креативность» | Февраль Март |
3. | Представление опыта работы: - Разработка конспектов мероприятий с детьми - Выступления перед коллегами с показом продуктов деятельности (открытое занятие) - Отчёт по теме самообразования | Январь Май |
Ожидаемый результат:
- Дети научатся пользоваться 3D-ручкой;
- У детей сформируются обобщённые представления о создаваемых объектах, будут развиваться самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
- Сформируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);
- У ребят будет развиваться поисковая деятельность;
- Сформируются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- сформируется положительное отношение к созданию нового;
- Повысится родительская компетентность в вопросах креативности, одаренности, творчества;
- Для педагогов будет организовано ценное транслирование опыта работы, который они смогут применять в своей деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»
Мастер-класс
«Применение 3D-ручки для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов»
Автор:
Педагог-психолог
Баганова С.В.
с. Баган, 2021г.
Цель – снятие психоэмоционального напряжения у педагогов с помощью использования 3D-ручек.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с 3D-ручками и с правилами пользования этим инновационным оборудованием.
- Научить педагогов пользоваться 3D-ручками.
- Познакомить педагогов с понятием «психическое напряжение».
- Рассказать о разновидностях психического напряжения и способах снятия этого напряжения с помощью 3D-ручки.
- Донести коллегам информацию о том, какими еще способами можно снимать психическое напряжение, используя инновационное оборудование (буклеты\памятки)
- Добры день, уважаемые коллеги! Хочу заметить, что в своей работе мы постоянно заботимся о том, чтобы воспитанники получали ЗУН всеми известными инновационными методами, и в то же время мы заботимся, чтобы их психика не была перегружена информацией и сенсорным воздействием. Мы так часто стремимся быть в курсе всех новых методов работы и инноваций, что сами не замечаем, как сами проводим за компьютером все больше и больше времени, а это негативно влияет на нашу психику и здоровье в целом. Однако, я думаю, вы со мной согласитесь, что о своей сенсорной разгрузке мы думаем в последнюю очередь. Сегодня я вам покажу несколько способов психической разгрузки с помощью инновационного оборудования, которое вы сами же применяете на своих занятиях, в данном случае на примере работы с 3D-ручкой. Для мастер-класса мне нужно четыре участника, желательно те, кто еще ни разу не держал в руках 3D-ручку.
(Выявленные участники мастер-класса усаживаются на свои места)
- Каждый из вас в своей жизни регулярно испытывает психическое напряжение, однако не нужно рассматривать его как чисто негативный момент в жизни. Если научиться управлять своим психическим напряжением, вы сможете увеличить свою продуктивность на 150%.
Психическое напряжение - психическое состояние, вызванное выполнением человеком сложной задачи, и оказывающее мобилизирующее действие на человека, состояние повышенного функционирования организма и личности, напряжение сил.
- Давайте вспомним строение 3D-ручки и правила пользования ею. Возьмите ручку, покрутите ее в рука, ничего пока не нажимайте. Этот прибор работает от сети. 3D-ручки есть сопло (наконечник), кнопка для подачи пластика – этими двумя элементами мы и будем работать. Им требуется некоторое время, чтобы нагреться. Обратите внимание, что наконечник у 3D-ручки будет постоянного горячий, это значит, что прикасаться к нему руками нельзя.
(участники рассматривают 3D-ручки)
- Пока нагревается пластик, я расскажу, что мы сейчас будем делать.
Сейчас с помощью 3D-ручки мы с вами будем рисовать нейрографику. Что это такое? Это случайный набор геометрических фигур, заполненных цветом с прорисованными деталями. Перед вами на столах лежат белые листы бумаги и карандаши. Психологами доказано, что именно круг создает впечатление законченности, готовности, спокойности, баланса. Поэтому сейчас мы с вами будем рисовать круги, разные по величине. Ваша задача заполнить этот белый лист кругами и закрасить их цветными карандашами. Далее мы берем 3D-ручку и заполняем пространство между кругами. Рекомендую сначала обвести круги, а затем заполнить пустые лопасти.
Приступаем!
(участники рисуют, играет легкая мелодичная музыка, психолог рассказывает какой эффект на участников в данный момент оказывает эта деятельность)
В конце всем раздаются буклеты о способах снятия психического напряжения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»
Доклад по теме
«Повышение уровня развития функциональной грамотности старших дошкольников посредством решения конструкторских задач через театрализованную деятельность»
Докладчик:
педагог-психолог
Баганова С.В.
с. Баган, 2022 г.
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В последнее время всё большую огласку получает термин «Функциональная грамотность». Согласитесь, что основные психологические составляющие функциональной грамотности – самостоятельность, уровень познания, грамотное социальное поведение, мы с вами стараемся развивать в детях итак? Согласны?
СЛАЙД 2
Мы побуждаем наших воспитанников к самостоятельности и поощряем ее, мы учим их решать жизненные задачи, повышаем уровень познавательного интереса у детей (нам нужно, чтобы нас на занятиях слушали с интересом), чтобы наши воспитанники в будущем были успешны в учебе и в жизни, мы всячески способствуем гармоничной социализации наших воспитанников. Но!
Функциональная грамотность – это способность использовать имеющиеся ЗУН при решении новых, незнакомых, оригинальных жизненных задач и самостоятельный поиск, и получение новых ЗУН по ходу этой деятельности.
Как развивать функциональную грамотность у воспитанников, не вешая на себя лишние хлопоты? Как понять, что ты развиваешь именно ФГ, а не просто «натаскиваешь» ребенка на знания?
СЛАЙД 3
Во – первых мы должны четко понимать, какие компетенции соответствуют функциональной грамотности. Их несколько: готовность взаимодействовать со стремительно изменяющимся окружающим миром, возможность решать нестандартные задачи, способность строить социальные отношения, умение проводить самоанализ.
Во-вторых, мы должны знать кто такая функционально грамотная личность.
В-третьих, мы должны владеть специальными технологиями.
СЛАЙДЫ: 4,5,6.
Я провела параллель между основными составляющими ФГ и поняла, что успешное развитие ФГ у детей происходит благодаря двум составляющим.
Для насыщенной интеллектуальной среды я взяла игру с конструктором Куборо, с помощью которого можно развивать логическое, комбинаторное, абстрактное, креативное мышление.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
+ УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛУЧЕННЫМИ ЗНАНИЯМИ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Как я научила детей разговаривать
Имея образование педагога-психолога и работая в детском саду, я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как неговорящие и плохо говорящие дети. Казалось бы, причем здесь психолог, если с такими детьми должен заниматься логопед, но! Таких трудных деток я сразу беру под опеку и в крепком союзе с логопедом мы работаем и получаем хорошие результаты.
Как правило, если ребенок не говорит (с 2,5 до 4 лет в основном), после составления анамнеза, заключения от невролога (возможно и ПМПК), я смотрю на то, какими вообще возможностями обладает ребенок.
Во-первых, у него должен быть хорошо сформирован пассивный словарь, чтобы выяснить это, измеряю объем памяти и выясняю понимание понятий, их действий и характеристик у ребенка. Во-вторых, выявляю уровень развития логического мышления (игра «продолжи ряд» - самая простая, но хорошо показывает наличие первичных пониманий логических операций). В-третьих, изучаю нейропсихологические возможности ребенка (игра в ладушки, поочередное поднимание рук, ножек).
Специалисты утверждают, что при полной правильной сформированности понятийного аппарата (предметы – их описание – действия с предметами) и при нормальном развитии интеллекта речь автоматически сама запускается уже до 3х лет, а что если в развитии интеллекта есть особенности? Зажечь искру между мышлением и речью мне помогает следующая техника.
Техника «Ходилки-говорилки». Каждое занятие состоит только из таких педагогических приемов и техник, где ребенок соединяет действия с речью (или попытками говорить).
Если у ребенка хороший пассивный словарь и хорошо сформирован понятийный аппарат, то мы сразу переходим к запуску речи, к нейропсихологическим упражнениям, которые требуют от ребенка конкретных действий: «ходилки» пальчиками рук по колышками (сначала просто, потом с проговариванием слогов «ма-ма», «па-па», «мо-ло-ко», и т.д.); вращение мяча, который едва помещается в детскую ладошку (обычно это шарик для сухого бассейна), вокруг туловища со словами «опа-опа»; по дороге в кабинет при ходьбе по лестнице на каждый шаг проговариваем «топ-топ-топ-топ». Также подключаем известные всем кинезиологические упражнения (известно, что узкие специалисты часто используют эту технику для здоровьесберегающую технологию для детей), они действительно, хорошо запускают работу мозга.
После первых успехов в «ходилках-говорилках», запускаю дополнительное развитие логики с усилением: «продолжи ряд» с усложнением, «4-ый лишний», «Чего не хватает» и т.д.. Использую в работе коврик Воскобовича.
Если же понятийный словарь плохо сформирован, но начинаю с самого простого: «Покажи где кошка – покажи, где пушистая кошка – покажи, где кошка спит», для этого подбираю тематические картинки, ребенок должен четко понимать обращенную речь и показывать только то, о чем говорят, только так мы поймем, что понятийный аппарат сформирован достаточно хорошо. Далее работаем по уже известной же схеме!