Классификация методов психолого-педагогического исследования
Классификация методов психолого-педагогического исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_elvira_a_bmedia_prezentatsiya.ppt | 762 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Выяснения уровня готовности ребенка к школе Выявления особо одаренных и отстающих в развитии Выяснения причин школьной дезадаптации задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников, дошкольников и межличностных отношений между ними
Метод научного исследования В значительной мере условная категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы (приемы) выполнения исследовательских действий.
Классификации методов психолого-педагогических исследования организационные эмпирические интерпретационные по способу обработки данных Б.Г. Ананьев
Организационные методы Сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности. Лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени . Комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
Эмперические: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); 3) психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); 5) моделирование; 6) биографический метод.
Эмперические Методы математико-статистического анализа данных. Методы качественного описания. По способу обработки данных
Интерпретационные: Генетический (фило- и онтогенетический) метод. Структурный метод (классификация, типологизация и др.).
Теоретические методы психолого-педагогического исследования( В.В.Дружинин) Дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.; индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; Моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, Результат - модель объекта, процесса, состояния.
Математические методы 1)Регистрация 2)Ранжирование 3)Шкалирование
Методы эмпирического исследования Изучение литературы документов и результатов деятельности Наблюдение Опрос Оценивание (метод экспертов или компетентных судей) Тестирование Обобщение педагогического опыта Опытная педагогическая работа Эксперимент Общие методы этого уровня
Методы теоретического исследования Абстрагирования и идеализации Конкретизация теоретического знания Моделирования Теоретический анализ и синтез Обобщающая Изолирующая
· · 1)Шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; 2)Универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии; · 3)Игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному; · 4)Неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска. Ошибки при выборе методов:
Критерии правильности выбора метода исследования Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу. Соответствие современным принципам научного исследования Научная перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты. Соответствие логической структуре (этапу) исследования Возможно более полная направленность на всестороннее и гармоническое развитие личности Гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.
Список использованных источников: 1. Загвязинский, В. П. Методология и методика дидактического исследования / В. П. Загвязинский . – М осква : Педагогика, 1982. – 147 с. 2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов ; п од . ред. Ю. К. Бабанского. – Москва : Просвещение, 1983. – 608 с. Интернет-ресурсы 3. http://student.psi911.com/lektor/pedpsi_035.htm 4. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html 5. (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm; см. статью Борисовой Е.М. "Основы психодиагностики").