Главные вкладки
ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Нестерова Наталья Владимировна
студентка 3 курса, Института психологии и педагогики
ФГБОУ ВПО Сахалинского государственного университета,
г. Южно-Сахалинск, РФ
Е-mail: rimma.85@list.ru
ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
АННОТАЦИЯ
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. В статье раскрывается влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования с детьми раннего возраста. Доказано положительное влияние малых форм фольклора на уровень развития речи детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
113292_nesterova.pdf | 1.21 МБ |
nesterova_n.v.-statya.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нестерова Наталья Владимировна
студентка 3 курса, Института психологии и педагогики
ФГБОУ ВПО Сахалинского государственного университета,
г. Южно-Сахалинск, РФ
Е-mail: rimma.85@list.ru
ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
АННОТАЦИЯ
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. В статье раскрывается влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования с детьми раннего возраста. Доказано положительное влияние малых форм фольклора на уровень развития речи детей раннего возраста.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Фольклор, речь, ранний возраст, дети, психология
С развитием речи детей, повышается роль речи взрослого как средства воспитания. Связи с этим, основными задачами развития речи детей раннего возраста являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.
Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Человеческое мышление не только выражает себя в речи, но и осуществляется в ней. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство [3, с. 44].
Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Развитие речи ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому развитие речи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка
Согласно С.Л. Рубинштейна, речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь – это язык в действии [5, с. 139].
Речь и язык в психологии - это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом [5, с. 140].
Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
- формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
- формируется слушание и понимание произведений малых фольклорных форм, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.
Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно - окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику [4, с. 18].
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания.
В раннем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения малого фольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора. Исследование проводилось в первой младшей группе на базе МБДОУ «Золушка» города Холмска. В нём приняли участие 16 испытуемых в возрасте от 2 до 3 лет. Для определения уровня развития речи использовалась экспертная оценка, результаты которой показали, что у 6 человек из группы (37%) средний уровень развития речи. У большинства детей, 8 человек (50%) низкий уровень развития речи и у 2 человек (13%) уровень развития речи высокий.
В период с октября 2015 по февраль 2016 года реализовывалась программа по развитию речи детей раннего возраста с использованием фольклора.
После чего повторно проведена диагностика уровня развития речи. В результате: вместо 8 человек, теперь 2 детей из группы (13%) имеют низкий уровень развития речи, у большинства детей, 10 человек (62%) результаты показали средний уровень развития речи. Улучшился показатель с высоким уровнем, с 2 он повысился до 4 человек (25 %).
Данные представлены в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1 Уровень развития речи испытуемых до и после реализации программы
Для проверки эффективности реализованной программы, мы воспользовались методом математической статистики Т-критерием Вилкоксона. Согласно данного критерия эмпирическое значение попало в зону значимости, что говорит о положительном влиянии малых форм фольклора на уровень развития речи детей раннего возраста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста также эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, малые фольклорные формы вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей.
По результатам исследования педагогам были даны следующие рекомендации:
- Педагоги в работе с детьми, начиная с 1,5 лет, должны больше уделять внимания развитию активной речи: побуждать малыша произносить те слова, которые он не только понимает, но и наиболее часто использует: названия предметов, действия с ними, их качества.
- Во второй половине 2-го года жизни ребёнка педагог постепенно в общении с ним должен всё реже употреблять «облегчённые» слова. Необходимо поощрять замену звукоподражательных слов «общеупотребительными» (вместо «тик – так» – часы, вместо «ав – ав» - собака).
- Необходимо использовать приём активизации речи ребёнка – приём поручений. Например, спрашивать: «Что ты принёс? Куда положил? Что у тебя в руках? Где ты взял?»
- Целесообразно переводить эмоциональные, двигательные, мимические и речевые реакции. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию через пальчиковые гимнастики, чтобы ребёнок повторял действия с ними.
- В воспитательно-образовательной работе с детьми использовать интегрированную форму работы, как на НОД так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты).
- Необходимо делать режимные моменты и все виды самостоятельной деятельности детей содержательными, развивающими, а, следовательно, результативными для развития активной речи. (Например, показывая детям, какие-либо объекты во время режимных моментов, воспитатель называет их, а иногда, эмоционально обыгрывая ситуацию потешками, поговорками, зазывалочками).
- На занятиях необходимо конкретизировать и уточнять знания об окружающем, вносить в ближайшее окружение элементы новизны чрез потешки, поговорки, сказки ит.
- На 3-м году жизни для малыша характерна ситуативная, непроизвольная речь. Следовательно, организуя игры с детьми, необходимо предоставлять им свободу волеизъявления, выражения чувств. Нужно давать детям возможность действовать новыми предметами, игрушками, картинками по своему усмотрению: обследовать их, непроизвольно высказываться, выражать свои чувства, впечатления.
- На этапе 3-го года жизни крайне важно организовывать деятельность детей так, чтобы она отличалась ритмичностью. Речь идёт об играх организованных объединяющих всю группу, подгруппу, или индивидуальных.
10.Следует побуждать детей к участию в совместных играх с взрослым, вызывать желание подражать, повторять.
11.В ходе знакомства с потешками использовать пальчиковую гимнастику, что способствует развитию речи.
12. Через дидактические игры развивать умение пользоваться диалогической речью.
13. В процессе разучивания колыбельных песен, формировать развитие артикуляционного и голосового аппарата, отчётливого произношения изолированных гласных и согласных звуков.
14. С помощью театрализованных представлений развивать умение следить за действием игрушек, сказочных героев, способствовать навыкам перевоплощения в образы сказочных героев, звукоподражание.
15. Расширять словарный запас через русские народные сказки, сопровождая показом картинок тем самым способствовать запоминанию текста произведений и персонажей сказок.
Список использованной литературы
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для пед. Училищ. М.: Просвещение, 1988. с. 96.
- Выготский, Л.С. Психология. М.: Академия, 2000. с. 71.
- Гавриш, Н.В. Русские народные потешки в жизни малышей М.: ВЛАДОС, 2002. с. 120.
- Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. Барнаул: БГПУ, 2001. с. 168.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. с.451.
- Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб.: Детство пресс, 2005. с. 258.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. с. 336.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. с. 72.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. 1995. №1. с. 59-66.
- Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. 1998. №9. с.71-78.
© Нестерова Н.В., 2016