МАСТЕР-КЛАСС «Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Цель: познакомить педагогов-психологов ДОУ с опытом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ посредством использования предметно-пространственной среды темной сенсорной комнаты.
Задачи:
v Раскрыть актуальность темы мастер-класса;
v Познакомить с приемами, методами и формами психолого-педагогической работы в условиях темной сенсорной комнаты;
v Отработать некоторые приемы работы с оборудованием сенсорной комнаты;
v Провести рефлексию продемонстрированного профессионального опыта участникам мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sk.docx | 33.48 КБ |
buklet_k_mk-sk.docx | 966.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Автор:
педагог-психолог МАДОУ №1 «Ласточка»
г. Елизово, Камчатский край
Шпилевая Ирина Евгеньевна
Цель: познакомить с опытом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ посредством использования предметно-пространственной среды темной сенсорной комнаты.
Задачи:
- Раскрыть актуальность темы мастер-класса;
- Познакомить с приемами, методами и формами психолого-педагогической работы в условиях темной сенсорной комнаты;
- Отработать некоторые приемы работы с оборудованием сенсорной комнаты;
- Провести рефлексию продемонстрированного профессионального опыта участникам мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса: психолого-педагогический практикум, в ходе которого проводятся игры и обсуждения.
Оборудование: мультимедийная презентация; оборудование темной сенсорной комнаты (фибероптические модули – «Солнышко», воздушно-пузырьковые колонны; зеркальный шар с прожектором); мягкие модули; сухой бассейн; музыкальный центр, корзинки: синяя, красная, зеленая, желтая; мячи суджоки по количеству участников; 5 лотков с кинетическим песком; формочки для куличей; одноразовые тарелки по количеству участников; китайские палочки по количеству участников; мелкие игрушки, ракушки, камешки и т.п.; влажные салфетки.
Этапы работы | Деятельность ведущего | Деятельность участников |
1. Приветствие Актуальность темы 2. Слайды: - тема мастер-класса - фотографии с детьми ОВЗ - фотографии с детьми нормы | Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашем детском саду. В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ является создание условий для их полноценного развития. И по причине того, что в нашем детском саду есть группы, в которых воспитываются особые детки, для нас стало весьма актуальным создание для них особой пространственно-развивающей среды, позволяющей максимально активизировать функции ЦНС. Одним из видов современных технологий, позволяющих активизировать мозговые функции детей являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована предметно-пространственная среда для развития сенсорного восприятия, эмоционально-волевой сферы, концентрации внимания, зрительно-моторной координации, а также для релаксации всего организма. Анализ психолого-педагогического опыта работы, накопленного специалистами при применении сенсорных комнат, дал просто удивительные результаты – оказалось, что эффект, получаемый от применения данных комнат, во много раз выше, чем лечебный эффект от обычных посещений специалистов. В нашем детском саду коррекционно-развивающая работа с особенными детьми в условиях темной сенсорной комнаты ведется чуть больше полугода, и нами уже отмечена положительная динамика в усвоении ими сенсорных эталонов, развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Ввиду особенностей нашей образовательной организации работа педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты ведется в основном с детьми с ОВЗ, однако один раз в 3-4 месяца мы проводим занятия-путешествия для детей общеразвивающих групп, начиная со средней и до подготовительной. | приветствуют |
Слайд: фото детей в сухом бассейне Музыка: Цвета сумерек | В нашей сенсорной комнате имеется довольно большой арсенал игрового и мультимедийного оборудования для развития сенсомоторных навыков у наших воспитанников. После окончания мастер-класса, вы сможете поближе изучить имеющиеся у нас дидактические пособия (многие из них изготовлены самостоятельно, и при желании вы тоже можете обзавестись понравившейся вам игрушкой). Сегодня я предложу вам почувствовать себя детьми, расслабиться и просто поиграть. И первая наша игра будет сосредоточена вокруг сухого бассейна: я предлагаю вам расположиться вокруг бассейна. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка: как физическое оздоровление, так и на развитие психических процессов и улучшение психоэмоционального состояния. С помощью сухого бассейна мы формируем знания детей о сенсорных эталонах (цвет, форма, свойства и т.п), снижаем мышечные зажимы детей посредством массажа, у детей с ДЦП движения в сухом бассейне оказывают положительное влияние на опорно-двигательный аппарат ребенка. Сухой бассейн мы символизируем неким волшебным водоемом, шарики тут же превращаются в волшебные камешки, чудесные исцеляющие капельки и т.п. Например: Игра 1: Мы прибыли к чудесному озеру. Давайте помочим ручки в этом волшебном озере. Опустите в воду правую ручку и попытайтесь нарисовать большие разноцветные круги, а теперь опустите в воду левую ручку и порисуйте круги ею. А теперь опустите обе ручки в озеро и нарисуйте ими радугу: обеими руками вправо, а затем влево. Найдите на дне озера волшебную колючую капельку воды, или возьмите ту капельку, которая кажется вам самой красивой, теплой и доброй. Покатайте капельку сначала по правой ручке до плеча и обратно, затем по левой. А теперь повернитесь друг к другу спинками и подарим отличное настроение своему соседу: покатайте капельку по шее, затем по лопаткам, по пояснице. А теперь вернулись к шее и … «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый. Из последнего вагона вдруг посыпался горох. Пришел дворник и все смел: вправо мела, влево метла, вверх метла и вниз метла.» Молодцы, давайте теперь вернем капельку обратно в озеро, пусть она снова зарядится волшебством. Игра 2: А сейчас, я предлагаю вам немного пошалить: представьте, что наши ручки превратились в морских обитателей - осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно, повстречали других осьминожков, поздоровались (эта игра помогает наладить контакт с ребенком, развивать коммуникативные навыки детей). Игра 3: Другой вариант игры: мы пришли к волшебному водоему. Посмотрите, сколько тут много волшебных камешков. Давайте соберем их в корзинки. Алина, положи синий камушек в синюю корзинку. Демид, положи зеленый камушек в зеленую корзинку. Артур, положи желтый камушек в желтую корзинку. Матвей, положи красный камушек в красную корзинку. Умнички! А теперь мы с вами попробуем посчитать, сколько всего камушков мы собрали? (дети считают: один камушек, два камушка, три камушка, четыре камушка, пять камушков). Игра 4: кроме того, при индивидуальных и подгрупповых (до 3 человек) занятиях детям можно предложить искупаться в теплой речке, вода в которой теплая и приятная. А на дне речки разноцветные камушки. Детям предлагается собрать свое количество камушков, соответствующее цвету именно их корзинки, при этом посчитав их). А иногда я даю детям возможность просто попрыгать в бассейне, или полежать и послушать музыку. Музыку я стараюсь подбирать в соответствии и возбудимостью детей, если ребенок вялый и безэмоциональный, я использую музыку поактивнее (скрипка, колокольчики, бубенцы и т.п.), если напротив – очень энергичный музыка спокойная (звуки природы, колыбельные). | Располагаются вокруг бассейна и выполняют правила игры |
Слайд: фото детей с песком Музыка: Цвета сумерек | Теперь, я предлагаю вам вернуться к столам и преступить ко второму этапу нашего мастер-класса: использование кинетического песка в коррекционной работе с особенными детьми. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, она позитивно влияет на эмоциональное состояние ребенка, способна стабилизировать его самочувствие. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных детей, и раскрепощают зажатых и тревожных малышей. Кроме того, игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, координации и тактильных ощущений, а отдельные игры очень помогают в развитии сенсорного восприятия. Существует несколько форм работы с кинетическим песком: - изготовление различных куличей, пасок, печенья с помощью формочек, можно использовать формы от сортера (развитие моторики, при добавлении сюжета в игру – освоение социально-бытовых навыков) - прятки – закапываем различные предметы и просим ребенка их отыскать, можно прятать несколько предметов и просить ребенка найти какой-то определенный (найди все красные шарики) - рисование на песке пи помощи пальцев, стеков, испорченных фломастеров (просить нарисовать круг, треугольник большой и маленький и т.п.) - оставлять отпечатки на песке (ладонь ребенка маленькая, а ладонь педагога большая) - найди пару: в лотке из песка вылеплены фигурки, соответствующие формочкам, лежащим рядом (развитие логики), можно также предложить найти из предложенных фигур две одинаковый - можно включать элементы игры с песком в занятие как средство релаксации, очень часто помогает при налаживании контакта с застенчивыми и недоверчивыми детьми. На столах у вас стоят лотки с кинетическим песком: у нас он цветной. Как мы с ним играем? Я хотела бы предложить вам несколько упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы, которые я использую с детками:
Итак, с песочком у меня сегодня все. Предлагаю маленький перерыв. | Располагаются у лотков с песком и играют. |
Слайд: фотографии в релаксационной зоне | Ну и, наконец, самое интересное: работа в релаксационной зоне. Здесь, я проведу для вас отрывок занятия «Путешествие на Голубую Звезду» - это отрывок занятия к неделе космонавтики для наших воспитанников. Итак, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие – мы полетим на Голубую Звезду. - Ребята, а на чем же люди летают в космос? (на ракете) - так вот и мы тоже полетим в космос на ракете. А для этого нам с вами необходимо сначала подняться по трапу – двигаться нужно медленно и осторожно (дети проходят по сенсорной дорожке - трубочки, музыка - 3 космос). Теперь наденем скафандры (дети имитируют одевание). Упражнение «Ракета - взлёт» - А теперь нам нужно встать тесным кругом. Обняв друг друга за талию, присесть на корточки и начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, 0, поехали! И наша ракета медленно начинает подниматься вверх (дети медленно поднимаются на носочки и вытягивают руки вверх). А теперь мы с вами возьмем штурвалы (дети расцепляются, поворачиваются лицом к экрану, имитируют управление) вдох - выдох (3 раза). Крепко - крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ножками на педали. Держитесь! Молодцы! Упражнение «Космос» - Посмотрите в иллюминатор (на экране видео космоса с 1), мы с вами движемся по орбите солнечной системы. В центре находится горячее желтое солнышко, а теперь мы летим мимо нашей прекрасной планеты земля (на экране видео космоса 2), мы движемся по млечному пути и достигаем голубой звезды. Упражнение «Ракета – посадка» - Нам необходимо посадить ракету. Поэтому отпустите штурвалы и педали… Вдох - выдох… Почувствуйте, как приятная тяжесть растекается по телу. Корабль приземляется. Нам становится легко. Вдох – выдох (3 раза). Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое (дети кружатся и приземляются в зоне релакса, выключается свет и проектор, музыка 4 космос). Упражнение «Дружелюбные звездочки» - Ребята посмотрите наверх: что это? (включен зеркальный шар). Звезды вокруг нас. Давайте с ними подружимся: потянемся лучиком правой руки, лучиком левой руки, лучиком правой ноги, лучиком левой ноги. Смотрите, звездочки нам улыбаются (включается проектор в режиме моргания). Упражнение «Улыбка солнышка» - Пока мы здоровались со звездочками, мы не заметили, как приблизились к солнышку, которое греет голубую звезду (включается модуль «Солнышко»). Ребята какое это солнышко (цветное, теплое, мягкое)? - Правильно, а еще оно волшебное – это солнышко умеет улучшать настроение. Как вы думаете, как оно это делает (греет, гладит)? Подходите к нему парами, прячьтесь под мягкими и разноцветными лучами лицом друг к другу и держась за руки, посмотрите наверх и улыбнитесь, солнышко улыбнется вам в ответ (все участники улыбаются солнышку) Упражнение «Хрустальный водопад» - Ребята, мы продолжаем изучать Голубую звезду, посмотрите, что это такое (подходим к пузырьковой колонне, дети отвечают)? Это голубой хрустальный водопад, а живут в нем озорные жители голубой звезды – рыбки-чудесинки. А как вы считаете, почему их так прозвали (дети отвечают)? Верно ребята, они умеют творить чудеса – например они могут превратить свой голубой хрустальный водопад в зеленый или красный. Но их нужно попросить об этом так, как просит настоящий космонавт. А как вы думаете, какой должна быть просьба настоящего космонавта (дети отвечают)? Прежде всего вежливой. Давайте хором дружно скажем «Рыбки-чудесинки, пожалуйста, почудесте!» (переключается свет в пузырьковой колонне) Смотрите рыбки услышали нашу просьбу. Какими цветами светится их водопад (дети перечисляют цвета). Ребята, а что еще интересного происходит в этих водопадах (дети отвечают). Верно, дворец наполнен пузырьками. Какие они (круглые, цветные, летящие)? Упражнение «На Родину – на Землю!» - Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам уже пора возвращаться на нашу родную планету. Как она называется (Земля)? Правильно, нам пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой все то, чем сегодня поделилась с нами Голубая Звезда: гостеприимство, доброту, радость, теплоту и чистоту. Мы поделимся ими с людьми на своей планете. Займите удобное положение на ковре, закройте глазки, представьте, как вы поднимаетесь по трапу на ракету, садитесь в удобное кресло, пристегиваетесь и расслабляетесь – за нас летит автопилот: а мы улетаем с Голубой звезды. Мы летим в космосе. Голубая звезда становится маленькой звездочкой, ярко светящей нам в просторах космоса. Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Мы видим Землю. Медленно опускаемся на нее. Наше тело становится сильным. И мы полной грудью вдыхаем и выдыхаем чистый и слегка прохладный воздух. Откройте глазки, потянитесь. Нам осталось спуститься по трапу (дети проходят по сенсорной дорожке). На этом наше занятие подошло к концу. Давайте мы с вами вспомним, куда мы летали? Что вам понравилось больше всего (дети высказываются)? До новых встреч ребята. | Выполняют роль детей-путешественников |
Примерно так проходят занятия-путешествия в сенсорной комнате с дошкольниками. С детьми, имеющими особенности в развитии, мы используем отдельные модули, развиваем конкретную функцию (моторику, восприятие формы круга, восприятие красного цвета и т.п.), не даем такие насыщенные занятия, но в рамках проведения профилактических занятий, мы также включаем в работу группы комбинированной и компенсирующей направленности. На сегодняшний день у нас практически полный комплект оборудования для развития сенсорного восприятия детей, но в перспективе мы планируем приобрести оборудование для ароматерапии. Поэтому у меня в планах - в дальнейшем включать в свою работу в сенсорной комнате еще и этот аспект психологической деятельности. |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с особенными детьми требует особого подхода и использования нестандартных методов работы, т.к. у данных деток, как правило, отмечаются нарушения интеллекта (а в нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности, в которой воспитываются детки со сложнымидеффектами). По мнению большинства ученых, именно развитие сенсорного восприятия детей с ОВЗ, является залогом наиболее успешного развития всех их психических процессов в целом. С этой целью в детском саду № 1 «Ласточка» было создано особое образовательное пространство, позволяющее нам максимально активизировать и стимулировать ослабленные сенсорные функции у особенных детей – сенсорная комната. | Все мы можем найти друг в друге что-то плохое или несовершенное. Но я предпочитаю искать крупицы золота. Ник Вуйчич | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка» МАСТЕР-КЛАСС «Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» педагог-психолог: Шпилевая И.Е. г. Елизово 2017 |
Оборудование сенсорной комнаты МАДОУ №1 «Ласточка» включает: - мультимедийное оборудование - проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, набор дисков для релаксаци, ноутбук; - мультисенсорное оборудование- фибероптические модули («Тучка», «Каскад», «Солнышко», «Водопад»), проектор «Носное небо», зеркальный шар с проектором направленного света», пузырьковые колонны с мягкими платформами и безопасными зеркалами. - мягкие модули: кресло-груша, мягкий остров, сухой бассей, сенсорные дорожки и кочки. - дидактические пособия на развитие сенсорного восприятия: фланелеграф, бусы, шнуровки, сенсорные доски («Ферма»), магнитная рыбалка, мозайки, пазлы, металические конструкторы, кинетический песок, пирамиды, геоборды, бизиборд («Окошки»), сенсорные игры с прищепками, палочки Кьюизенера, Кубики Косса и др. | Мультисенсорное оборудование Мультисенсорное оборудование, представленное в нашей сенсорной комнате, дает возможность развивать у детей следующие функции: - восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, свойства и признаки предметов) - тактильные ощущения - мелкая моторика - активизация зрительного и слухового восприятия - формирование фиксации взора - концентрация внимания - зрительно-моторная координция - развитие кинестетического анализатора - развитие зрительного сосредоточения - развитие пространственной ориентации - снижение мышечных зажимов - улучшение психоэмоционального состояния | Дидактические пособия на развитие сенсорного восприятия Используя в коррекционной работе различные дидактические пособия и игры, мы развиваем: - мелкую моторику рук - сенсорное восприятие: цвета, формы, размеры, признаки, свойства, ощущения - эмоционально-волевую сферу - зрительно-моторную координацию - навыки саморегуляции - навыки пересчета - коммуникативные навыки - снижаем двигательную активность (при двигательной расторможенности) - улучшаем психоэмоциональное состояние |