Тренинг для молодых педагогов "Навыки эффективной самопрезентации"

Федорова Наталья Ивановна

Для того, чтобы стать заметным, успешным, конкурентоспособным необходимо уметь презентовать себя, свои умения окружающим. Для успешной самопрезентации необходимо научиться преодолевать свой страх публичных выступлений, увидеть в себе позитивные стороны, заявить о себе другим. Данный тренинг был разработан и проведен на базе ППМСЦ АР по заявке районного методического кабинета. Цель тренинга -  познакомить участников с навыками эффективной самопрезентации, выявить и осознать причины, которые помешать самопрезентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для молодых педагогов-специалистов «Навыки эффективной самопрезентации» .

Участники: педагоги школ района, стаж работы которых в образовательных учреждениях меньше одного года.

Время проведения 2 часа.

Необходимое оборудование: доска, мел (или флип-чат и маркер), бумага и ручки для каждого участника, цветные карандаши.

Цели тренинга: освоение и расширение навыков самопрезентации;  выявление причин, мешающих эффективной самопрезентации

Задачи:

- освоение навыков успешной самопрезентации;

- осознавание и исследование чувств, которые мешают эффективной самопрезентации;

- знакомство со способами самопомощи и совладания со своими чувствами при самопрезентации;

- формирование позитивного имиджа в самопрезентации;

- развитие уверенности в себе.

Структура тренинга

  • Введение
  • Разминка
  • Основная часть    
  • Заключение

План-конспект

-Введение. (Цели тренинга, знакомство, ожидание участников от тренинга, правила группы)

Ведущий :- Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш тренинг называется «Навыки эффективной самопрезентации».  И мы начнем со знакомства. Каждый может назвать свое имя, кратко представиться и рассказать о своих ожиданиях о  тренинге. ( Начинает знакомство ведущий, представляя себя, затем по кругу каждый из участников)

В каждой группе есть свои правила и мы можем обсудить их и записать на доске  ващи пожелания для эффективной работы группы. (Время выполнения 5-7 минут. Участники называют, а ведущий записывает на доске).

- Разминка.

-Итак, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Самопрезентация»? (выписываем на доске)

Краткая лекция

Действительно, самопрезентация - это средство формирования образа «Я», которое исходит из социальных стандартов, сформированных в обществе. Это создание образа,  модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли.

Цели самопрезентации:

-поддержание чувства собственной уникальности;

-демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

-утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;

-получение социальной, материальной выгоды;

-повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;

-сохранение и увеличение власти, влияния.

- Основная часть.

-Что может помешать самопрезентации быть эффективной? (неуверенность в себе, страх публичных выступлений)

Упражнение «Я и публика»

Участники сидят на стульях, которые стоят рядами  друг за другом, как в кинотеатре.

Выходит первый ряд участников (4-6 человек, в зависимости от количества людей). Задача этих людей в течение 1-2 минут просто стоять перед сидящими и отслеживать свои чувства.

 Рекомендации ведущего: стараться не становиться в закрытую позу, не стараться понравиться, не засмеивать, не закрывать глаза, смотреть на публику, чувствовать свое тело и проживать чувства.

Ряды участников сменяют друг друга, выполняя одно и то же задание.

Обсуждение в кругу.

- Что вы осознали, выполняя это упражнение? Поделитесь своими наблюдениями? Что было самым сложным? Что помогало справиться?

- Что еще может помочь при страхе публичных выступлений?

(участники перечисляют свои способы преодоления)

Ведущий предлагает телесно-ориентированные способы : фиксация внимания на дыхании; техника «Сжатый кулак»; прогрессивная релаксация по Джекобсону  и  т.п.

Релаксация по Джекобсону (10 минут)

После интенсивного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется, а вместе с мышечным расслаблением происходит эмоциональное успокоение. Вы получаете возможность влиять на эмоциональное переживание и на те мысли, которые окрашивают его, с помощью простых упражнений.

Напряжение мышц — Расслабление мышц — Уменьшение эмоционального напряжения (тревоги, гнева)

Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению.

Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.

Каждый раз после расслабления к рабочей группе мышц добавляется новая группа. Упражнение желательно выполнять сидя.

Сожмите изо всех сил кулаки, держа их на уровне груди. Почувствуйте напряжение в кистях.

Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах. Почувствуйте напряжение в предплечьях.

Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы.

Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы, сведите лопатки и опустите их вниз. Почувствуйте напряжение в верхних мышцах спины.

Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Вытяните ноги перед собой, сведите носки, а пятки расставьте, при этом пальцы ног согните, чтобы они смотрели в пол. Согните голеностопный сустав, чтобы носок тянулся к вам, и теперь оторвите выпрямленные в коленном суставе ноги. Почувствуйте напряжение в мышцах голеней и бедер.

Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Для того чтобы ваш организм расслабился, чтобы вы испытали спокойствие, а тревожные мысли ушли на второй план, повторите эти упражнения 4–5 раз.

Упражнение "Моя уверенность"

Участникам предлагается представить свое ресурсное уверенное состояние. Какой это образ, где это состояние находится в теле, что происходит с телом, как меняется осанка, расправляются плечи и т.д.  Участники в течение 15 минут рисуют образ своей уверенности. Обсуждение.

Ведущий: - Успешность предполагает лидерство. Чтобы быть таковым, нужно уметь произвести первое впечатление, уметь войти в доверие, уметь показать себя с лучшей стороны. Сейчас навыки самопрезентацииочень востребованы. Самопрезентация складывается из трех составляющих:

тот, кто самопрезентуется;

тот, кому самопрезентуются;

то, что самопрезентуется.

Эти три составляющих объединяет цель, которую хочет достичь субъект самопрезентации. Второй участник часто воспринимается как объект, на которого можно оказывать воздействие. Дополнительным фактором может выступать окружающая среда, которая задает правила коммуникации.

Если рассматривать самопрезентацию как элемент влияния  на других, власти, отчасти, манипуляции, можно говорить о краткосрочном результате. Но для педагогов важно длительное эффективное взаимодействие с учениками, коллегами, родителями учащихся. Поэтому важно учитывать свое состояние, то, что нужно донести до собеседника и внутреннее уважительное отношение к собеседнику. Уважение к другому рождается из чувства уважения к себе, а не наоборот.

Упражнение "Я уважаю себя. Я уважаю тебя" (10 минут)

Все участники начинают хаотичное движение , останавливаются, встретив своего собеседника, и, глядя ему в глаза, произносят фразу "Я уважаю себя. Я уважаю тебя". Затем происходит смена партнера. упражнение заканчивается, когда каждый участник скажет каждому эту фразу.  Обсуждение, что обнаружили.

Упражнение «Визитка»

В течение 7-10 минут каждый участник выписывает на листе свои качества, как специалиста, так и человека, которые, по его мнению, помогают ему презентовать себя в социуме и  привлекают к нему людей как к специалисту.

- В чем ваша уникальность, чем вы хороши, что умеете делать лучше других, что отличает вас от остальных, почему должны прийти именно к вам?)

 Затем участники разбиваются на тройки (лучше оказаться в тройке с незнакомыми людьми) и обсуждают свои и презентации. В общем кругу желающие обсуждают, чья презентация понравилась и почему, к какому педагогу захотелось обратиться. Участникам дается еще 5 минут, чтобы переделать свою презентацию с учетом полученного опыта.

Упражнение «Аплодисменты»

Все участники стоят в кругу, лицом друг к другу. Ведущий – в центре.

Упражнение начинает ведущий:

- Кроме страха перед неудачными публичными выступлениями важно выдерживать и «хорошее внимание», когда хвалят за успешное выступление. И я хочу поаплодировать  (называет имя участника)___ за____(например, открытость).

Затем участник, которому аплодировали, выбирает следующего для аплодисментов, и следующему участнику аплодируют уже двое. Так, самый последний участник получает аплодисменты всех остальных участников.

Обсуждение в круге: - Что чувствовали, когда вам аплодировали? Что хотелось сделать?

-Заключение.

Упражнение "Что хочу пожелать сам себе"

Участники пишут себе пожелания о том, на что следует обратить внимание для того, чтобы эффективно презентовать себя окружающим. Какие качества нужно развивать в себе.

Завершающий круг. Обсуждение результатов тренинга.

-Что запомнилось больше всего?

-Что возьмете себе на заметку?