Программа творческой районной группы для педагогов-психологов образовательных учреждений Аксайского района РО "Психологическая супервизия"

Федорова Наталья Ивановна

Программа творческой районной группы для педагогов-психологов образовательных учреждений Аксайского района РО "Психологическая супервизия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_superviziya9.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа районной творческой группы для педагогов-психологов образовательных учреждений Аксайского района  «Психологическая супервизия»

Автор-составитель педагог-психолог ППМСЦ Аксайского района Ростовской области Федорова Наталья Ивановна

Данная программа рассчитана на 1 учебный год и реализуется на базе  МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района"

Пояснительная записка

Супервизия для психолога или для любого специалиста в разделе помогающих профессий- важная отрасль деятельности для продуктивного профессионального роста, для получения поддержки более опытного специалиста. Это важное дело, которое специалист делает прежде всего для своего клиента, улучшая свой профессионализм, решая на супервизии проблематику: стратегий работы со своим клиентом; эмоциональных реагирований во время работы, продуктивных моделей взаимодействия и прочих различных вопросов.

Цель группы:

- Повышение профессионального уровня участников группы.

 Задачи:

- Проведение профессиональной групповой супервизии;

- Оказание помощи и поддержки участникам в их профессиональном росте;

- Создание атмосферы для профессионального роста и развития участников группы;

- Приобретение и развитие опыта профессионального супервизирования участниками группы;

- Профилактика эмоционального выгорания.

 Предмет работы группы:

- Затруднения в профессиональной деятельности специалиста.

Группа может быть активным ядром профессионального сообщества; центром профессионального общения; местом обмена инновационными идеями, сведениями организационного и юридического характера и любой другой профессиональной информацией.

 Форма проведения:

- Группа открытая, с одним ведущим.

Продолжительность заседания группы – 1,5-2 часа.

В зависимости от необходимости форма проведения может быть изменена. Группа может работать в закрытом режиме (например, для обсуждения случаев этических нарушений). Ведущий группы сообщает о такой необходимости заранее.

 Участники группы:

- Практикующие специалисты: педагоги- психологи, социальные педагоги, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности. В группе могут присутствовать студенты, клиенты, по договорённости со своим психотерапевтом и ведущим группы

Правила приёма в группу:

- Добровольность, согласие с принципами и правилами работы группы, наличие активной практики в настоящее время.

При необходимости изменения состава участников, решение принимается ведущим группы.

Принципы работы:

- Соблюдение этики профессионального сообщества.

В своей работе группа опирается на этические нормы специалистов помогающих профессий.

- Конфиденциальность и анонимность.

Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте, специалисте и участниках группы. Информация, прозвучавшая на группе, может обсуждаться только с участниками группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а также любые другие данные, позволяющие опознать клиента, пациента.

- Работа на запрос специалиста.

Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных супервизирующимся. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на супервизионное рассмотрение. Ведущий следит за соблюдением работы в рамках запроса.

- Осознанность.

Осознанное понимание процессов консультирования, психотерапии их вербализация – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.

- Ответственность.

Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы и вне группы.

 Правила работы группы:

- Правило конфиденциальности и анонимности.

Ведущим группы и участниками прекращаются любые действия, способные повлечь нарушение принципа конфиденциальности. Запись ведётся только с разрешения участника, предоставляющего случай к рассмотрению. Мобильные телефоны отключаются. Участникам рекомендуется спрашивать разрешение клиента  на предоставление случая к супервизионному рассмотрению. В случае невозможности получения этого разрешения (уход клиента, удалённость контакта и т. д.) специалист принимает меры к сохранению анонимности для клиента. Анонимность и конфиденциальность это ответственность специалиста, предоставляющего случай к рассмотрению. В ситуации очного супервизирования – её разделяют все участники группы. На период предоставления супервизионного случая группа закрывается.

- Правило «Стоп».

Участник группы имеет право прервать обсуждение вопроса в случае его болезненности или нарушения принципов группы. Участники внутреннего круга могут вывести из состава группы любого члена нарушающего правила группы.

- Правило ведения.

Участник, предоставляющий случай к рассмотрению, приобретает права ведущего группы. Он может определять уровень работы, контролирует соблюдение правил группы, формирует заявку, следит за временем.

- Правило расшифровки термина.

В случае употребления участником группы термина, непонятного другому участнику, он может попросить его расшифровать или заменить другими словами.

- Правило соблюдения заявки.

Участники стремятся выполнять заявку супервизирующегося и задавать вопросы, позволяющие получить информацию, необходимую им для ответа на запрос.

Оценка качества работы производится исключительно по запросу специалиста, предоставляющего случай.

- Правило задавания вопросов (безоценочность).

Если в вопросе есть скрытые и открытые утверждения, вопрос может сниматься с обсуждения. Ведущий следит за соблюдением правила. При необходимости может остановить обсуждение.

- Роль ведущего группу супервизора.

Ведущий группу супервизор следит за соблюдением правил группы. Обращает внимание группы, если правила нарушаются или возникает опасность их нарушения. Помогает предоставляющему случай соблюдать рамки времени, этические нормы, цели и этапы работы группы, интерпретирует динамику группы.

 Варианты работы группы:

1.        Супервизия.

Основной вариант работы группы. Группа создана с целью оказания и получения супервизионной помощи, поддержки специалиста в сложных для него ситуациях. Направлена на повышение качества работы специалиста.

2.        Презентация.

Рассмотрение случая успешной работы. Презентующий предлагает случай к рассмотрению с целью демонстрации интересных и эффективных моментов работы. В группе обсуждаются процессы и результаты работы с клиентом, пациентом. Также к презентации допускаются осознанные случаи неэффективной работы для предотвращения повторения.

3.        Очная супервизия.

Работа с клиентом  в присутствии или при участии группы. Осуществляется по предварительной договорённости с ведущим.

4.        Круглый стол.

Обсуждение актуальной для профессионального сообщества темы. Ведущим круглого стола является ведущий группы.

 Этапы работы группы:

- Представление участников;

- Отбор заявки на работу. Определение варианта работы, последовательности и времени выполнения;

- Представление случая;

- Этап вопросов;

- Этап высказываний участников, который завершается высказыванием ведущего;

- Этап обратной связи. Участник, предоставлявший случай, даёт обратную связь в отношении высказываний других участников;

- Завершение. При необходимости ведущий завершает рассмотрение случая интерпретацией групповой динамики.

 Уровни работы группы:

1.        Клиентский.

Внимание группы сосредотачивается на клиенте и процессах, происходящих с ним. Обсуждаются мнения, сформированные на основании представленного случая. Предлагаются варианты работы с клиентом.

2.        Супервизионный.

Внимание группы сосредотачивается на процессе консультирования, психотерапии, взаимодействии между клиентом и консультантом, психотерапевтом, способам и результатам работы. Обсуждаются возможности улучшения качества работы данного специалиста с данным клиентом, пациентом.

3.        Личностный.

Во внимание попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста, отражающиеся на качестве его работы.

Результатом работы группы супервизии могут быть: 

- снижение эмоциональной включенности в клиента;

- улучшение эмоционального состояния специалиста за счёт коллегиальной поддержки и совместной проработки трудных случаев;

- отреагирование чувств;

- расширение видения самого себя, осознание собственных «слепых пятен», психологических защит; переносов и контрпереносов;

- развитие навыков защиты от «эмоционального выгорания»;

- осознание терапевтической значимости межличностных отношений и их границ;

- психологическая поддержка;

- развитие гибкости в работе, выработка своего собственного профессионального стиля;

- снижение тревоги по поводу собственного несовершенства;

- личностный рост.

На 2017-18 учебный год для педагогов-психологов запланировано 6 заседаний районной  творческой группы, для формата «Круглый стол» выбраны темы, которые объединяют работу педагога-психолога не только с ребенком, но и с родителями, что благоприятно влияет на психоэмоциональный климат  семейной системы в целом.

План заседаний районной творческой группы «Психологическая супервизия»  на  2017-18 уч.год

Тема

Ответственный

Дата

1

Семейная система как она  есть. (Иерархия, структура, цели, этапы развития)

Педагог-психолог Федорова Н.И.

 

2

Метод  генограммы в семейном консультировании

Педагог-психолог Федорова Н.И.

3

Роли в семейной системе (нарушение иерархии, парентификация) и их отражение на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Педагог-психолог Федорова Н.И.

4

Метод системных расстановок в индивидуальном консультировании. Диагностика благополучия семьи на фигурках.

Педагог-психолог Федорова Н.И.

5

О чем может говорить поведение ребенка. Симптом-функция.

Педагог-психолог Федорова Н.И.

6

Циркулярное интервью как метод работы с семейной системой.

Педагог-психолог Федорова Н.И.

Список используемой литературы:

1.Варга А. Системная психотерапия супружеских пар. М., Когито-центр. 2012 г.

2.Варга А. Системная семейная психотерапия. М., Когито-центр. 2009 г.

3.Никольская И., Пушина В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. С-Пб., Речь, 2010г.

4.Черников А. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М., Класс, 2010 г.

5.Олифирович Н., Вилента Т., Зинкевич-Куземкина Т., Терапия семейных систем.,  С-Пб., Речь, 2012г.

6.Сатир В. Семейная терапия. М., Институт общегуманитарных исследований., 2008г.

7.Теория семейных систем Мюррея Боуэна. под ред.Бейкер К., Варги А. , М., Когито-центр. 2012 г.

8.Эйдемиллер Э., Добряков И., Никольская И. Семейный диагноз и семейная психотерапия., С-Пб., Речь, 2007г.

Правила функционирования супервизорской группы взяты с сайта: http://www.supervis.ru/library/document/678504195-pravila-professionalnoy-supervizionnoy-gruppy