Программа психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ
Пример индивидуальной программы психолого-педагогической помощи для подростка с множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа для подростка с ОВЗ | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная индивидуальная программа психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ
Составитель педагог-психолог ППМСЦ АР Федорова Н.И.
Программа была реализована в 2016-17 учебном году на базе МБУ«Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района»
Пояснительная записка.
Программа по индивидуальной психолого-педагогической помощи для девочки-подростка, 13 лет. Заключение ПМПК: «развитие в условиях множественных нарушений: дефицитарности опорно-двигательного аппарата (с грубыми нарушениями функций передвижения), парциальной недостаточности когнитивного и регуляторного компонента деятельности, тотального недоразвития высших психических функций легкой степени, недостаточности зрительного анализатора, нарушение языковых и речевых функций тяжелой степени». В связи с этим была разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи. С учетом структуры дефекта предложены специальные приемы коррекции, основанные на взаимосвязи выявленных особенностей нарушений, занятия в условиях сенсорной комнаты, где большое внимание можно уделить работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии.
Данная индивидуальная программа разработана на основе уже созданных программ: О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)», «Программы коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» ДО г. Москвы психолога Пономаревой Г.А., а также программы «Подросток. Встречи с самим собой» ППМСЦ АР.
Основная цель психолого-педагогической работы – улучшение адаптации в окружающем мире.
Задачи программы:
- смягчение эмоционального дискомфорта с помощью формирования
приемов релаксации и осознавания своего тела;
-осознавание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;
-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения;
-обучение навыкам взаимодействия с окружающими;
-повышение навыков вербальной и невербальной коммуникации;
-развитие уверенности в себе;
-создание условий для формирования внутренних ориентиров поведения.
Структура курса.
В программу входят три блока:
1.Развитие нравственных качеств личности, воли, самопознания и эмоциональной сферы ребенка. (1-9 занятие)
2.Формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими и преодоление трудностей. (10-20 занятие)
3.Повышение самостоятельности и уверенности в себе. (21-28 занятие)
Программа рассчитана на 28 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в условиях сенсорной комнаты, продолжительность занятия 40 минут.
Примерное календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Входная диагностика | 1 | |
2 | Мои чувства. Что такое мимика. | 1 | |
3 | Радость. Передача радости прикосновениями, жестами. | 1 | |
4 | Грусть. Когда мне грустно. | 1 | |
5 | Страх. | 1 | |
6 | Как справиться со страхом. | 1 | |
7 | Гнев. С какими чувствами он дружит. | 1 | |
8 | Обида. Что она скрывает. | 1 | |
9 | Мои разные чувства. | 1 | |
10 | Кто я? Какая я? Какие другие? | 1 | |
11 | Учусь понимать чувства другого человека. | 1 | |
12 | Кто такой сердечный человек? | 1 | |
13 | Положительные и негативные качества в каждом. | 1 | |
14 | Моя семья. | 1 | |
15 | Трудные родители и трудные дети. | 1 | |
16 | Правила нашей семьи. Мои права и обязанности. | 1 | |
17 | Мои ценности. Копилка ценностей. | 1 | |
18 | Образ физического «Я». Я расту, я меняюсь. Как я выгляжу. | 1 | |
19 | Мои достоинства и недостатки. Как превратить недостатки в достоинства. | 1 | |
20 | Дружба. Как можно подружиться. | 1 | |
21 | Как пережить отказ и потерю друга. | 1 | |
22 | Я умею быть доброжелательной. | 1 | |
23 | Я умею сказать «нет». | 1 | |
24 | Я умею расслабляться. | 1 | |
25 | Я умею учиться на ошибках. | 1 | |
26 | Я умею играть с другими. | 1 | |
27 | Я умею справляться с плохим настроением. | 1 | |
28 | Выходная диагностика | 1 | |
Итого: 28 часов |
Оборудование сенсорной комнаты : сухой душ, сухой бассейн, светильник «Пламя», интерактивный стол с управляемой подсветкой для рисования песком, мягкие модули, дорожка «Здоровье», дорожка «Гусеница», развивающий набор «Дары Фребеля», тренажер «Велосипед», музыкальный центр и музыкальные диски.