ДЕФИЦИТАРНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В презентации рассматривается классификация детей с нарушением зрения, причины возникновения, закономерности развития детей с нарушением зрения, а также направления работы с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_zreniya_1.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этиология и классификация нарушений зрения у детей Врожденные, в том числе наследственные факторы Приобретенные факторы энцефалиты, менингиты и другие воспалительные заболевания мозга, а также опухоли и травмы, заболеваний нервной системы, соматическое заболевание (например, сахарного диабета) вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности, наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.)
Группы детей выделяемые в педагогическом процессе Слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению; Абсолютно (тотально) слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений; Частично (парциально) слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения 0,005 – 0,04; Слабовидящие — дети с остротой зрения 0,05 – 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Категория детей в зависимости от времени наступления дефекта Слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3-ех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс псих-кого развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы; Ослепшие — это дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депривации Активность. У детей наблюдается снижение двигательной, перцептивной, познавательной активности , что объясняется снижением потребности во впечатлениях, недостаточным развитием действий по обследованию предметов, неудачным опытом самостоятельного передвижения. Внимание. В силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия внимание имеет свои специфические особенности, такие как неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, а также более высокая утомляемость. Нарушается соотношение видов внимания и их функционирования, так как уменьшается количество объектов, вызывающих непроизвольное внимание (в основе которого рефлекс «что такое?»). Однообразие слуховых стимулов утомляет, притупляет непроизвольное внимание и ведет к его рассеиванию. Произвольное внимание направлено на те свойства предметов и явлений, которые важны для незрячего ребенка с точки зрения опознания предметов. Произвольное внимание необходимо для контроля над собственными действиями, что ослабляет внимание к предметам окружающего пространства.
Ощущение и восприятие. У незрячих детей перестраивается соотношение между сенсорными системами, когда на первый план выходит осязание и слух, кинестетическое восприятие, вестибулярная, температурная и болевая чувствительность. Используются и другие виды ощущений и восприятия, играющие несущественную роль у зрячих людей (ориентация на запах, на движение воздуха, на стук шагов при опознании человека, так называемое шестое чувство у слепых, которое заключается в ощущении препятствия или приближающегося объекта). У слабовидящих детей сохраняются возможности зрительного восприятия, однако оно характеризуется меньшей полнотой, меньшей скоростью и точностью отображения, сужением и деформацией зрительного поля, нарушением бинокулярного зрения (затруднения восприятия перспективы, ухудшение восприятия глубины). Зрительное восприятие особенно страдает в условиях ухудшения условий восприятия, уменьшения времени наблюдения объекта.
Речь. При сохранении способности воспринимать обращенную речь на слух ребенок осваивает словарный запас без ограничений, однако возникает неизбежный разрыв между словом и образом предмета, что объясняется недостаточным чувственным опытом ребенка. Речь начинает выполнять дополнительную, компенсаторную функцию, когда дети получают представления о предметах и явлениях на основе словесных объяснений, поддерживают контакт друг с другом, ориентируются в окружающем. Словарный запас по объему у детей не отличается от такового у их зрячих сверстников, однако их знания при тщательной проверке оказываются вербальными, то есть не наполненными реальным опытом. Существенно страдает звукопроизношение и мимическое сопровождение речевого высказывания, так как дети при произнесении звуков ориентируются только на их слуховой образ и не ориентируются на зрительный и кинестетический образы произносимых звуков.
Мышление отличается замедлением темпа развития процессов обобщения и абстрагирования . Полная или частичная утрата функций зрения, снижение полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира сказываются и на процессе развития мышления. Страдает выделение существенных признаков предметов и явлений, что затрудняет процесс обобщения и формирования понятий. Мышлению приходится преодолевать сукцессивность осязательных и слуховых образов незрячих, их фрагментарность и схематизм. Недостаточно тонкий анализ часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. Выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Эмоциональное развитие. Возникают неизбежные трудности в общении с другими из-за невозможности определять эмоциональные состояния человека по его выражению лица, по мимическим и пантомимическим проявлениям. Страдает способность соотносить речевое высказывание с мимикой, что препятствует пониманию скрытого смысла высказываний; страдает понимание эмоциональных состояний других людей, обеднение внешнего выражения собственной речи, невладение экспрессивными движениями, выражающими эмоциональные состояния.
Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения Важнейшим принципом осуществления работы по коррекции и реабилитации детей с нарушениями зрения является принцип опоры на сохранные возможности детей . Преодоление недостатков зрения происходит через его социальную компенсацию , приобщение к зрительному опыту через социальные средства , в первую очередь, через речь . Через активное использование обоняния , тактильного восприятия , слухового восприятия . Важнейшей общей задачей коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения является создание условий для компенсации недостаточности зрения . Необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру .
Условия, необходимые для формирования компенсаторных процессов: Первое условие Второе условие Третье условие Постоянное общение с ребенком, использование всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.). Постоянное сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой. Активизация моторной деятельности детей, развитие их движений.
Индивидуальный подход Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе , а именно: - пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, - временные ограничения, - упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка. На занятии использовать наглядный материал : - реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; - игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; - изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; - демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный; - размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.; - размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. (в зависимости от остроты зрения).
Основными направлениями коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОУ является: 1. Развитие зрительного, слухового восприятия, обоняния. 2. Развитие осязания и мелкой моторики. 3. Ориентировка в пространстве. 4. Социально-бытовая ориентировка. 5. Развитие коммуникативных навыков.