Трудности в усвоении Нейропсихологический подход к проблеме учебной мотивации
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Усилить мотивацию ребенка к обучению помогает использование ресурса различных смежных с педагогикой научных направлений, одно из которых - нейропсихология.
С полной версией статьи Вы можете ознакомиться в "Учительской газете" №46 от 15 ноября 2016 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_uchitelskoy_gazete.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности в усвоении Нейропсихологический подход к проблеме учебной мотивации | |
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Усилить мотивацию ребенка к обучению помогает использование ресурса различных смежных с педагогикой научных направлений, одно из которых - нейропсихология. |
Поскольку именно в начальной школе учебная деятельность становится для ребенка ведущей, то в это время важно работать над формированием учебной мотивации так, чтобы к моменту перехода в среднюю школу она стала устойчивым личностным компонентом образования ученика.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем учебной мотивации. Такие дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, вследствие чего испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. В результате помимо пробелов в знаниях ребенок получает целый комплекс эмоциональных и поведенческих проблем, у него формируется стойкое негативное отношение к обучению и к школе в целом, могут возникнуть невротические реакции, приводящие к таким соматическим расстройствам, как бессонница, головные боли, обострение хронических заболеваний.
Снижение уровня учебной мотивации
Причины низкого уровня учебной мотивации различны:
- недостаточная сформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, моторных функций;
- несформированность позиции ученика;
- заниженная самооценка;
- внутреннее стрессовое состояние;
- проблемы в семье;
- низкий уровень самоконтроля;
- адаптационный стресс.
Недостаточная сформированность высших психических функций лидирует в списке причин снижения учебной мотивации и приводит к трудностям в усвоении материала. Дети с такими особенностями составляют от 15 до 30 процентов учащихся начальной школы. У них отмечаются недостаточная мотивация, повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться на конкретном, даже коротком, задании, невозможность выполнить его самостоятельно, хотя при постоянной организующей и стимулирующей помощи педагога такое выполнение становится возможным. Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения таких детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, то есть частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций может быть оценено с помощью нейропсихологических методов, одним из создателей которых является Александр Лурия.