Открытое занятие "Красиво говорить-не запретишь"
открытое занятие"Красиво говорить -не запретишь!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasivo_govorit_-ne_zapretish_master-klass.odt | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-красс
Красиво говорить –не запретишь!
Цель: развитие навыков аргументации, повышение стрессоустойчивости перед публичными выступлениями.
Оборудование: ноутбук, ручки, листы А4.
Форма проведения: беседа,тренинг.
Ход занятия:
Наш голос – судьба,
голос биография ,
голос путеводная звезда!
Ваш голос – это ваша визитная карточка!
Публичные выступления являются типичным источником стресса в современном мире. Страх публичных выступлений берет свое начало в инстинктах. Вы оказываетесь на сцене, в лучах внимания большого количества людей. Вы буквально чувствуете себя под прицелом, как вас всесторонне оценивают, разглядывают, ловят каждый жест и каждое слово. Оказаться в таком положении – это большой стресс, а инстинкт говорит нам, что при стрессе надо убегать! Но мы – люди, а значит, можем взять себя в руки и не поддаваться инстинктам.
Рассматривать способы, как перестать волноваться при выступлениях.
Выделим несколько направлений, на которые имеет смысл обратить внимание.
Подготовка. Тревога возникает, когда есть место для непредсказуемой случайности. С одной стороны, хотя мы считаем тревогу ненужной и мешающей, важно помнить, что без неё невозможно двигаться вперёд.
Схема. Как говорим и что показываем. Что говорим.
Восприятие выступления зависит от того: что говорим (10%), как говорим (40-30%), что показываем (60-70%).Владение темой добавляет уверенности.
Поэтому важна подготовка по сути выступления:
-план выступления, четкая структура, стройная логичная речь. Если уместно и позволяют обстоятельства, можно отрепетировать речь (вспомните из своего опыта, когда речь отлетала от зубов, тогда для страха просто не оставалось места).
- что за аудитория, перед кем выступать, какова должна быть реакция аудитории.
-продумать, какие могут быть вопросы (например, тем кто готовится к защите дипломов, диссертаций рекомендуют заранее продумать порядка 30 вопросов. Опыт показывает, что более 90% повторяются в реальности.
Кроме того, здесь важно учитывать 2 момента:
Откажитесь от мысли, что вы должны всегда быть совершенны.
Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми или быть не столь эффектными, как они хотели бы быть. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от них не застрахованы даже профессиональные ораторы. Но они не считают свои ошибки препятствием к успеху. Секрет в том, чтобы относиться к ним как к случайностям и развивать умение быстро выходить из трудных положений. Оставьте ошибку позади и двигайтесь дальше. Помните, что невозможно доставить удовольствие каждому в аудитории и что Вы не обязаны быть совершенством.
Убеждение, что аудитория будет столь же критична к вам, как и вы сами к себе. Поверьте, аудитория желает вам добиться успеха и даст вам все возможности для этого. Ошибки и заминки, которые могут показаться вам вопиющими, скорее всего, останутся незамеченными для большинства ваших слушателей. Как только вы поймёте это, вы сможете побороть свой страх перед аудиторией, и ваше публичное выступление от этого только выиграет.
Управление телом и дыханием. Переживание может выражаться в таких произвольных движениях тела, как: мускульные зажимы; лишние жесты, не зависящие от произносимых слов; бегающий взгляд, направленный не в глаза слушателей, а блуждающий по стенам, полу и потолку; тихий, дрожащий голос и т.д. А также в таких непроизвольных (рефлекторных) движениях, как: повышение содержания адреналина и других гормонов в крови, учащенное сердцебиение, изменение кровяного давления, покраснение лица, потоотделение, изменение диаметра зрачков и т.д. (Кстати, при помощи детектора лжи выявляют именно эти, часто внешне незаметные, непроизвольные движения тела).Поскольку человеческий организм представляет собой совершенную систему, в которой психика связана с физикой, то мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в мозге и нервах. Соответственно и мозг может реагировать на то, что происходит в мышцах. Используя этот принцип, можно управлять нашими мышцами, особенно мышцами, участвующими в дыхании, освобождаем их от скопившегося в них напряжения и через это учимся достигать эмоционального равновесия.
Дыхание.
Процесс дыхания напрямую связан с эмоциональным состоянием.
Какое дыхание характерно для страха?
Поверхностное, частое, прерывистое, верхней частью груди, с частым замиранием перед выдохом. Даже если ничего вам не угрожает, но вы попробуете несколько минут подышать таким образом — то через полминуты уже почувствуете себя неуютно.
Соответственно изменив дыхание, на другое, вы почувствуете себя увереннее:
Классический вариант: глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-выдохнули и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки.
Двойной вдох — двойной выдох.Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох. Попробуйте!
Дыхание по квадрату.Вдох 2 сек, пауза 2 сек, выдох 2 сек, пауза 2 сек. У вашего квадрата сторона может быть равной 3 сек или 4 сек. 5-8 минут будет достаточно для достижения оптимального состояния.
Самое важное — понять принцип. Сменив дыхание характерное для «страха» на любое другое мы точно начнем чувствовать себя лучше.Дышите осознанно!
Голос
Тревога вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу.
Этим простым действиям, необходимо учиться заранее. Они должны быть привычными, тогда в стрессовой ситуации вам удастся их выполнить.
Практическая часть.
Упражнение «Природный тон»
Прежде чем начать упражнение обратите внимание на нашу осанку.
Дыхание должно быть легким и свободным. Наша задача сейчас положить руку на грудь и озвучить процесс выдоха. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Это природное исцеление. Избавление от зажимов.А если необходимо привести голос в боевую готовность перед выступлением спойте песню закрытым ртом. .
Упражнение «Анализ мыслей»
Возьмите лист с бумагой и ручкой и запишите мысли, представив ,что через 10 минут у вас выступление.
А может, и причины нет? Тогда зачем волноваться и бояться?Прием заключается в том, что вы начинаете размышлять: «Если это будет самое провальное выступление в моей жизни — что самое страшное может произойти?» Вывод: Важно разобраться, что именно вызывает в вас страх. Может, это комплекс отличника? Или благоговение перед солидной аудиторией?А может, и причины нет? Тогда зачем волноваться и бояться?
Подумайте о содержании.
Помните о своей цели. Чего вы хотите добиться своим выступлением? Продать проект? Защитить диплом?
Страх – это внимание направленное внутрь себя. То, что можно, назвать «внутренним диалогом с самим собой».
Любите ваших слушателей. Я предполагаю, что моя аудитория дружелюбна и все пришли сюда потому, что им интересно, что я скажу. Публика почувствует ваш энтузиазм и оценит вашу искренность.
Обсуждение.
Видео «Техника Станиславского»
Просмотр и обсуждение.
Упражнение «Дебаты»
Цель: тренировка выступления перед группой, развитие навыка аргументации.
Время: 10 минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Ведущий задает тему выступления и вызывает двух участников. Они выступают по очереди на выбранную тему по 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым. Например: Рассказать почему важно пить воду?
Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.
После двух выступлений слушатели голосуют за каждого из выступивших и выбирают победителя.
Каждой новой паре дается новая тема.
Упражнение «Продай свой недостаток»
Суть упражнения заключается в том, что участник учится находить позитивные стороны своего « недостатка», и описывать их словами ,чтобы у других участников появилось желание приобрести это качество/черту характера. В свои недостатки нужно влюбиться. «Не у кого нет таких ушей как у меня. Да я при желании на них летать могу». «Или какой же у меня породистый клюв. Это мое богатство».
Упражнение «Чтение вслух»
Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что хотел передать поэт. Во-первых, так образное мышление скорее разовьется, а во- вторых, речевой поток станет более подвижным и образным.
Я к вам пишу-чего же боле ?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы б не узнали никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Обсуждение.
Упражнение на развитие ораторского искусства «Собеседование»
Цель: тренировка аргументации и стрессоустойчивости.
Время: 5–7 минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Вызываем двух участников. Один проводит, другой — проходит собеседование. Цель переговоров — устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату)
Затем подводим итоги:
Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Что помогло/помешало?
Затем участники меняются ролями в этой же паре.
Обсуждение.
Упражнение «Связанные слова»
Цель: тренировка креативности в речи.
Время: пять минут на каждого участника.
Количество участников: не ограничено.
Проведение упражнения:
Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д. ). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.
После выступления слушатели дают обратную связь:
Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
Интересно, заметили ли эти 2 слова?
Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.
Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.
Заключительная часть.
Чтобы избавиться от страха публичных выступлений и от повышенной тревожности, можно составить себе небольшой личный список, чтобы ничего не забыть перед выходом на сцену . Он может быть подробным, а может выглядеть, например, так, как мой девиз «Мое волнение — нетерпение от желания скорее приступить к общению с аудиторией».
Экспериментируйте с удовольствием. Это самое важный секрет. Весело проводите время со слушателями. Пробуйте новые способы представления информации, пусть это будет эксперимент с новым забавным подходом к вопросу или прогулка по залу вместо статичного изложения со сцены. Забавляйтесь, экспериментируя с человеческим поведением и вы поймёте, что публичные выступления – прекрасное занятие.
Слово идущее от сердца. Проникает в сердце. Если речь эта одежда; то красноречие –ее элегантный наряд.
С уверенностью в успехе, удачи в выступлениях.
Список литературы
1. Феликс Кирсанов. Материалы сайта http://www.orator.ru/archiv.html
2.Сергей Шипунов. Материалый сайта Университета Риторики и Ораторского Мастерства http://www.orator.biz/?s=29
3. Джудит Е. Пирсон. 10 советов как преодолеть страх публичного выступления