Рабочая программа "Система интенсивного развития способностей с учётом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития"
Документ содержит рабочую программу "Система интенсивного развития способностей с учётом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабчая программа | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Пункт 2.2. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление: коррекционно-развивающее
Название: «Система интенсивного развития способностей»
с учетом особых образовательных потребностей учащихся
с задержкой психического развития (СИРС)
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе методического пособия А.Н. Бурова, Е.Г. Майоровой «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС» - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2010.
Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития
Для учащихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Рабочая программа курса «Система интенсивного развития способностей» (СИРС) составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе.
Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).
Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности. Использование методики СИРС позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей школьников.
Актуальность курса заключается в потребности в максимальном приближении школы к современным информационно-коммуникационным технологиям.
Цель: обеспечение развития общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся с ЗПР как основы для формирования у них позиции субъекта образовательной деятельности.
Основными задачами курса являются:
− развивать психические познавательные процессы (память, восприятие, внимание, воображение, мышление);
− развивать пространственные представления;
− формировать приемы мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);
− развивать навыки совершенной техники чтения «про себя» - быстрое чтение (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);
− развивать навыки оптимальной обработки текстовой информации;
− развивать креативность.
Занятия курса проходят в виде индивидуальной формы деятельности. Основные методы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, ИКТ.
Описание места курса в учебном плане:
Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана на 34 часа, согласно учебному плану Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.
Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:
В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные:
- развитие ответственного отношения к деятельности;
- формирование готовности и способность к саморазвитию и самообразованию;
- развитие ассоциативной памяти;
- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации;
- развитие навыков смыслового чтения;
Метапредметные:
- развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- развивать умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- формировать компетентность в области использования ИКТ.
Предметные:
- развивать умение выделять существенные признаки понятий;
- уменьшать время, затрачиваемое на тренажеры, увеличивать количество правильных ответов и эффективность;
- развивать способности к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления;
- развивать умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл;
- формировать способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
- увеличивать количество запоминаемых цветов, объема запоминаемой информации за единицу времени;
- осуществлять регулярную диагностику навыков чтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения);
- проводить систематическую работу обучающихся с тренировочными текстами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции;
- исправлять типичные ошибки при чтении вслух, обучать чтению про себя.
Планируемые результаты коррекционно-развивающего курса:
- внедрение в образовательную деятельность школы информационной технологии (СИРС);
- повышение уровня развития интеллектуальных способностей школьников;
- развитие информационной культуры школьников;
- формирование предпосылок учебной деятельности школьников;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- формирование навыков эффективного запоминания, наглядно-образного мышления и креативности, поисковой и творческой деятельности.
Форма контроля: предполагает применение диагностических методик, результат которых определяют успешность освоения программы данного курса. Система оценки –безотметочная.
Содержание коррекционно-развивающего курса
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда комплексов, каждый комплекс включает в себя несколько тренажёров:
1. Комплекс «Система развития быстрого чтения»
Комплекс позволяет исправлять типичные ошибки при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух.
- Тренажеры для повышения темпа чтения и подавления артикуляции: в виде строки, столбца, страницы (с затиркой информации и закраской).
- Тренажеры для развития навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов.
- Тренажеры для увеличения скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения.
Тренажёр «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажёр «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Тренажёр «Текст в строчку, текст в столбец» - способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.
Тренажёр «Затирка (чтение текста)» - способствует подавлению артикуляции.
Специально разработанные по уровню сложности тексты школьной программы позволяют диагностировать скорость чтения ученика и уровень понимания прочитанного, после диагностики обучающийся проходит курс занятий не менее 10, после чего следует повторная диагностика и корректируется траектория развития скорости чтения с учетом достигнутых результатов.
2. Навыки интенсивного обучения.
Комплекс «Развитие памяти»
- тренажеры для развития зрительной памяти;
- тренажер для развития ассоциативной памяти;
- тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков классификации знаний на основе свыше 30 предметных областей.
«Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.
Тренажёр «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти,
Б - трёхмерные фигуры
В - морфинг, квадратики, спички
Тренажёр «Цифры и буквы» - увеличение объёма оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажёр «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
3. Комплекс «Понимание»: «Понятийное мышление», «Логическое мышление»
Включает в себя несколько тренажёров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.
Программа состоит из основных и вспомогательных комплексов. Основные комплексы: Стихи. Понятийное мышление.
Стихи - комплекс содержит 3 тренажёра:
- Последовательности: развитие навыков понятийного мышления, логического мышления, процесса анализа, планирования действий и чувства стихосложения.
- Окончания: развитие навыков понятийного мышления, смысловой догадки.
- Чувство стихосложения: развитие навыков понятийного мышления, смысловой догадки, чувства стихосложения.
Словарь - комплекс содержит 3 тренажёра:
- Словарь: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
- Словарь наоборот: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
- Глаголы: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
Понятийное мышление - комплекс содержит 5 Тренажёров:
- Анекдоты: развитие логических аспектов понятийного мышления, смысловой догадки и чувства юмора.
- Пословицы: развитие навыков логического аспекта понятийного мышления.
- Фразеологизмы: развитие навыков понятийного мышления.
- Переносной смысл слов: развитие навыков логического аспекта понятийного мышления.
- Существенное понимание: развитие навыков понятийного мышления, навыков отделения существенных признаков от несущественных.
4. Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»
При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:
- в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;
- в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.
Тренажёр «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления,
Тренажёр «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях.
Тренажёр «Кубики» - тренинг в трёхмерном пространстве.
Тренажёр «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления.
Тренажёр «Лабиринты» «Пазлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.
5.ЭУМК Танграм предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежик, … ) с помощью 7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов.
Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
№ | Раздел | Тема занятия | Виды деятельности учащихся |
1. | Раздел: Быстрое чтение. Память. (12ч) | Диагностика чтения №1. Порядок слов. | - развитие навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов; - увеличение скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения; - увеличение поля зрения, устойчивости внимания; - увеличение скорости зрительного восприятия; - увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения; - увеличению скорости зрительного восприятия информации; - развитие зрительной памяти; - развитие ассоциативной памяти; - диагностика и поэтапного формирования навыков классификации знаний; - развитие цветной образной памяти; - увеличение объёма оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации. |
2. | Чтение текста. Цифры и буквы. | ||
3. | Таблица – поле 5*5. Текст в строчку. Цифры и буквы. | ||
4. | Текст в строчку. Картинки в клетках. | ||
5. | Чтение текста. Запоминание цветов. | ||
6. | Текст в строчку. Порядок слов. | ||
7. | Диагностика чтения №2. Запоминание цветов. | ||
8. | Таблица – поле 5*5. Пословицы. Цифры и буквы. | ||
9. | Текст в строчку. Картинки в клетках. Порядок слов. | ||
10. | Чтение текста. Запоминание цветов (диагностика) | ||
11. | Диагностика чтения №3. Картинки в клетках. | ||
12. | Текст в строчку. Цифры и буквы. Порядок слов. | ||
13. | Пословицы. Антонимы. Запоминание цветов. | ||
14. | Таблица. Текст в строчку. Запоминание цветов (диагностика) | ||
15. | Раздел: «Понятийное мышление» (10 ч) | Диагностика навыков понятийного мышления 1 уровень. | - развитие понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза; - увеличение эффективности мышления; - развитие когнитивных навыков: восприятия, внимания, памяти. |
16. | Диагностика навыков понятийного мышления 2 уровень. | ||
17. | Диагностика навыков понятийного мышления 3 уровень. | ||
18. | Развитие навыков понятийного мышления 1 уровень. | ||
19. | Развитие навыков понятийного мышления 2 уровень. | ||
20. | Развитие навыков понятийного мышления 3уровень. | ||
21. | Чувство стихосложения, последовательности. Диагностика. | ||
22. | Переносной смысл слов, фразеологизмы, существенное понимание: Диагностика. | ||
23. | Словарь, словарь наоборот, глаголы: Диагностика. | ||
24. | Диагностика навыков понятийного мышления. | ||
25. | Раздел: «Пространственное мышление» (5ч.) | Плоские буквы, Диагностика чтения №4. | - развитие навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов; - развитие пространственного мышления; - развитие пространственного, логического мышления. - развитие ориентировки в пространстве; - развитие мелкой моторики. |
26. | Распознавание букв, Диагностика чтения №5. | ||
27. | Кубики, Диагностика чтения №6. | ||
28. | Лабиринт, Диагностика чтения №7. | ||
29. | Лабиринт, Диагностика чтения №8. | ||
30. | Раздел: «Танграм» (5ч) | Фигуры (1-а) – обучение. | - развитие наглядно-образного мышления и креативности. |
31. | Фигуры (а-в) – обучение. | ||
32. | Фигуры (в-с) – обучение. | ||
33. | Фигуры (с-х) – обучение. | ||
34. | Фигуры – диагностика. |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение курса
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Основная школа |
1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». | Д |
1.2 | Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2010. | Д |
1.3 | Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2012. | Д |
1.4 | Буров А.Н., Майорова Е.Г. Калашникова Д.Г. Электронное методическое пособие по развитию понятийного понятийного мышления школьников. Методическое пособие. – Новосибирск, 2007. | Д |
1.5 | Буров А.Н. Типичные методическтие ошибки преподавателей при проведении курсов «Быстрое чтение, память, мышление». Методическое пособие – Новосибирск, 2012. | Д |
2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||
Программные средства: | ||
2.1 | Операционная система Windows 7 Домашняя | К |
2.2 | Компьютерная программа СИРС | К |
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ | ||
3.1 | http:// sirs.ru | Д |
3.2 | http:// bg-prestige.narod.ru | Д |
3.3 | Д | |
3.4 | http://www.zavuch.info | Д |
3.5 | http://festival.1september | Д |
3.6 | http://pedsovet.org | Д |
3.7 | Д | |
3.8 | http:// ns.portal.ru | Д |
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) | ||
4.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д |
4.2 | Компьютер | Д |
4.3 | Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет. | Д |
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
5.1 | Жалюзи | Д |
5.2 | Компьютерный стол | Д |
5.3 | Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок. | Д |
5.4 | Стол учителя | Д |