выступление психолога на педагогическом совете по адаптации 5-х классов
Психологические особенности пятиклассников, способы взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_pedsovet_po_5-m_klassam._oktyabr_2015.docx | 90.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете с темой
«Психологические особенности пятиклассников, способы взаимодействия»
Дата: 06.11.15
Педагог-психолог: Курманова Н.В.
Содержание:
- Цель выступления – обмен опытом, чего ожидает ФГОС от педагога в работе с
пятикласниками.
- Психологические различия между поколениями. Проблема аутизма. Старые фото.
- Видеоматериал «Дети в начальной школе».
- Особенности пятиклассников, основные трудности адаптации.
- Преемственность между начальным и средним звеном.
- Работа с родителями. Видеоролик «Ценность ребенка».
- Практикум «Способы взаимодействия на уроке»: разделение урока на части, подача информации на слух, закрепление наглядным материалом, работа в группах, профилактика здоровьесбережения, командообразующие технологии».
- Рефлексия (памятки).
1 тема. Здравствуйте, уважаемые коллеги, цель моего выступления –чего ожидает от педагога ФГОС, обмен опытом6 желание поделиться активными методами работы.
Притча "5 мудрецов" о предназначении и жизненных путях человека
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
— Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
— Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
Четвёртый сказал:
— Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Но он ошибался...
Все поступили правильно.
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение...
PS. Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека...
Введение ФГОС подразумевает в первую очередь, что Роль педагога лишь в том, чтобы направить ребенка в нужном направлении.
И на этом сложном этапе очень нужны помощь и поддержка родителей. Именно на этом этапе ребёнок осваивает новые для него качества – ответственность, самостоятельность, волевая регуляция поведения, но очень часто детские желания и капризы берут вверх.
В младшем подростковом возрасте наибольшие изменения связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребёнка. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личных взаимоотношений класса. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребёнка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе. Учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребенка. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников.
У школьников этого возраста существенно меняется характер самооценки. Если в начальной школе самооценка «инспектировалась» учителем на основании учебных успехов, то теперь во внимание принимает не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. В этот период резко возрастает количество негативных самооценок. Обострение критического отношения к себе актуализирует потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. В данном же случае речь идет об её обострении и эта потребность становится основой благоприятного личностного развития в дальнейшем. Стремление к взрослости так же играет на руку педагогу и помогает формировать у детей самостоятельность и уверенность в себе. «Чувство взрослости», не подкреплённое ещё реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряют негативные черты подросткового кризиса.
Таким образом, когда мы с вами вооружены знаниями о ведущих потребностях младшего подросткового возраста, а именно:
- общение со сверстниками;
- притязания на определенное место в коллективе;
- потребность в общей положительной оценки себя в целом.
Мы, можем определить границы своей помощи ребенку.
- В первую очередь – не забывайте хвалить ребенка, создавайте ему ситуацию успеха.
- Во вторых, если ребенок нуждается в сочувствии показывайте ему это, переживайте неудачи вместе с ним.
- В третьих помогайте ребёнку искать разные варианты решения трудных для него ситуациях.
«К концу начальных классов отмечается снижение интереса к учёбе, которое сменяется ожиданием перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно.
- В это время у школьников очень сильно выражено эмоциональное отношение к предмету. Для формирование умений и интересов школьника достаточно, чтобы занятия вызвало у учащихся положительные эмоциональные переживания.
- Стремление к взрослости так же играет на руку педагогу и помогает формировать у детей самостоятельность и уверенности в себе. Учащихся 5-х классов особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задаёт некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля. Эмоциональное отношение к предмету у пятиклассников порождает важность использования юмора на уроке. Юмор имеет очень большое значение для развития ребёнка этого возраста, в том числе и познавательного развития.
В этом возрасте дети очень заинтересованы в способах улучшения памяти, внимания, мышления. Появляется склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел, необходимый для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
Но дети не только ждут, что им станет интересно. Они готовы трудиться, особенно если им объяснили и указали на то, каких знаний им не хватает для успешного обучения в средней школе.
Необходимо помнить:
- В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени.
- Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Зная эти объективные особенности, и то что они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, целесообразно подбирать щадящие методы и формы взаимодействия.
Физическое и психическое развитие детей школьного возраста
Младший школьный возраст (7-10 лет) | Средний школьный возраст (11-15 лет) | Старший школьный возраст (16-18 лет) |
Физические особенности: (рост, вес) | ||
Рост замедляется, вес увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом | Интенсивно увеличивается рост (20-25 см в год) | Заканчивается рост |
Нервная система | ||
Совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. | Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Мозг по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, возрастает роль сознания. | Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Ритмичнее работают железы внутренней секреции, усиливается деятельность щитовидной железы. |
Кровеносная система | ||
Несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов, пульс чаще, чем у взрослого человека. | Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. | Устанавливается кровяное давление |
Опорно-двигательная система | ||
Скелет подвергается окостенению, но этот процесс не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Развиваются мышцы мелкой моторики. | Идет процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Дети излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. | Завершается окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. Способность выдерживать большие двигательные нагрузки. |
Психологические особенности: Вид деятельности | ||
Учение. Познавательная деятельность проходит в процессе обучения | Учение, общение | Учение, общение |
Память | ||
Наглядно-образная | Логическая | Абстрактно-логическая |
Мышление | ||
Развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому | Развивается от конкретно - образного к абстрактному, склонно к критичности | Высокий уровень обобщения и абстрагирования, постепенно приобретая теоретическую и критическую направленность |
Внимание | ||
Непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему | Специфическая избирательность, интерес к необычному, непроизвольное переключение внимания | Характеризуется целенаправленностью, произвольностью, устойчивостью |
Речь | ||
Словарный запас 3500-4000 слов | Словарный запас 7000 слов | Словарный запас пополняется новыми терминами |
Каких учеников ждут в пятом классе?
В психолого-педагогической литературе разработана система требований к ученику, свидетельствующих о его готовности к обучению в основной школе.
Состояниие здоровья
Здоровье-состояние полного физического, психологического и социального благополучия.
Произвольность (умение управлять своей деятельностью)
О развитии произвольности говорит умение управлять возникающими эмоциями, сдерживать свои желания.
Кроме того, к пятому классу должны быть развиты такие волевые качества:
Самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи)
Настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями доведение начатого дела ло конца)
Инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь)
Организованность
Культурно-гигиенические привычки
Привычка трудиться
В процессе обучения важную роль играют особенности познавательной сферы все процессы, направленные на познание свойств и явлений окружающего мира. К ним относятся ощущение, восприятие, память, воображение. Особый психический процесс-речь тесно связан с мышлением.
Развитие мышления
К развитию мышления пятиклассника предъявляются серьезные требования. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов в основной школе требуют от ребенка нового характера усвоения знаний, о/торы на самостоятельное мышление. Ученик должен уметь выделять главное и обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Особенно важно умение производить все эти действия с учебными понятиями, т. е. с материалом, изученным на уроке.
А владеет ли ваш ребенок этими навыками? И если владеет плохо, в этом нет большой вины учителей начальной школы. Ведь психологические особенности возраста таковы, что 10-11 лет — своеобразный водораздел между двумя стадиями развития интеллектуальных операций По мнению известного швейцарского психолога Ж. Пиаже мышление школьника в начальных классах (7-11 лет) базируется на представлениях, полученных наглядным путем (т. е. мыслительные операции возможны либо с реальными предметами, либо с их образами). Лишь на следующей стадии развития интеллекта развивается способность к обобщению и абстрагированию (т. е. мышление о предметах, только представляемых в уме). Уже в начале учебного года ребенок должен обобщить всю имеющуюся у него информацию (а не только полученную на уроке) и выразить свое мнение, а при необходимости и аргументировать его.
Чем вы можете помочь ребенку?
При развитии мыслительных способностей у детей ставьте перед собой три взаимосвязанные задачи:
- Учите ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям;
- Учите логически мыслить;
- Учите критически мыслить, задавать вопросы, замечать несоответствия.
В любой беседе с ребенком старайтесь как бы исподволь развивать его интеллектуальные навыки. Задавайте ему сложные, «каверзные» вопросы, решайте с ним задачи на смекалку, играйте в интеллектуальные игры.
Привлекайте сына или дочь к поиску выхода из сложных проблемных ситуаций, которых немало в наше повседневной жизни. Развивайте культуру мышления - учите ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, доказывать свое мнение.
- Старайтесь сделать жизнь своего ребенка менее зависимой от формулы «телевидение
плюс компьютер минус книга». - Неисчерпаемым источником знаний для нас остается природа - учите ребенка наблюдать природные явления, видеть взаимосвязи между ее компонентами, изучать жизнь растений и животных Ваш ребенок очень любит смотреть телевизор, а читать книги - не очень? Конечно, вдумчивое чтение хорошей литературы развивает мышление и речь ребенка, так что без этого не обойтись. Но и из просмотра
телепередач можно извлечь много интересного. Выбирайте интеллектуальные игровые программы (все те, где задают умные вопросы из разных областей жизни), познавательные передачи (о Земле, космосе, мироздании, других странах). - Даже всем надоевшая реклама может быть развивающей, если находить в ней неточности, откровенные подтасовки. Это развивает критичность мышления (взвешенное отношение ко всему происходящему вокруг).
- Ваш ребенок любит играть на компьютере или на игровой приставке? И они могут развивать Мышление. Конечно, если только детское пристрастие еще не приобрело форму зависимости. Все хорошо в меру. Но если вы еще можете контролировать спектр игр для своего чада, пусть он меньше играет в различные «стрелялки», а больше упражняется в интеллектуальных головоломках.
- Рекомендую прочитать книги П. Слоуна «Загадки для нестандартно мыслящих» и Э. Бречера «Нестандартные логические загадки». В них содержится большое количество задач, с первого взгляда кажущихся не разрешимыми. Но они имеют вполне логичное объяснение, если отойти от общепринятых схем и поразмышлять. А как вы думаете, что становится мокрым при высушивании?
Развитие памяти
К развитию памяти в основной школе предъявляется главное требование - умение произвольно ею управлять. Ребенок должен уметь организовывать процесс запоминания (подготовки к урокам) и воспроизведения (ответа на уроке), т. е. контролировать свою память. В силу возрастных особенностей пятиклассник запоминает большой объем абстрактного (например, математического) и словесного материала
Но самое главное, что помогает справляться с нагрузкой, — умение владеть средствами заучивания (не просто запоминать, а выделять главное, рисовать в уме яркие образы, понимать, осмысливать запоминаемую информацию).
Механическая память («буквальное» запоминание) отходит на второй план, уступая место логическому, осмысленному запоминанию, улучшается продуктивность памяти.
Чем вы можете помочь ребенку?
В семейной обстановке можно и нужно создавать условия для целенаправленного развития памяти.
S Объясните сыну или дочери, что для развития памяти необходим труд. Память - это работа.
S Учите ребенка наблюдать. Если он будет уделять особое внимание образам предметов, явлений, людей, то они станут четкими и конкретными. Эти представления составляют основу ориентации в окружающем мире. Умение наблюдать активизирует все виды памяти и даже помогает в общении.
S Ставьте перед ребенком задачу запоминать важный материал на длительное время. Можно привести пример с таблицей умножения — она была выучена еще в первом классе, а пользоваться ею можно всю жизнь.
S Если сыну или дочери предстоит выучить сложный материал, научите его пользоваться приемом распределенного повторения. Запоминание происходит путем четырехкратного прочтения текста. При первом чтении текста задача запомнить не ставится - только ознакомиться с ним. Во втором чтении важно хорошо понять материал. Во время третьего чтения происходит запоминание. Четвертое чтение - проверка качества усвоения.
S Учите ребенка рассказывать выученный материал вслух. Побудьте при этом заинтересованным слушателем, и, возможно, вы услышите что-нибудь новое и интересное для себя. Проговаривание выученного материала вслух очень важно, т. к. наша внутренняя речь является более сжатой и краткой, чем устная. Рассказывая в полный голос, можно сразу заметить пропуски, ошибки, недочеты.
Развитие внимания
Считается, что обучение в начальной школе способствует развитию произвольного (т. е. с приложением усилий) внимания. Внимание пятиклассника должно быть таким, - чтобы с учетом небольших пауз в течение урока ученик сохранял достаточно высокий рабочий темп. В возрасте-11 лет возможность управлять вниманием находится прямой зависимости от развития произвольности
Чем вы можете помочь ребенку?
S Развивайте произвольность ребенка
S В любой ситуации стимулируйте наблюдательность сына или дочери, обращайте их внимание на людей, природу, обстановку. Очень интересно по внешнему виду человека пытаться определить его возраст, профессию, увлечения и т. д.
S Можно устраивать в семье конкурсы на самого внимательного. «Самый внимательный» — это тот, кто вспомнит, например, больше деталей просмотренного фильма, видеоклипа и т. д. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок тоже побеждал в таких соревнованиях.
S Выполняйте с ребенком задания по образцу «Корректурной пробы»
S Детям очень нравятся задания на поиск ошибок в тексте. Придумайте сами предложения или возьмите их из учебника русского языка, сделайте несколько ошибок и предложите ребенку найти их.
Развитие речи
Заканчивая начальную школу, ученик должен понимать смысл изучаемых понятий и использовать речь как инструмент мышления. Основные требования к развитию-
устной и письменной речи использование сложных конструкций, связное изложение своих идей, умение доказать свою мысль, богатый словарный - запас и грамотность
Определить общий уровень развития речи ребенка досточно просто.
Для этого нужно определить общий уровень развития речи ребенка. Для этого нужно просто побеседовать с ним на любую тему. Я предлагаю побеседовать о роли природы в жизни человека. Вы можете задать такие вопросы:
- Что человек получает от природы для своей жизни?
- Привела ли деятельность человека к каким-либо нарушениям в природе?
- Как ты думаешь, сможет ли человечество выжить, если природа погибнет?
- Как ты думаешь, сможет ли природа существовать без человечества?
- Почему человек должен любить и беречь природу?
- Предложи свои рецепты помощи природе.
Отметьте, умеет ли ребёнок:
- Правильно строить предложения, использовать сложноподчиненные конструкции.
- Выражать своё мнение.
- Правильно и кместу употреблять слова.
- При необходимостиподобрать слово синоним ( с таким же смыслом, но иначе звучащее), выразить мысль другими словами.
Просмотрите тетради по русскому языку, поговорите с учителем. Если ребенок делает много ошибок и они постоянны, то имеет смысл обратиться к логопеду. Он не только определит возможные нарушения, но и проведет с ребенком коррекционные занятия.
Чем Вы можете помочь ребенку?
S Залог успеха в работе по развитию речи очень прост. Это — желание и ежедневный труд родителей.
S Подробно расспрашивайте ребенка о том, как прошел день, что случилось нового, обращайте внимание на то, какие речевые конструкции он использует.
S Каждый день читайте и обсуждайте прочитанное.
S Учите ребенка мыслить вслух, выражать свое мнение, доказывать его.
S Исправляйте неправильное произношение, неверные ударения (лучше если это сделаете вы, чем посторонний человек).
S Почаще просите ребенка пересказывать содержание просмотренного фильма, прочитанной книги.
S Предложите ребенку вслух «продолжить фильм», придумать его продолжение, исходя из событий и характеров главных героев.
Особенности поведения и общения.
Общение со сверстниками. Общение со взрослыми.
Соблюдение социальных и моральных норм
Особенности отношения к самому себе.
Ребенок должен иметь позитивную «Я-концепцию»-систему мнений о самом себе и устойчивую адекватную самооценку. Человек с положительной «Я- концепцией»
- воспринимает себя положительно
- признает других и умеет общаться с ними
- не страдает агрессивностью
- открыт для опыта
- проявляет творческий подход
- способен действовать независимо
- проявляет сочувствие, сострадание
Особенности мотивационной сферы
Мотив-это побудительная сила, то, что заставляет человека действовать определенным образом.
Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу
Такие требования изложены в сборнике «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу», выпущенном по заказу Министерства образования РФ. Данные материалы могут использованы не только психологом, но и педагогом в работе с родителями.
Русский язык и литературное чтение
Воспроизводить знания
Называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова. Применять знания
Различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и не парные;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол,
личное местоимение;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, словосочетания (главное и зависимое слово). Предложения с однородными членами; словари и справочники; произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).
Приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
- произведений из круга детского чтения.
Кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации.
Решать практические и учебные задачи:
- разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания;
- выделять подлежащее и сказуемое в словосочетании. Однородные члены в простом предложении;
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст 75-80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле)
- звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- ъ и ь разделительные, ъ после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; не с глаголами; безударные падежные окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен прилагательных;
правописание безударных личных окончаний глагола; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами (при перечислении при употреблении союзов о, но);
- читать осознанно, правильно, целыми словами про себя с ориентировочным темпом чтения 100 слов в минуту;
- отвечать на вопросы к тексту;
- применять знания, делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать произведение по плану;
- высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении;
- пользоваться словарями.
Математика
Воспроизводить знания
Называть:
компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель).
Воспроизводить по памяти:
результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, умножения и деления; единицы длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг.
Различать и сравнивать:
- математические выражения: сумма, разность, произведение, частное;
- отношения «меньше на», «меньше в», «больше на», «больше в»;
- периметр и площадь прямоугольника;
- геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники).
Устанавливать связи и зависимости:
- между величинами: скоростью, временем и длиной пути при равномерном прямолинейном движении;
- между ценой, количеством и стоимостью товара.
Решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать натуральные числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и убывания;
- сравнивать натуральные числа;
- выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и вычитание в пределах миллиона, умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах миллиона);
- вычислять значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками или без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий;
- решать текстовые задачи в 1-2 действия;
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью линейки;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Естествознание
Воспроизводить знания
Называть:
- основные свойства воды;
- основные свойства воздуха;
- условия, необходимые для жизни растений и животных.
Применять знания
Различать и сравнивать:
- живые и неживые природные тела, вещества;
- хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения;
- диких и домашних животных;
- растения и животных луга, леса, водоема; тундры, лесной зоны, степей, пустынь.
Приводить примеры:
- живых и неживых природных тел, веществ, природных явлений;
- полезных ископаемых, их свойств и использования;
- насекомых, рыб, птиц, зверей.
Устанавливать связи и зависимости:
- между объектами, явлениями природы;
- между поведением человека в природе и ее состоянием. Устанавливать связи и зависимости:
- между объектами, явлениями природы;
- между поведением человека в природе и ее состоянием.
Кратко характеризовать:
- значение Солнца для жизни на Земле;
- сезонные изменения в природе;
- основные системы органов человека, их значение;
- воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), меры по охране природы; правила охраны и укрепления здоровья
Решать учебные и практические задачи:
- проводить наблюдения природных тел и явлений природы, несложные опыты и практические работы; фиксировать их результаты;
- измерять температуру воды и воздуха;
- определять стороны горизонта по компасу и солнцу;
- владеть элементарными приемами чтения карты: показывать на глобусе и карте материки и океаны, основные формы поверхности суши, водоемы.
Требования к уровню подготовки учащихся на начало обучения в 5 классе.
Русский язык
Из методического письма «О единых требованиях устной и письменной речи учащихся», М., Просвещение, 1985. С. 41-44.
Требования к речи учащихся.
Любое высказывание учащихся в устной и письменой форме следует оценивать, учитывая:
- содержание высказывания,
- логическое построение,
- речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- говорить и писать на тему, соблюдая ее границы
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
- правильно и точно пользоваться русским языком для передачи высказывания;
- строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном) в зависимости от цели и ситуации общения;
- отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
- оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Порядок ведения тетрадей учащимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
- Писать аккуратным, разборчивым почерком. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.
- Соблюдать поля с внешней стороны. Указывать дату выполнения работы. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ.
- Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
- Соблюдать красную строку.
- Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения; условные обозначения делать карандашом или ручкой, в случае необходимости - с применением линейки.
- Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.
Математика
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
- производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление на целое двузначного числа на однозначное;
- уверенно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, в записи которых имеется несколько десятичных разрядов (включая сложные случаи переноса из разряда в разряд и использование нулей в записи числа);
- выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями (включая обращение смешанного числа в обыкновенную дробь, нахождение общего знаменателя дробей, сокращение дробей и представление их в виде смешанных чисел);
- выполнять арифметические действия над десятичными дробями, производить округление десятичных дробей вычислять значения числовых выражений, включающих в себя целые числа, обыкновенные и десятичные дроби; производить вычисления по формулам составлять числовые и буквенные выражения, пропорции и линейные уравнения по условиям текстовых задач;
- решать несложные линейные уравнения, используя при этом раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых;
- решать текстовые задачи с помощью арифметических приемов (включая основные задачи на дроби и на проценты) и уравнений;
- распознавать и изображать геометрические фигуры, указанные в программе;
- производить простейшие измерения и построения при помощи линейки, угольника, транспортира, циркуля.
Естествознание
(Программа И. Ю. Алексашиной)
Учащимся необходимо знать:
- как появились знания о природе;
- что природа дает человеку, факторы жизнеобеспечения (воздух, свет, тепло, воду, пищу, материалы, сырье, источники энергии, лекарственные вещества и т.д.);
- что природа дает человеку для его духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития;
- о значении естественно-научных знаний для практической деятельности человека (медицина, сельское хозяйство, техника, освоение космического пространства и др.);
- о роли человека в жизни природы;
- что глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая, сырьевая и др.) являются результатом неразумного природопользования, не согласованного с законами природы и результатом неверной оценки роли человека в жизни природы (человек не «царь природы», а часть ее);
- что современное естествознание - это множество наук о природе и человеке.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью творческих работ (рисунков, плакатов, лозунгов, сочинений) отражать свое отношение к природе и всем обитателям Земли, понимание места человека в природе, отражать свое эстетическое восприятие природы.
Учащимся необходимо осознавать:
- природу как величайшую ценность, жизнь как уникальную особенность планеты Земля;
- эстетическое, эмоциональное и духовное восприятие природы как условие интеллектуального развития человека;
- что человек как разумная часть природы, познающая ее законы, обязан подчиняться законам природы;
- что человек поступает как потребитель материальных ресурсов природы, поэтому он обязан регулировать антропогенную нагрузку на биосферу;
- свой долг как Землянина, способного внести свой личный вклад в сохранение жизни на Земле, участвуя в программах по охране природы.
Учащимся необходимо знать:
- как появились научные знания о природе;
- о роли наблюдений в познании природы (наблюдение за движением небесных тел, климатические наблюдения, наблюдения за ростом и развитием животных);
- условия проведения наблюдения;
- что эксперимент - важнейший метод естествознания;
- условия его проведения;
- целенаправленность;
- учет условий проведения эксперимента, умение давать теоретическую интерпретацию результатов (гипотеза, теория);
- основные правила техники безопасности в лаборатории;
- как пользоваться шкалой деления, определять цену деления;
- о роли измерения в изучении объектов и явлений природы, о единицах измерения массы, объема, температуры.
Учащиеся должны уметь:
- проводить и обсуждать фенологические наблюдения;
- проводить наблюдение в лабораторном эксперименте и описывать его на языке науки (качественно и количественно), а также точно оформлять результаты лабораторной работы;
- обращаться с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой, лабораторными принадлежностями, нагревательными приборами и т. д.);
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- участвовать в природоохранной деятельности.
Учащимся необходимо осознавать:
- ограниченность непосредственного эмпирического наблюдения (на примере гелио- и геоцентрической системы);
- что воспроизводимость эксперимента обеспечивает достоверность полученных знаний;
- правила техники безопасности и выполнять их;
- объективность и достоверность естественнонаучных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы в научном эксперименте.
ПРАКТИКУМ:
Свое занятие хочу начать с небольшой разминки. Сейчас я предлагаю Вам одно высказывание и прошу каждого из Вас занять соответствующую позицию: если Вы с ним согласны, то пересаживаетесь в первый ряд, если не согласны – в третий ряд, если сомневаетесь – во второй ряд. Итак высказывание: «Личностные качества самого педагога способны влиять на индивидуальные качества учащихся». Высказывание высвечивается на мониторе.
Займите, пожалуйста, соответствующие места в аудитории: согласен, не согласен, сомневаюсь. Сейчас я попрошу Вас обосновать вашу позицию по этому вопросу.
Второе высказывание «Заработная плата педагога, напрямую зависит от педагогической компетентности, от педагогического опыта, от профессионализма педагога». Займите, пожалуйста, соответствующие места в аудитории: согласен, не согласен, сомневаюсь. Сейчас я попрошу Вас обосновать вашу позицию по этому вопросу.
Третье высказывание «Новые требования ФГОС негативно влияют на производительность труда педагогов». Займите, пожалуйста, соответствующие места в аудитории: согласен, не согласен, сомневаюсь. Сейчас я попрошу Вас обосновать вашу позицию по этому вопросу.
Итак, сейчас мы с Вами использовали один из методов психологической разминки, которая позволила включить всех участников семинара в активную фазу. То есть каждый из Вас смог перемещаться по аудитории (такие действие необходимы для детей кинестетиков), занимать соответствующую позицию, т.е каждый из ВАС имел возможность высказать свою точку зрения по данной теме, выслушать мнение окружающих, смог рассуждать, общаться с коллегами по данной теме.
Данная разминка по продолжительность составила 7-9 минут, за это время каждый был вовлечен в общий процесс. Данная разминка позволила мне узнать Ваше мнение по заданной теме и продолжить свое выступление в зависимости от того, какую цель именно Вы преследуете, посещая данный педагогический совет.
Психологическая игра: «Отдай сердце». Представьте, что я сейчас являюсь главным врачом больницы. Вы все являетесь кардиохирургами. Я сообщаю Вам о том, что в морг поступил молодой человек с ЧМТ, мозг его погиб, но сердце в течение 10 мину можно пересадить нуждающимся. В реанимации находится трое человек, ожидающих операции на сердце. У Вас есть возможность пересадить сердце только одному из них, остальных мы , к сожалению, вынуждены отключить, из-за отсутствия финансирования. О больных известно, только то, что один из них является отличником, второй ударником, третий- троечником. Сейчас я даю Вам 3 минуты, для принятия решения, кому отдадим сердце.
В данной игре можно предложить занять места в рядах (кто за кого), но главное прийти к общему мнению и принять вовремя решение. Не важно, какое решение будет правильным, главное договориться друг с другом. Главное суметь принять на себя такое решение, главное проследить какую позицию занимает каждый при принятии важного решения, главное акцентировать внимание участников на тех ценностях, которые являются главными при принятии решения. Цель: дать понять педагогам, насколько внешняя оценка «отличник» влияет на данным выбор. Дать прочувствовать педагогам значимость семьи при таком выборе. Например, тому кто против троечника предложить разговор с родителями данного ребенка, и объяснить им почему именно его необходимо отсоединить от аппарата.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
1.На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель, и ученик - визуалы (или
, чтения или письма.
3.Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
4.Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальную анкету (аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
2.От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Напримерсамодиагностика).(Приложение 1)
Теперь рассмотрим краткую характеристику основных репрезентативных систем.
Визуалы.
Про детей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают. Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно — ведь именно ею они пользуются чаше всего. Такой человек даже в речи часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например, он говорит: я хорошо вижу как решать эту задачу; — и так далее. В комнате ребёнок визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причем и свой, и чужой. При общении эти люди очень четко держат дистанцию, не оттого, что опасаются близости, а потому, что собеседника обязательно должно быть хорошо видно. Организован. Опрятный и дисциплинированный. Наблюдателен. Спокойный (не шумный). Ориентирован на внешний вид. Более осмотрительный. Хороший рассказчик. Запоминает картины. С трудом запоминает словесные инструкции. Меньше отвлекается на шум. Помнит то, что видел. Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел. При разговоре подбородок вверх, голос высокий. В чтении силен, успешен. Память образная. Сильная интуиция, развита фантазия
Аудиалы.
Дети, предпочитающие слуховой канал, все делают через звук: слушают, говорят, размышляют. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны. Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор. Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается. Шевелит губами, проговаривает слова при чтении. Легко повторяет услышанное.
Более предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки .
Говорит ритмически. Обучается, слушая. Любит музыку. И может имитировать тон, высоту голоса.
Помнит то, что обсуждал. Самый разговорчивый тип. Любит дискуссии, рассказывает всю последовательность.
Внимание к интонации голоса. Хорошо читает новые слова. Слышит звуки, голоса.
Кинестетики.
Кинестетики — это дети, все жизненные события, переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если ребёнок при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь — просто он кинестетик.
Ещё некоторые особенности:
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Методические рекомендации
Визуальный тип кодирования информации
- Это дети, живущие в своих картинках, мир воспринимают ГЛАЗАМИ. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
- Собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки.
- Преобладают слова: видеть, ясно, красочный, я вижу, что вы имеете в виду, я уловил картинку.
- Эти дети стремятся держаться ровно. ЛИНИЯ ВЗОРА при контакте должна быть НЕ НИЖЕ линии взора собеседника. Нужен КОНТАКТ ГЛАЗАМИ ("если не смотришь, значит не слышишь").
- ЗОНА КОНТАКТА весьма высока - держат дистанцию.
- Стремятся КРАСИВО одеться, причесаться, делать красивые жесты, принимать красивые позы.
- По характеру - автократичны, склонны ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ДРУГИХ ("покажите", "посмотрите") Часто отказываются от деятельности потому, что уже все сделали (в своих образах).
- Организован.
- Опрятный и дисциплинированный. Наблюдателен. Спокойный (не шумный). Ориентирован на внешний вид. Более осмотрительный.
- Хороший рассказчик. Запоминает картины. С трудом запоминает словесные инструкции. Меньше отвлекается на шум. Помнит то, что видел. Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел.
- При разговоре подбородок вверх, голос высокий. В чтении силен, успешен. Память образная. Сильная интуиция, фантазия.
Учителю на заметку
- Для визуала важно, чтобы, сообщая важную информацию, Вы смотрели прямо на него, если вы объявили задание, повернувшись к доске или глядя в журнал, не обессудьте, что визуал решил, что все сказанное было адресовано доске или журналу, а отнюдь не ему!
- Держите дистанцию – над визуалом нельзя «нависать» – учитель, стоящий рядом с его партой, а, еще хуже, за его спиной, - стресс для визуала.
- Никогда не пытайтесь успокоить визуала, похлопывая его по плечу или взяв за руку – тем самым Вы только ухудшите ситуацию.
Аудиальный тип кодирования информации
Мир воспринимают УШАМИ ("мир звуков"). Прислушиваются к своему внутреннему голосу.
- При взаимодействии ориентируется на звук, больше обращает внимание на тембр, громкость и прочие аудиальные субмодальности, "показывает голосом", хорошо копирует голоса других, их интонации. ГОВОРИТ монотонно, ритмично, не громко. Не нуждается в контакте глазами. Меняет не громкость, а интонацию.
- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: говоря другими словами, как говорится, послушай, это прозвучал, я слушаю вас.
- Может рассказывать одну историю много раз одинаково теми же словами.
- Если аудиал начал рассказывать, не прерывайте его, иначе он начнет сначала или откажется говорить.
- Разговаривает сам с собой.
- Легко отвлекается. Шевелит губами, проговаривает слова при чтении. Легко повторяет услышанное.
- Более предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки .
- Говорит ритмически. Обучается, слушая. Любит музыку. И может имитировать тон, высоту голоса.
- Помнит то, что обсуждал. Самый разговорчивый тип. Любит дискуссии, рассказывает всю последовательность.
- Внимание к интонации голоса. Хорошо читает новые слова. Слышит звуки, голоса.
Учителю на заметку
- Хотя аудиал и воспринимает мир на слух, но монотонный звук он не различает. Даже самый увлекательный рассказ, рассказанный монотонным голосом, лишенным интонаций для аудиала – пустой звук.
- Никогда не повышайте на аудиала голос – он не воспринимает речь на повышенных тонах!
- Никогда не прерывайте аудиала во время ответа и тем более не задавайте во время его речи вопросов – он не сможет сразу перестроиться, Вы получите неверную информацию о знаниях ребенка, а ребенок получит верный стресс.
Кинестетический тип кодирования информации
Воспринимают мир ТЕЛОМ.
- РЕЧЬ - ТИХАЯ, проникновенная.
- Садится поближе, прикасается (небольшая персональная дистанция), Любит "прихватывать" за пуговицу, локоток, прохаживаться. Потирает руки, поглаживает. На месте без ДВИЖЕНИЯ может усидеть не более 40 с.
- Контакт глазами с собеседником не обязателен, а часто мешает.
- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА : "это ДЕЛАЕТ меня; ТЯЖЕЛЫЙ, ЛЕГКИЙ (человек); ПОЛОЖА руку на сердце; ТЯЖЕЛАЯ ноша; СТОЛКНУЛИСЬ с трудностью".
- Мир перерабатывают через ЧУВСТВО, поэтому очень чувствительны к НАСТРОЕНИЮ. Что - либо рассказывая, используют пантомимику.
- Пытаются сами за всех сделать все. "Сплотим ряды вокруг. . . ", "Плечом к плечу, в едином строю" . Демократичны ("Посоветоваться с товарищами" ). Одеваются удобно (не важно, что некрасиво).
- Отвечает на физическое прикосновение.
- Стоит близко, касается людей. Ориентирован физически. Обилие движений. Богатые физические реакции. Раннее физическое развитие.
- Обучается, делая. Запоминает, гуляя. При чтении водит пальцами. Много жестикулирует. Помнит общее впечатление.
- Лаконичен, тактичен, использует активные жесты, движения. Любит книги.
Учителю на заметку.
Помните, кинестетик не видит того, что не движется. Ваши таблицы на стенах, домашнее задание, написанное заранее в уголке доски – не для него. Он замечает предмет лишь в момент движения, поэтому старайтесь, чтобы мир вокруг кинестетика двигался.
- Кинестетик не запоминает того, что прочитал – ему обязательно нужно или сделать запись, или начертить схему, или хотя бы сделать движение.
Признаки | Визуал | Кинестетик | Аудиал |
слова | кажется | чувствую | тон |
ПОЗА | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. | Голова набок, "телефонная поза", посадка прямая |
ТИП ТЕЛА | Как "тощий" так и "тучный" | Пухлый, округлый, мягкий. | Четкой зависимости нет |
ДВИЖЕНИЯ | Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. | Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. | То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. |
ФОРМА ГУБ | Тонкие, узкие | Пухлые, мягкие. | Различная. |
ДЫХАНИЕ | Высокое, грудное. | Низкое, брюшное. | В полном объеме. |
ГОЛОС | Высокий, чистый, быстрый, громкий. | Низкий, медленный, хриплый. | Мелодичный, ритмичный, меняющийся. |
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА | Над окружающими | Под окружающими | Глаза опущены. |
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ | "Посмотри, чтобы услышать". | Скорее прикоснется, нежели посмотрит. | "Чтобы услышать, не смотри". |
ДИСТАНЦИЯ | Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. | Очень близкая, чтобы коснутся | Небольшая, но предохраняются от прикосновений. |
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА | Не хотят быть ниже собеседника. | Из стресса выходят, беря вину на себя. | Очень многословны, нет риторических вопросов. |
ГЛАВНОЕ СЛОВО | КРАСИВО | УДОБНО | ТИХО |
Характеристика психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга – способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функции другого полушария. По типу доминирования правого или левого полушария выделяют: «правополушарников», «левополушарников», «равнополушарников».
Асимметричная организация мозга прослеживается на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира.
Работая над этой проблемой, я предположила, что если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.
Проанализировав литературу и по данной теме, посещая уроки, я пришла к выводу, что в образовательном процессе не учитываются индивидуальные особенности учащихся с ассиметрией головного мозга.
Целью данной работы стала разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи педагогам и учащимся в образовательном процессе с учетом психофизиологических особенностей детей. Для реализации поставленной цели нужно провести диагностику по определению типа функциональной ассиметрии полушарий головного мозга в 5-11 классах, наблюдение за учащимися в процессе обучения
Школьная неуспеваемость с точки зрения психологии обусловлена рядом внешних и внутренних факторов:
- Неравномерное созревание мозговых зон.
- Недостаточная зрелость, психических процессов.
- Несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка.
Основы функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной симметрии.
Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий- смешанный тип.
- доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)
- доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)
К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям.
Диагностические методы.
- Метод определения доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. (Дубовицкая Т.В.)
- Экспресс тест «Художник или мыслитель» (Приложение 2)
- Наблюдения за учащимися во время учебной деятельности и не урочное время.
- Индивидуальные беседы.
Учащиеся с различным видом мыслительной деятельности имеют психологические особенности, которые нужно учитывать, организуя образовательный процесс. (Приложение 3)
Рекомендации педагогам
Правополушарные учащиеся
Рабочая полусфера - левая.
Светлая доска - темный мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
- контекст
- связь информации с реальностью, практика
- творческие задания
- эксперименты
- музыкальный фон
- речевые и музыкальные ритмы
- работа в группах
- схемы, таблицы, карточки
- ролевые игры, инсценировка
Методы проверки:
Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).
Левополушарные учащиеся
Рабочая полусфера - правая
Темная доска - светлый мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
- детали
- абстрактно-линейный стиль изложения информации
- тишина на уроке
- работа в одиночку
- многократное повторение
- задание на поиск ошибок
- задание в символах
Методы проверки:
Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).
У многих преподавателей возникает вопрос “Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному учащемуся?”. Ответ очень простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей. Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.
Подход в обучении с учетом психофизиологии
Математика
Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение
Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы
Словесность
Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов
Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы
Иностранный язык
Правополушарные. Рационально-логический способ изучения,освоение вокабуляра посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции.
Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение вокабуляра методом “островков”, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей
Естественные науки
Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм
Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия
В соревнованиях
Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы
Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.
Перцептвное пространство
Левополушрные. Получать информацию с правой стороны
Правополушарные. Получать информацию с левой стороны
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.
Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.
Критерии внешней мотивации к школьному обучению и
низкого уровня адаптации
- Когнитивный компонент (неуспеваемость в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая усталость и неуспеваемость и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков).
- Эмоционально-личностный компонент (нарушение отношения к обучению и учителям).
- Поведенческий компонент (пассивно – безучастное, негативно – протестное, демонстративно – пренебрежительное отношение к школе и учебе; антидисциплинарное поведение, пренебрижение правилами школьной жизни, «школьный вандализм»).
Причины внешней мотивации к школьному обучению и
низкого уровня адаптации
- Изолированное развитие ребенка с недостатками в подготовке к школе.
- Соматическая ослабленность организма ребенка.
- Нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств.
- Легкие когнитивные расстройства.
- Нарушение развития школьных навыков.
- Личностные качества сформированные до школы.
- Первичная оценка ребенка учителем: дружественная, поддерживающая; враждебная с отверганием; отчуждение с недооценкой; приближение с потаканием и переоценкой.
Рекомендации родителям по предупреждению внешней мотивации к школьному обучению и низкого уровня адаптации к школе
Адаптации к школе - это довольно сложный и длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна осуществляться с учётом знаний о возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для осуществления грамотной организации учебного процесса дома и предупреждения трудностей в обучении, вашему вниманию предлагается информация, которая включает три пункта.
- Анатомо-физиологические и психологические особенности младшего школьника.
- Биоритмы функционирования у детей 7-10 лет.
- Организация выполнения домашнего задания.
1 блок. В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела.
а) Формируются все изгибы позвоночника. Окостенение скелета ещё не закончено, отсюда его большая гибкость и подвижность, открывающая возможности для правильного физического развития и занятий спортом, так и таящая опасности. Вот почему так важно соблюдать правила посадки, требования к подбору учебной мебели – всё это залог нормального физического развития ребёнка.
б) Энергично крепнут мышцы и связки. Но следует помнить, что крупные мышцы развиваются раньше мелких. Фаланги пальцев окостенеют к 9-11 годам. Поэтому первоклассник с трудом справляется с письменными заданиями, наступает быстрое утомление, ребёнок ещё не способен писать быстро и длительно. Поэтому непрерывность письма должна составлять 3-4 минуты, после чего следует расслабить мышцы кистей рук, иначе может наступить писчий спазм.
в) Совершенствуется зрительный анализатор – поэтому так важно правильное освещение, соразмерный возрасту шрифт.
г). Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения торможения (основа самоконтроля). Торможение становится заметным. Однако склонность к возбуждению ещё велика: непоседливость, непрочность произвольного внимания.
Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых, необходимые условия формирования у детей нормального взаимоотношения процессов торможения и возбуждения. Говоря о нервной системе следует отметить, что в 7 лет уже достаточно чётко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) проявляются во внешнем поведении.
Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать, у них устойчивое внимание, быстрое переключение на другой вид работы и т.д.
Дети со слабым типом нервной системы – вялы, замедленны во всех действиях, долго переключаются, у них медленный темп письма и чтения, быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать. Но слабость и инертность нервной системы могут быть не только наследственными, но и являться результатом плохого здоровья, переутомления.
д) В возрасте 6-9 лет всё большую роль в жизни и деятельности ребёнка приобретает слово. Идёт накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи. Большую роль играют взрослые. Взрослым необходимо следить за своей речью; не глотать окончаний, чётко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен. Ведь порог слышимости и острота слуха у детей достигают наибольших величин лишь в подростковом возрасте.
е) Память и внимание семилетнего ребёнка недостаточно произвольно поэтому он сосредотачивается и запоминает то, что для него ярко, значимо, чем – то замативировано.
ж) В этом возрасте происходит формирование самооценки, которая тесно связана и влияет на психическое развитие и становление личности. Поэтому необходимо быть тактичным в оценивании работы ребёнка. Оценивание должно носить конструктивный характер и начинаться с того, что получилось хорошо, а над чем необходимо поработать.
И главное не сравнивать работу ребёнка с работой другого, а только с его собственной предыдущей работой.
2 блок. К моменту поступления ребёнка в школу ритмы его физиологических функций уже вполне сложились и определяют изменения работоспособности. Многолетние изучения работоспособности школьника позволило определить главные закономерности динамики умственной работоспособности в течении дня, недели, года.
а) Дети младшего школьного возраста более подвижны с 8 до 9 часов, с 12 до 15 часов и с 18 до19. Эти часы целесообразно отвести для активного отдыха.
Высокая интеллектуальная активность отмечается у школьников с 9 до11 часов. Затем её уровень снижается и восстанавливается к 16-17 часам. Это оптимальное время для выполнения домашнего задания.
б) В течении недели у детей следующий ритм работоспособности. В понедельник она невелика; за воскресение дети «выключились» из работы. Во вторник и среду работоспособность высока, в четверг ниже и так постепенно снижается к концу недели. Недельный ритм учитывают педагоги при составлении расписания. Но его нужно учитывать и родителям. Хорошая прогулка в выходной, день с выездом за город, занятия спортом дадут ребятам запас бодрости на предстоящую неделю.
в) И несколько слов о сезонных ритмах.
Первые шесть недель врабатывание – организм приспосабливается к новым нагрузкам. Затем примерно с 20 октября до декабря – относительно устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности. Затем снижение работоспособности, что соответствует каникулам.
После каникул снова почти две недели врабатывания и очень короткий период работоспособности. Затем примерно в середине февраля работоспособность резко падает. Связи с этим введены дополнительные каникулы.
С началом весенних дней дети казалось бы, вновь становятся более активны и подвижны. Однако в это время сказывается снижение содержания витаминов в пище, а так же повышенная возбудимость нервной системы.
Таким образом, в целях предупреждения переутомления ребёнка ему необходим правильно построенный режим дня и это, как вы убедились не выдумка врачей, а необходимость, обусловленная законом функционирования организма вашего ребёнка.
Предлагаю Вашему вниманию примерный режим для первоклассников.
6ч 50мин – 7ч 00мин. Пробуждение (Настрой).
7ч 10мин – 8ч 50мин. Уборка постели, умывание, завтрак.
8ч 50мин – 8ч 05мин. Дорога в школу.
8ч 10мин – 12ч 00мин. Занятие в школе.
12ч 00мин – 12ч 30мин. Дорога домой.
12ч 30мин – 13ч 00мин. Обед.
13ч 00мин – 14ч 30мин. Дневной сон.
14ч 30мин – 16ч 00мин. Отдых (желательно на воздухе).
16ч 00мин – 17ч 00мин. Выполнение домашнего задания.
17ч 30мин – 19ч 00мин. Пребывание на воздухе, занятие в кружке, помощь по дому.
19ч 00мин – 20ч 00мин. Ужин, свободные занятия.
20ч 30мин – 21ч 00мин. Подготовка ко сну.
21ч 00мин – 7ч 00мин. Сон (11.30 минут, включая дневной).
3 блок. Организация приготовления домашнего задания.
Опыт работы показывает, что приготовление домашнего задания – камень преткновения, причина конфликтов, как между родителями и детьми, так и между педагогами и детьми. Очень часто выполнение домашнего задания затягивается на 2 часа и более. Прежде всего это происходит потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы. Родители требуёт многократного переписывания, заставляют делать всё в один присест, не учитывая того, что максимальная продолжительность работы у первоклассников – 30 минут. Главная задача родителей на первом этапе, научить ребёнка организовывать работу над домашнем заданием.
1. Домашние задание необходимо выполнять в одно и то же время (с16 – 17ч).
2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
3.В каком порядке необходимо выполнять домашнее задание? Единого для всех рецепта нет. У детей множество индивидуальных различий, и в устойчивости внимания, и в быстроте «вхождения» в работу, есть и определённые пристрастия. И всё таки некоторые общие правила есть: учащимся не умеющим долго сосредоточенно работать, рекомендуется начинать с письменных заданий так как ничто не даётся ребёнку с таким трудом как письмо. Выполнение письменных заданий должно чередоваться с устными предметами.
Через 25 – 30минут работы детям 7 – 8лет нужен 10минутный перерыв.
Отвлечения от выполнения домашнего задания у детей бывают часто. Поэтому здесь так же необходима помощь родителей. На первых порах ребёнку необходимо помнить, что пора сесть за уроки, начать перерыв, а за тем, что пора его закончить. Для выработки у детей сосредоточенности и дисциплинированности можно использовать песочные часы.
Если у ребёнка есть чёткий распорядок дня. то напоминать, что пора садиться за уроки Вам придётся 2 – 3месяца. А чтобы этот контроль не растянулся на годы, постепенно уменьшайте своё участие в выполнении домашнего задания. В итоге ваша помощь должна быть сведена к контролю за уже выполненным заданием и к помощи по запросу ребёнка.
Рекомендации педагогам:
- При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
- Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
- Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
- Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
- Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
- Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
- Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Педагог-психолог
МАОУ СОШ№ 43 г.Тюмени Н.В.Курманова