Программа внеурочной деятельности в 5-х классах "Золотые правила нравственности"
Программа предназначена для учащихся 5-х классов и построена с учетом особенностей взросления. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotye_pravila_nravstvennosti_5h_kl_2015-2016_kurmanova_nv_2.docx | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетным направлением образования является- реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей образования становится – обеспечение развития универсальных учебных действия, как психологическая составляющая часть образования. Такой подход позволит психологам и педагогам осуществлять в процессе своей деятельности обучение, ориентирование на развитие учащихся, учет их особенностей и всесторонне раскрытие их личностного и интеллектуального потенциала.
Программа внеурочной деятельности «Золотые правила нравственности» строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в МАОУ СОШ № 43 г.Тюмени в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
В настоящее время эта идея получила нормативное закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Реализация внеурочной деятельности становится новым ресурсом и для реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В частности, ФГОС НОО позволяет при составлении расписания уроков не только чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры (как того требует вышеупомянутый СанПиН), но и чередовать учебную и внеурочную деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Программа предназначена для учащихся 5-х классов и построена с учетом особенностей взросления. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Золотые правила нравственности» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬЮ внеурочной деятельности по развитию духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт.
ЗАДАЧИ:
- Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
- Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
- Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
- Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
- Освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- Вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
- Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни; формирование устойчивого отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода – наркозависимость, алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др., как факторам ограничивающим свободу личности);
- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);
- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры,
- формирование антикоррупционного сознания.
СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- создание условий для успешной адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения в средней школе – классные часы, кружки, круглые столы;
- формирование во внеурочной деятельности «Ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми - тренинги;
- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими- работа в малых группах, тренинги, психологические игры;
- формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров – доверительные беседы.
- формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап – диагностический, адаптационный. Включает в себя психологические тесты, игры и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка, создание ситуации безопасности.
Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.
Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных. Планирование дальнейших мероприятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатами реализации программы «Золотые правила нравственности будут:
-формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
-усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
-наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных
-ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям,
старшему поколению;
-опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми правилами
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические средства и формы:
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
- экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
- участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
- знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
- доверительные профилактические беседы, дискуссии об асоциальных явлениях (ПАВ, курение, наркомания);
- обмен информацией о семейных ценностях и традициях;
- изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Материально-техническая база.
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: кабинет педагога-психолога укомплектован коррекционно-развивающим комплексом Пертра, Бос-здоровьем, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.
Состав участников:
Программа курса ориентирована на учащихся 5-х классов. Оптимальный состав группы – 20-25 человек.
Сроки и место реализации программы.
Программа реализуется в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего образования в МАОУ СОШ № 43 города Тюмени и рассчитана на 33 занятия в год.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для учащихся 5-х классов, включает в себя 6 разделов и построена с учетом возрастных особенностей пятиклассников:
- «Диагностика»
- изучение личностных, индивидуальных психологических особенностей пятиклассников;
- социометрическое исследование, изучение социальной позиции
каждого учащегося,
- «Социальные нормы и правила, адаптация»
- усвоение нравственных норм, правил, требований;
- формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры
- общения и поведения, построения межличностных отношений;
- «Профилактика»
- профилактика вредных привычек;
- профилактика кризисных состояний;
- профилактика интолерантного взаимодействия в классе;
- профилактика несправедливого и жестокого отношения к детям;
- овладение основами нравственного самовоспитания;
- «Позитивное мышление»
- воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
- формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
- выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
- формирование культуры, нравственного поведения, патриотизма;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
- раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, к
людям, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование ценностного бережного отношения к природе, к людям,
к своей Родины;
- «Семейные традиции»
- формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
- знакомство с историей своей родословной, составление
генеалогического древа;
- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
- повышение значения семейных, государственных ценностей;
- «Коммуникативные навыки общения»
- формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях
повседневности;
- развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать
и слушать собеседника;
- выработка оценочных моральных принципов, представлений;
- воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2015-2016уч.г.
Раздел | Тема | Вид работы | Цель | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностика | Адаптация, социометрия, личностные качества | Анкетирование, психологические и социологические игры, направленные на выявление трудностей пятиклассников | изучение личностных, индивидуальных психологических особенностей пятиклассников; социометрическое исследование, изучение социальной позиции каждого учащегося; предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в основной школе изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков; презентации учебных и творческих достижений обучающихся. Динамическое исследование на начальном уровне и по окончании программы. | 12 сентябрь-ноябрь, май |
Социальные нормы и правила | Социальные ценности: Психологические игры, тренинги: беседы на тему: общение, конфликты, принятие решений, социальный статус, темперамент характер, прощение, Я-концепция, мир чувств, стресс, межличностное понимание | экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю; просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч; участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества; экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю; | усвоение нравственных норм, правил, требований; формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры, общения и поведения, построения межличностных отношений; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных | 5 часов ноябрь-декабрь |
Профилактика | Игромания, ПАВ, курение, жестокость, конфликты, кризисные состояния, семейные ценности, толерантность, стресс, | наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч; участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах; экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю; | профилактика вредных привычек; профилактика кризисных состояний; профилактика интолерантного взаимодействия в классе; профилактика несправедливого и жестокого отношения к детям; овладение основами нравственного самовоспитания; повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); | 4 часа январь-февраль |
«Позитивное мышление» | Я-Россиянин, 10 правил успеха, сила воли, креативное воображение, творчество, мир полон талантов, не стоит бояться ошибок, самоорганизация, саморазвитие, здоровый образ жизни, спорт, труд, кодекс чести, эмоциональная стабильность, эмоции и чувства, Я-концепция | знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни; посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций; | воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду; формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи; выработка основных этических понятий и норм речевого поведения; формирование культуры, нравственного поведения, патриотизма; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности по отношению к природе, к людям, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; формирование ценностного бережного отношения к природе, к людям, к своей Родины; | 4 часа февраль-март |
Семейные традиции | Традиции, труд, генеалогическое древо, письмо себе в будущее, мои мечты и планы | обмен информацией о семейных ценностях и традициях; просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч; участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах; участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб; | формирование ценностного отношения к семье, её традициям; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа; расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; повышение значения семейных, государственных ценностей; воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду; формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи; | 4 часов Март-апрель |
«Коммуникативные навыки общения» | Возрастные комплексы, конструктивное общение, межличностная толерантность, командообразующие технологии (сплочение коллектива) | просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч; участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ; психологические тренинги в малых группах, изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков; презентации учебных и творческих достижений обучающихся. | формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности; развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника; выработка оценочных моральных принципов, представлений; воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности; | 4 часов Апрель-май |
Основная литература:
- Д.Лессинга «Игры для занятий по нравственному воспитанию и творческому развитию детей»,2006г.
- Хрестоматия для внеклассного чтения, 2 класс, М., Самшит –издат,2006
- Программа факультатива «Этика.Азбука добра», Хомякова И.С.,Петрова В.И.
- Программа интегрированного элективного курса «Нравственное здоровье человека», Хотнянская Н.В.,Гаврилова В.Е. МАОУ СОШ № 30 г.Тюмени.
- Кутеева И.Н., журнал «Психология и школа» №3,2006г. «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с высоким уровнем агрессивности и враждебности».
Педагог-психолог
МАОУ СОШ № 43 города Тюмени Н.В.Курманова