программа сопровожддения детей "группы риска" в школе
Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_uspeshnyh_lyudey_2015-2016gg.docx | 60.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Продолжающиеся изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, происходящая в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Основное внимание в данной программе уделяется школьной и социальной дезадаптации. Нежелание учиться – проблема, которая влечет за собой дальнейшие жизненные сложности. Но именно на уровне школы наиболее эффективно работать с данной проблемой, использую школу как мини-модель общества.
Понятие дети «группы риска» и состав такой группы зависят от тех параметров, которые закладываются в выборку группы учащихся для более структурированного и плотного психолого-педагогического сопровождения с учетом иных форм контроля и при необходимости специальных маршрутов. Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.
Данная группа учащихся отбирается по следующим параметрам:
- Особенности адаптационного периода (учащиеся, поступившие в образовательное учреждение в данном учебном году, полугодии, а также соответственно все учащиеся 1 класса);
- Психоэмоциональные особенности состояния, статуса учащегося;
- Особенности диагностического компонента;
- Особенности поведенческого компонента, связанные с социальными рисками или риском для здоровья учащегося и окружающих;
- Выраженная социальная дезадаптация;
- Нахождение в сложной жизненной ситуации (в том числе проблемы в семье);
- Обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу.
Целью программы является осуществление психологического сопровождения учащихся, нуждающихся в повышенном внимании, непосредственной помощи или контроле в связи с различными особенностями психики или социального статуса, создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
- психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
- профилактика истощаемости и утомляемости учащихся
- профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ (совместно с другими специалистами, администрацией и классными руководителями).
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, коррекция отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах.
В рамках данной программы работа с учащимися, входящими в «группу риска осуществляется следующим образом:
- Индивидуальная работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку..
- Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
- Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом может рассматриваться как консультативное сопровождение индивидуального случая.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления дальнейшей коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми и подростками, при необходимости разработан индивидуальный маршрут сопровождения.
Продолжительность каждого занятия зависит от тематики, запроса и структуры, и при необходимости может быть осуществлена серия занятий с учащимся, состоящая из нескольких встреч. Единовременно занятие не превышает 60 минут.
Направления работы:
А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей из малообеспеченных семей,
Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением,
В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации.
Категории детей, нуждающихся в помощи (входящие в группы риска):
1. Дети, имеющие проблемы адаптации:
а) дети со слабым здоровьем;
б) тревожные;
в) с низкой самооценкой;
г) с проблемами в общении (социально отверженные);
д) с проблемами в самореализации;
е) с трудностями в обучении
2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):
а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) нарушители дисциплины
3. Социально незащищённые дети:
а) малообеспеченные дети;
б) дети из неполных смей;
в) дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений
Этапы реализации программы:
I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)
II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:
2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
2.9. витаминизация и фитотерапия;
2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей;
2.11. обучение социально – психологическим формам поведения и саногенному мышлению
III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:
3.1. повышение адаптационных возможностей:
3.1.1. снижение тревожности;
3.1.2. повышение самооценки;
3.1.3. развитие потенциала ребёнка;
3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.1.5. обогащение социальных ролей;
3.1.6. укрепление здоровья детей;
3.1.7. развитие творческих способностей;
3.1.8. построение новых жизненных перспектив;
3.1.9. развитие позитивного образа «Я»;
3.1.10. развитие критичного мышления;
3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.
Формы работы:
1. Диагностика:
- наблюдение;
- тестирование;
- беседы с детьми;
- беседы с педагогами и родителями;
- анкетирование
- информация об учащихся (сбор сведений; акты)
- информация о семьях (сбор сведений, акты)
- выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
- психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
- списки состоящих на учете
- списки уклоняющихся от учебы
- папка классного руководителя
2. Профилактика:
- лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;
- организация встреч с интересными людьми;
- организация тренинговых занятий;
- организация досуговых форм;
- смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;
- проведение медицинских мероприятий по оздоровлению
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Операция "Внимание, дети"
- Акция "Детям - заботу взрослых"
- Лекции специалистов, классные часы
- Конференция "Знаешь ли ты закон?"
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Кинофильмы "Вредные привычки"
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
- Работа родительского комитета
- Рейды в семьи
- Работа органов ученического самоуправления
3. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
- организация досуговых мероприятий, экскурсий;
- организация кружков, студий и секций;
- кураторство семьи;
- организация самодеятельности и творчества – конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок;
- организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);
- организация социально-психологических тренингов;
- аутотренинг;
- мероприятия по типу КТД;
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения ;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
Работа с семьей.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения , алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Формы контроля:
- Индивидуальные карточки учета
- Рейды в семьи повторные
- Рейды в вечернее время
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
- Совместная работа с инспектором по охране прав детства
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Анализ социального паспорта семей школы
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Методические семинары
Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:
- расширение круга общения детей;
- повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
- повышение социального статуса детей;
- расширение вариативности социального поведения;
- снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
- уменьшение количества конфликтных ситуаций;
- уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
- повышение успеваемости;
- повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
- улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.
Методологическая основа проекта:
1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.
Методологическое оснащение программы:
Актуальность и новизна программы состоит в том, что она:
- состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска);
- является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы;
- представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни;
- представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями.
Принципы программы:
- Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
- Соблюдение прав детей.
- Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
- Соблюдение педагогической и психологической этики.
Данная программа рекомендована педагогам, педагогам- психологам, классным руководителям, социальным педагогам для работы с детьми в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, что соответствует 2-11 классам. Программа рассчитана на 2015-2017уч.гг.
Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок | Содержание | Организатор | Ответственный |
Диагностический модуль | |||
Сентябрь-октябрь | Социометрическое исследование классных коллективов, выявление учащихся с низким социальным статусом | Педагог- психолог | Н.В.Курманова классный руководитель |
Сентябрь-октябрь | Анализ социальных паспортов классных коллективов, выявление детей «группы риска» | Социальный педагог, инспектор по охране детства | А.Г. Бородина Н.В.Курманова |
Октябрь | Социально-психологическое тестирование учащихся 7-11 кл | Педагог- психолог | А.Г. Бородина Н.В.Курманова |
Октябрь-ноябрь | Профессиональные предпочтения выпускников 9,11 кл | Педагог- психолог, ответственный за профориентацию | Н.В.Курманова Э.В.Водилова |
Ноябрь-декабрь | Мониторинг эмоциональных состояний учащихся 7-11 кл | Педагог- психолог | Н.В.Курманова классный руководитель |
Февраль | Мониторинг мотивации выбора профессии 8, 10 кл | Педагог- психолог, ответственный за профориентацию | Н.В.Курманова Э.В.Водилова |
Март-апрель | Мониторинг жестокого и несправедливого обращения с несовершеннолетними 5-11 кл | Педагог- психолог | Н.В.Курманова |
Практический модуль | |||
15.09.16 22.09.16 | Занятие №1 «Мечта моей жизни». Цель: Раскрыть и осознать в себе положительные качества личности, определить цель в жизни. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог- психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №2 «Контраргуманты» . Цель: Помочь разобраться в себе, в своих привычках, недостатках. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог- психолог | Н.В.Курманова | |
15.09.16 | Проведение профилактических рейдов, с целью проверки занятости школьников. Посещение кружков, секций. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
сентябрь | Методическая помощь и консультирование педагогов по организации профилактических мероприятий Индивидуальные консультации по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
сентябрь | Организация родительских собраний в ОУ «Иммунохроматографическое тестирование детей как фактор профилактики асоциальных проявлений подростков» (с участием ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», ГБУЗ ТО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», УФСКН РФ по Тюменской области, ПДН, КДН) | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
сентябрь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
20.09.16 | Сбор информации об обучающихся, подозреваемых в употреблении ПАВ. Консультирование родителей, педагогов. Индивидуальные занятия с обучающимися «Вредные привычки и как их преодолеть»; «Последствия употребления ПАВ». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
13.10.16 25.10.16 | Занятие №3 «Какой Я?», «Моя индивидуальность!» Цель: Осознать свою индивидуальность и неповторимость, развитие толерантности по отношению к окружающим Профилактические беседы (толератность) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №4 «Скажи мне кто твой друг» Цель: Понять насколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей. Профилактические беседы ( безконфликтное взаимодействие) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
Круглый стол с субъектами профилактики «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних» | Социальный педагог | А.Г.Бородина | |
октябрь | Формирование электронной методической библиотеки для педагогов на сайте школы Создать виртуальную копилку материалов посвященных профилактики употребления ПАВ, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
октябрь | Социальный педагог | И.Н.Мельников | |
октябрь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
27.10.16 | Консультирование педагогов и родителей: «Особенности поведения людей, употребляющих ПАВ. Признаки» видеоролик. Лекторий: Взаимопонимание, как основа эмоционального благополучия в семье» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
10.11.16 17.11.16 | Занятие №5 «Мои сильные и слабые стороны». Цель: Осознать свои достоинства и научится их применять в конкретных жизненных ситуациях. Профилактические беседы ( здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №6 «Моя поддержка» Цель: Научиться анализировать на кого можно положиться в трудной ситуации Профилактические беседы (командообразование) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
ноябрь | Мониторинг обучающихся, пропустивших более 40 часов без уважительной причины, представление информации по форме в Департамент образования и ПДН. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
ноябрь | Индивидуальные консультации по вопросам профилактики ПАВ детьми и подростками (включая летний период) | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
ноябрь | Деятельность по индивидуальным программам реабилитации обучающихся, совершивших преступления, общественно-опасные деяния, фиксация результатов в личных делах. | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
ноябрь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
24.11.16 | Беседа с родителями «Контроль со стороны родителей о новых контактах, знакомых. Круг общения, круг интересов». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
05.12.16 | Консультирование классных руководителей «Мотивация к трудовой деятельности, профессиональные склонности». Лекторий для родителей: «Профессии: которые выбирают наши дети». Индивидуальные консультации «Пути преодоления асоциального поведения». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
16.12.16 23.12.16 17.01.17 | Занятие №7 «Автопортрет», «Ассамблея одаренных», «Минута славы». Цель: Научиться самопрезентовать себя перед окружающими людьми. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №8 «Без маски». «Профилактика конфликтности». Цель: Осознать свои внутренние, скрываемые от окружающих переживания. Профилактические беседы (несправедливое отношение) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
Занятие №9 «Письмо в будущее». «Здоровье – стимул, для реализации своей мечты». Цель: Осознать собственные желания и потребности в данный момент. Профилактические беседы (Я-концепция) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
декабрь | Проведение консультаций, информационно-разъяснительных бесед с обучающимися и родителями, фиксация результатов работы в журналах учёта посещений. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
декабрь | Участие в проведении недель правовых знаний, включая викторины, конкурсы, беседы «Против зла всем миром» | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
январь | Социальный педагог | И.Н.Мельников | |
январь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
19.12.16 | Индивидуальное консультирование родителей, педагогов «Возрастные, индивидуальные особенности учащихся 5-9 кл, причины употребления ПАВ». Лекторий: Свободное время старшеклассника», «Чем живет подросток после школы? Внеучебные интересы Вашего ребенка». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
08.02.17 12.02.17 26.02.17 | Занятие № 10 «Я высказывание в жизни человека». Цель: Обучить учащихся навыкам «Я» - высказывания для увеличения спектра чувств и переживаний и эмоций. Профилактические беседы (коммуникативные навыки) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие № 11 «Эмоции и темперамент». Цель: Обучить адекватному реагированию на различные виды эмоций людей различного темперамента. Профилактические беседы | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
Занятие №12 «Я и моя семья». Цель: Оценить и осознать свое местонахождение и значимость в окружении семьи. Профилактические беседы (семейные и социальные ценности) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
февраль | Проведение совместных рейдов с инспектором по охране детства и классными руководителями в семьи обучающихся, состоящих на учёте или находящихся в группе риска. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
февраль | Проведение мероприятий в рамках областной акции «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам!» на базе (опорных) кабинетов профилактики ПАВ | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
февраль | Социальный педагог | И.Н.Мельников | |
февраль | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
20.02.17 | Беседы: «Патриотизм и служба в армии». Акция: «Забота о ветеранах», круглый стол «Отцы и дети, давайте понимать друг друга!» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
04.03.17 18.03.17 | Занятие №13 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения». Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы ( позитивное мышление) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №14 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения » Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы (мотивация к обучению) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
март | Проведение классных часов на тему « Я-гражданин» 5-11 классы | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
Март | Интернет урок «Имею право знать». Семинар для педагогов: - «Организация работы с родителями с целью активизации профилактического потенциала семьи» | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
Март | Социальный педагог | И.Н.Мельников | |
март | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
21.03.17 | Неделя здоровья: «Быть здоровым здорово». Беседы с учащимися о здоровом образе жизни «Мотивация на формирование здорового жизненного стиля» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
12.04.17 18.04.17 | Занятие №15 «Я взрослею». Цель: Помочь осознать изменения происходящие в психике и теле в зависимости от возраста. Профилактические беседы ( здоровьесбережение) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие № 16 «Во что люди могут вовлекаться». Цель: Объяснить и расширить понятия наркомании, токсикомании, игромании, алкоголизме. Профилактические беседы ( здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
20.04.17 | Отработка навыков межличностного общения в детской среде, снижение уровня тревожности, конфликтности путем психологических тренингов «Я+МЫ!» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
15.05.17 22.05.17 | Занятие № 17 «Мужчина и женщина». Цель: Ознакомить с элементарными понятиями полового воспитания. Профилактические беседы (самооценка, личностный рост) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №18 «Почему ребенок должен управлять собой». Цель: Проанализировать полученные знания и умения. Психологическое анкетирование. Профилактические беседы (саморегуляция, самоконтроль) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова | |
май | Оформление актов посещения при посещении квартир обучающихся по запросу классных руководителей с целью проведения социально-педагогического патронажа | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
май | Проект «Здоровая школа» Беседы по теме: «Привычки и здоровый образ жизни» «Все пороки от безделья» «Не опоздай» «Что такое СПИД» (О СПИДе) «Дурман трава или обманутые судьбы?» «Дорога к здоровью!» «Что во мне хорошего, что во мне плохого» | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
май | Родительское собрание: Контроль родителей за детьми в летний период «Внимание лето.» | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
май | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева | |
31.05.17 | Беседа с родителями «Нарушение детско-родительских отношений, как показатель асоциальных установок».Беседа с обучающимися, педагогами, родителями «Социальные сети, как источник привлечения к употреблению ПАВ».Консультирование учащихся «Соблюдение режима и распорядка ОУ. Контроль за поведением. Ответственность». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Динамика и планирование | |||
Декабрь-январь Май-июнь | Сбор информации о детях «группы риска», особенностях детско-родительских взаимоотношений, изучение микроклимата в классных коллективах. Анализ полученных результатов, планирование дальнейшего сопровождения учащихся «группы риска» | классные руководители, родители, медицинский работник | Н.В.Курманова А.Г.Бородина К.М.Лукащук И.Н.Мельников |
Социальное и психологическое сопровождение в каникулярное время | |||
05.06.17 | Глава 1. Познание себя. Упражнения, направленные на изучение личностных, индивидуальных особенностей. 1.Кого мы видим, когда смотрим. 2.Знаете ли вы свою внешность? 3. Справка о половых различиях. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
06.06.17 | Заявка на успех 4.Как оценить, сколько Вам лет? 5.А какое в Вас телосложения? 6.На какого зверя я похож? 7.Как управлять впечатлениями о себе? 8.Разные стратегии самопредъявления. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
07.06.17 | Сила слова. Язык успеха. Путь к себе. 9.Как организовано наше восприятие других людей. 10.Человек-тест и его прочтение. 11.Упражнения на развитие наблюдательности, ориентировки в ситуации и установлении контакта с незнакомыми людьми. 12.Как читать движения человека. 13.Чтение наших жестов. 14.Болезненные, неприятные для человека жесты. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
08.06.17 | Глава 2. Мир чувств. Я-концепция. Упражнения, направленные на изучение внутренних чувств: особенностей восприятия, ощущения, эмпатии. 1.Как узнать какое чувство нас охватило? 2.Внутренние признаки тревоги. 3. Оцените свой уровень тревожности. 4.Принятие чувств и состояний другого. 5.Как принято выражать чувства в нашей культуре? 6.Как мир искажается нашими чувствами? | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
09.06.17 | Стратегии достижения успеха 7.Как изменить свои чувства? 8.Можно ли принимать свои грехи? 9.Пути преодоления своих страстей. 10. Технология самосовершенствования себя. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
12.06.17 | Деловые и коммуникативные навыки 11.Упражнения по перевоплощению. 12.Есть ли у Вас деловая эмпатия? 13.Упражнения по улучшению контактов между людьми. 14.Будьте теплы и открыты. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
13.06.17 | Глава 3. Социальная позиция. Упражнения, направленные на принятие себя, как личность, как единица общества.
| Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
14.06.17 | Этикет. Лестница успеха.
| Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
15.06.17 | Я и мир вокруг меня( люди, место, время6 процессы, предметы)
| Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
16.06.17 | Глава 4. Социальные нормы и правила. Упражнения, направленные на привитие социальных ценностей, норм и правил. 1. Сколько меня во мне меня? 2. Где границы моего Я. 3. Медитация. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
19.06.17 | Безконфликтное взаимодействие. Позитивное мышление. 4. Почему мы обижаемся. 5. Что значит принимать других. 6. Проверьте, насколько вы откровенны. 7. Открытие себя и другого. 8. Оцените себя как собеседника. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
20.06.17 | Толерантное взаимодействие, социальные навыки. 9. Какие ситуации и темы являются интимными. 10. Что такое одиночество? 11. Степень одиночества. 12. Почему девушки не любят Печорина? 13. Нравятся ли Вам компетентные люди? | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
21.06.17 | Глава 5. Мои вершины. Упражнения, направленные на поиск ресурсов для саморазвития личности. 1.Самоактуализация. 2.Духовная стойкость. 3.Свое призвание. 4.Право выбора. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
22.06.17 | Верь в себя! 5.Старания и умения. 6.В чем проявляется неуверенность? 7.Это невозможно ,граф. 8.Умение твердо, приветливо и спокойно говорить «нет». 9.Особенности религии, как саморазвитие. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
23.06.17 | Успех начинается с мыслей. 10.Траектории путей к себе. 11.Особенности психологической травмы. 12.Трудные ситуации. 13.Ваше достоинство. 14.Как измерить духовный рост. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
26.06.17 | Консультирование родителей «Трудный ребенок» Цель: Помочь разобраться в индивидуальных особенностях подростков, в привычках, недостатках общения с подростками. Консультирование педагогов «Переходный возраст» Цель: Понять на сколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
27.06.17 | Консультирование педагогов «Предупрежден -значит спасен» Цель: Понять на сколько хорошо или плохо мы знаем причины употребления ПАВ. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
28.06.17 | Консультирование родителей «Оскорбление – шалость, проступок -преступление» Цель: Роль родителей при воспитании несовершеннолетних детей, образец для подражания | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Литература для педагогов:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
- Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995.
- Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. - Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
- Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Литература для обучащихся:
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
- Крейли Э. Учимся владеть чувствами. СПб.: Комплект, 1995.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001.
Литература для родителей:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
- Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. – 2003, №21.
- Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
- Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998.
- Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей.