Комплекс занятий по развитию детско-родительских отношений в рамках проекта Школа приёмных родителей

ELENA Ahmadeeva

Представлен комплекс с разработками практических упражнений и  занятий,направленный на развитие детско-родительких отношений,подборка притч,которые можно использовать в данной работе и разработки занятий по работе с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Комплекс практических упражнений по формированию детско-родительских отношений в рамках реализации проекта «Школа приёмных родителей»

Педагог-психолог Ахмадеева Е.В.

                                             Караганда – 2015

Пояснительная записка

В концептуальных основах воспитания говориться об усилении воспитательного потенциала через интеграцию ценностей в содержание учебных предметов, развитие института родителей, разработку и выполнение социальных проектов, расширения возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания. Одним из направлений концепции воспитания является семейное воспитание, целью которого является просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей. В концепции указывается на необходимость сохранения психического здоровья, созданию здоровьесберегающей среды, формированию ответственного поведения.

Представленный комплекс состоит из двух частей, каждая часть разделена на блоки. В первой части содержится материал для формирования детско-родительских отношений, а также даны рекомендации по использованию упражнений. Комплекс упражнений может быть использован педагогом-психологом для работы с детьми и родителями - усыновителями, опекунами, патронатными воспитателями. Некоторые упражнения можно использовать для семей, которые только берут детей, другие - для сопровождения семей, уже принявших детей. Во второй части содержатся занятия по психологическому сопровождению процесса социализации детей подростков. Комплекс строится как конструктор, всегда можно добавить или убрать, заменить в зависимости от потребностей занятие или упражнение их наполняющие. При использовании комплекса важно соблюдать правила:

  • Конфиденциальность
  • Откровенность и искренность
  • Доброжелательность
  • Активность
  • Ответственность

Используемые методы и приёмы:

  • Поведенческий тренинг
  • Элементы арт-терапии
  • Рефлексия
  • Элементы сказкотерапии
  • Инсценировка
  • Беседа
  • Приёмы на снятие психо -эмоционального напряжения
  • Притча, рассказ
  • Слуховой метод
  • Наглядный, словесный методы

Часть I Комплекс практических упражнений для формирования детско-родительских отношений.

Цель: Научить родителей строить свои отношения с ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей.

Задачи:

- Сплотить детско-родительские отношения;

- Научить позитивному и открытому выражению чувств;

- Сформировать позитивную «Я-конценцию» у родителей и ребенка;

- Сформировать навыки конструктивного общения родителей с детьми;

- Дать возможность отреагировать негативный опыт;

- Улучшить качество функционирования семьи.

Блок 1

Психо-эмоциональный, направлен на выражение чувств, сплочение участников.

Упражнение №1 «Приветствие»

Цель: Раскрепостить участников, создать атмосферу сплоченности, снять зажатость.

Время: 5-7 минут (в зависимости от количества участников)

                                                Ход:

Родитель, ребёнок и психолог становятся в круг, берут друг друга за руки и по часовой стрелке передают друг другу через пожатие рук «лучик тепла и доброты», смотрят друг на друга и посылают улыбку. Затем приветствуют друг друга погладив по спинке, поздороваться плечами, коленками.

Рекомендации: Используется в любой группе вне зависимости от уровня сплочения и возраста участников.

Упражнение №2 «Ласка»

Цель: Развивать умения выражать чувства.

Время:10-12 мин.

                                                  Ход:

Психолог предлагает роли: родителю- «кошка мама», а ребёнку- «котёнок». Кошка с улыбкой прижимает, гладит своего пушистого котёнка, а котёнок прикрывает глаза от удовольствия, ласкается к своей маме-кошке.

Рекомендации: Используется при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Если участники стесняются, психолог словесно их подбадривает, можно сопроводить ребёнка к «маме-кошке» поглаживая по спинке.

Упражнение №3 «Минута шалости»

Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, создать настроение раскованности.

Время:3-4мин.

                                                 Ход:

Психолог предлагается всем участникам превратиться в озорных котят, которые под весёлую музыку бегают, прыгают, скачут.

Рекомендации: Необходимо приготовить активизирующую музыку, психологу желательно выполнять упражнение вместе с группой. В зависимости от возраста можно изменить инструкцию, в более старшем возрасте предложить: «побегать так, как вы это делали в детстве, когда вам было хорошо и весело».

Упражнение №4 «Моя и мамина рука»

Цель: Развивать умение выражать чувства, накапливать телесный и эмоциональный опыт.

Время:5-7мин.

                                                Ход:

В детско-родительских парах участники встают напротив друг друга и последовательно выполняют то, что просит ведущий психолог.

- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами, подарить друг другу улыбку;

- Погладить друг друга по волосам;

- Обнять друг друга, погладить по спине;

- Взяться за руки и передать своё тепло;

- «Попрощаться» мизинчиками и др.

Рекомендации: Используется в любой группе вне зависимости от уровня сплочения и возраста участников. Психолог во время выполнения словесно подбадривает участников.

Упражнение№5 «Совместное рисование»

Цель: Формировать чувства близости, принятия друг друга, развивать невербальные способы общения.

Время:15мин.

                                                Ход:

Участникам даётся задание в парах выполнить рисунок одним карандашом или фломастером. При этом нельзя разговаривать. Можно договариваться невербальными способами-жестами. Обсуждение впечатлений, чувств и эмоций.

Рекомендации: Используется с младшего школьного возраста. Важно! понятно объяснить инструкцию и после выполнения дать возможность отреагировать чувства, поделиться впечатлениями обращая внимание на то, было ли комфортно работать вместе? Что мешало? Справились ли с задачей?

Упражнение №6 «Ты молодец»

Цель: Формировать чувства близости, доверия.

Время: 20-30мин

                                                Ход:

Встав друг против друга родителю и ребёнку предлагается проговорить вслух достоинства, достижения, положительные качества друг друга (предварительно, если ребёнок умеет писать, можно дать время на то, чтобы прописать всё на листке, но говорить необходимо без написанного текста, не читая его), начав словами: «Ты молодец …»

Рекомендации: Используется в работе с детьми уже живущими в семье или после завершения этапа знакомства ребёнка с родителями в стенах детского дома, интерната.

Упражнение №7 «Мастерская чудес»

Цель: Выработать навыки конструктивного общения, совместной деятельности.

Время: 30-40 мин.

                                                Ход:

Психолог предлагает совместную деятельность родителям и ребёнку, изготовить «Чудесную поделку» приготовив материалы для изготовления поделки (клей, цветная бумага, ножницы, скотч и т.д.). Участники должны сами договориться друг с другом что это будет за поделка? как её изготовить? Дать название поделке и т.д.

После выполнения обсудить свои впечатления, какие чувства, эмоции испытали при выполнении совместных действий? что было сложным?  что хотелось изменить? что получилось?, что понравилось? и т.д.

Рекомендации: При выполнении у участников могут возникнуть затруднения с замыслом, психолог может предложить несколько вариантов на выбор, например, дом, шкатулку, открытку, полянку и т.д. Во время выполнения желательно включить фоновую музыку. Данную поделку можно предложить забрать домой. Упражнение проявляет уровень согласования, потенциальным родителям можно дать рекомендации отдельно на консультации по взаимодействию с ребёнком.

Блок II

Коммуникативный -  направлен на формирование самоуважения, навыков конструктивного общения.

Упражнение №8 «Семейные заповеди»

Цель: Укреплять демократические отношения в семье, развивать навыки общения.

Время:30-40мин.

                                                  Ход:

Членам семьи предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным по кругу. Это позволяет сравнить свои представления о семье с представлениями других. Психолог может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет».

Рекомендации: Используется с младшего подросткового возраста с детьми, как в период посещения в детском доме(интернате), так и в работе с уже живущими в семье. Процессом обсуждения необходимо руководить психологу, с тем, чтобы правильно организовать коммуникацию и не допустить возникновения конфликта в случае разногласий.

Упражнение №9 «Моё дерево-характер»

Цель: Формировать позитивное отношение к своему «Я», знакомить участников с индивидуальными особенностями друг друга.

Время:30-40мин.

                                                Ход:

Психолог предлагает каждому участнику нарисовать на листе А4 цветными карандашами своё дерево-характер. Перед рисованием зачитывается притча «Деревья-Характеры». Время рисования не более 20 мин. Затем все садятся в круг и каждый показывает свой рисунок и рассказывает о себе. Во время рисования можно включить фоновую музыку.

Рекомендации: Используется на любом этапе работы с семьёй. Рисунки можно повесить дома. Психолог может провести индивидуальные консультации по результатам рисования, дать рекомендации родителям.

Если семья проживает уже определённое время вместе, можно предложить поменяться рисунками и дополнить их мнениями других членов семьи, качествами характера, которые они увидели в семье у своих домочадцев.

Упражнение №10 «Я люблю, мне нравиться»

Цель: Раскрыть внутреннее «Я», уметь предъявить себя.

Время:20мин.

                                                Ход:

 Психолог предлагает всем участникам написать список того, что они любят, что им нравиться. (Можно выполнять устно). Затем идёт предъявление каждым участников своих предпочтений.

Рекомендации: Используется на любом этапе работы с семьёй. При необходимости психолог может расширить границы предъявления, например, если участники назвали недостаточно качеств и затрудняются их расширить. Предложить посмотреть на себя во всех жизненных сферах (домашнее хозяйство, учёба, работа, увлечения, досуг, взаимоотношения и т.д.)

Упражнение №11 «Настроение и походка»

Цель: Снять телесную зажатость, учить учитывать невербальные жесты в общении.

Время:10-12мин.

                                                  Ход:

Психолог просит всех участников изобразить своё настроение движениями тела, походкой: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а затем – как тяжёлые большие капли.»

- Полетаем, как воробей, а затем -  как чайка, как орёл.

- Походим как старая бабушка, как весёлый клоун.

- Пройдёмся как маленький ребёнок, который учиться ходить.

- Дети, давайте осторожно подкрадёмся к родителям, как кошка к птичке.

- Попрыгаем на кочках на болоте.

- Пройдемся как задумчивый человек.

- Дети, а теперь побежим навстречу к родителями обнимем их.

Рекомендации: Необходимо создать атмосферу непринуждённости, подбадривать участников. В зависимости от возраста подбирать настроения-пантомиму.

Упражнение №12 «Мостик»

Цель: Установить доверительные отношения, умение договариваться.

Время:5-8мин.

                                                Ход:

Психолог на полу рисует (или выкладывает из листов А4) дорожку (не более 30см. в ширину). Затем паре родитель-ребёнок предлагает инструкцию: «Вы находитесь в горах по разные стороны ущелья. Через пропасть перекинут узкий мостик, по которому спокойно может пройти только один человек, ваша задача-пойти навстречу друг другу и перейти мостик встав на противоположной стороне мостика, не сорвавшись в пропасть. Задание провалено, если человек наступил на черту или вышел за пределы мостика.

После выполнения задания идёт обсуждение и обмен впечатлениями.

Рекомендации: В случае неудачи во время выполнения задания, психолог предлагает повторить, предварительно отрефлексировав предыдущий опыт.

Упражнение №13 «Пойми меня»

Цель: Развивать навыки невербального общения.

Время:15мин.

                                                Ход:

Психолог предлагает в парах родитель-ребёнок изобразить невербально эмоции (радость, интерес, грусть, восторг, обида, злость) предварительно раздав каждому участнику название эмоции на карточке. Партнёр должен отгадать какая эмоция показывается. Затем обсуждение впечатлений.

Рекомендации: Используется на всех этапах работы с семьёй. Задание  предлагается в виде игры.

Упражнение №14«Копилка хороших поступков»

Цель: Формировать желания делать друг другу добро.

Время:20-30мин.

                                               Ход:

Психолог просит участников родителей и детей в отдельности выписать на листке хорошие поступки, которые они совершили друг для друга за последнюю неделю, затем идёт обсуждение.

Рекомендации: Используется при работе с ребёнком уже живущим в семье или на этапе завершения знакомства ребёнка с будущей семьёй. Если нет опыта совместного проживания, тогда выписать на листке возможные добрые дела, которые можно совершить для членов семьи.

Упражнение №15 «Работа с сердитым журналом»

Цель: Выработать конструктивные методы и приёмы разрешения конфликта.

Время:40-45мин.

Психолог предлагает участникам вспомнить (или предъявить имеющуюся конфликтную ситуацию) любую конфликтную ситуацию и заполнить по ней таблицу:

Конфликтная ситуация

Использованный стиль (конкуренция,

уклонение-избегание от конфликта, приспособление, сотрудничество

Результат применения

этого стиля

(положительный,

отрицательный)

Альтернатив

ный подход

Почему лучше было бы использовать альтернативный подход

После заполнения таблицы, с участниками идёт обсуждение, в ходе которого отрабатываются как чувства и эмоций, так и вырабатываются наиболее конструктивные методы и приёмы разрешения конфликта.

Рекомендации: Используется при работе с семьёй, в которой уже проживает ребёнок и имеются конфликты. Предварительно участникам даются пояснения о стилях поведения в конфликте, в понятной доступной форме. Психолог отслеживает и при необходимости направляет обсуждение, с тем, чтобы поддерживать благоприятный психо -эмоциональный настрой. При необходимости можно включить упражнение для снятия напряжения.

Блок III

Работа с обидами- направлен на отреагирование негативного опыта.

Упражнение №16 «Обида»

Цель: Отработать негативный эмоциональный опыт.

Время:40-45мин.

                                                Ход:

Психолог предлагает ребёнку и родителю написать на листке свои обиды, ребёнку на родителя, родителю на ребёнка. (Упражнение можно проводить в устной форме). Затем участники заявляют о своих чувствах.

Рекомендации: Психолог перед проведение сообщает цель данного упражнения и сообщает о полезности его для отношений, предупреждая, что чувства, которые могут возникнуть непростые, но важно с ними справиться. Психолог внимательно отслеживает динамику процесса, не допускает «разборок», а следит за предъявлением чувств и эмоций, поддерживает в случае необходимости, просит поддержать участников друг друга. (В зависимости от ситуации возможно предварительное согласование правил этого упражнения, например, не допускать оскорблений и т.д.) При завершении желательно провести упражнение по снятию психо -эмоционального напряжения.

Упражнение №17 «Прощение»

Цель: Развивать умение прощать обиды, учить высказывать свои чувства.

Время:20-30мин.

                                                Ход:

Психолог предлагает родителям попросить прощения у своих детей (за что-либо конкретное), а затем дети просят прощения у родителей. После упражнения можно обняться, высказаться о том, что они сейчас чувствуют.

Рекомендации: Используется при работе с детьми, уже проживающими в семье. Психологу необходимо отслеживать психо -эмоциональный фон, при необходимости эмоционально поддержать участников.

Упражнение №18 «Поменяемся местами»

Цель: Развивать умение ставить себя на место другого человека, учить высказывать свои мысли, развивать умение отвечать за свои действия.

Время:35-45мин.

                                                Ход:

Психолог просит поменяться местами на которых сидят участники, ребёнок на место родителя, родитель на место ребёнка. Объявляется, что они поменялись ролями ребёнок теперь (мама или папа), родитель (дочка или сын). Просят ребёнка (роль мамы или папы) рассказать о том, что её ребёнок делает неправильно. У родителя роль дочки, сына, изображает поведение ребёнка. Предлагается обсуждение и решение имеющихся ситуаций с учётом изменившихся ролей.

Рекомендации: Используется при работе с детьми, уже проживающими в семье. Важно! После завершения психолог снимает назначенные роли с участников, они возвращаются на прежние места. Психолог просит поделиться чувствами, которые испытывали участники во время выполнения задания. При завершении можно использовать упражнение на снятие психо -эмоционального напряжения и на сплочение.

Упражнение№19 «Моё настроение сейчас»

Цель: Развивать умения выражать свои чувства, раскрывать свои внутренние переживания.

Время:20-25мин.

                                                Ход:

Психолог предлагает участникам нарисовать своё настроение в эту минуту. (При рисовании можно включить фоновую музыку). После рисования участники рассказывают о своём настроении.

Рекомендации: Используется на любом этапе работы с семьёй. В зависимости от результата психолог может включить упражнение на поднятие настроения, сплочения, создания благоприятного эмоционального фона.

Блок IV

Притчи- направлены на формирование новых стратегий в поведении, отреагировании уже имеющихся в жизнедеятельности при отсутствии внутренних защит.

Рекомендации:                        

Педагог-психолог при работе с семьей использует притчи в зависимости от ситуаций, которые требуют разрешения, с обсуждением их в кругу семьи: О чём эта притча? Какой смысл скрыт в ней? Как Вы поступаете в жизни? Чему учит эта притча? и др.

                             Притча о деревьях-характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли…Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них- множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: отношение к людям, отношение к делу, отношение к себе, отношения к вещам. У каждого дерева-характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном дереве-характере ветвь отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви отношения к вещам на некоторых деревьях-характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми характерами трескалась земля- такими они были тяжелыми, зато лёгкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались характеры, сплошь от корней до кроны- покрытые иголками и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками- это были прямые характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые характеры, а мягкие характеры были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.

Так непохожи были деревья-характеры, потому, что росли на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на деревья-характеры: иные ломала или вырывала с корнем. Другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо выпрямляли свои могучие ветви отношения к себе, отношения к людям, отношения к делу и отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево- Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их дерево-характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто.

    Притча «Небольшая разница»

       Один восточный падишах увидел сон - будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в темницу и призвал другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властитель был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, какими словами сказать».

                                                         Притча о кофе 

Приходит к отцу юная дочь и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюльки с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, а затем налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? – спросил он свою дочь. Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, — ответила она. Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывала в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут. А кофе? – спросила дочь. О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее – превратил в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются под действием обстоятельств, — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из самой сложной ситуации.

                                    Притча о том, как изменить мир

   Давным-давно, в одном городе жил был этот человек. Жил себе и жил, пока не понял в один прекрасный момент, что наш мир несовершенен. Это нормально, мысли о несовершенстве мира приходят рано или поздно в головы многих людей. Но наш герой был совершенно особенный человек, он решил изменить мир. Он решил сделать мир красивым, дружелюбным, хорошим и совершенным.    
   И этот человека сказал: «Дайте мне семь лет, и я изменю мир!». И семь лет этот человек встречался с руководителями государств, организовывал масштабные акции по изменению мира, привлекал сотни и сотни тысяч людей к духовным практикам, работал все эти годы, не покладая рук. Он стал очень известным и уважаемым человеком, но семь лет прошли. И мир: остался прежним.   
   Тогда он сказал себе: «Наверное, изменить весь мир очень сложно. Поэтому я изменю для начала свою страну, а остальные страны увидят, насколько у нас стало хорошо, и тоже изменятся. Дайте мне 700 дней, и я изменю страну.»   
   Он пришел к главе страны, получил все необходимые полномочия, ведь он был уважаемым и известным человеком. Все эти сотни дней человек работал почти круглосуточно, он встречался с руководителями крупных заводов, с лидерами политических партий, руководителями регионов и просто популярными актерами и известными людьми. Но через семьсот дней его страна осталась прежней.   
   «Черт побери!» сказал этот человек. «Если у меня не получилось изменить свою страну, то я изменю хотя бы свой родной город! Дайте мне 7 месяцев, и я изменю город!» Он встретился за это время с каждым жителем своего родного города, он это время почти не спал, он проявил нечеловеческую активность, но: город остался прежним.    
   Тогда человек окончательно разозлился - он столько делал для этого мира, для этой страны, для этого города, а они остались прежними. Тогда он решил изменить свою жену. И взял себе для этого 7 недель. И вы уже, наверное, знаете результат. Его жена осталась прежней.    
   Тогда человек впервые за эти многие годы сел и подумал - может быть, возможно изменить сначала себя? Он взял для себя 21день. И через 21день он изменился, и когда он изменился - изменилась его жена, его город, его страна и его мир.

Часть II- занятия по психологическому сопровождению процесса социализации  детей подростков.

Цель: Оказать психологическую помощь детям в приобретении необходимых  социальных компетенций для успешной социализации  в обществе.

Задачи:

  • Содействовать в развитии эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции.
  • Содействовать в развитии коммуникативных навыков.
  • Формировать навыки ответственного поведения, адекватной самооценки.
  • Формировать навыки осознанного выбора профессии.
  • Помочь в осознании готовности к браку, созданию полноценной семьи.

 Конспекты занятий

Блок I- направлен на развитие психо-эмоциональной сферы

№1 Занятие по развитию эмоциональной сферы

Цель: Формировать личность: осознать свои «сильные» и «слабые» стороны, развивать рефлексию, эмоционально - волевую сферу, коммуникативные навыки, социальную адаптацию.

Материалы: Альбомные листы, карандаши, бланки таблиц.

                                         Ход:

1.Приветствие

2.Упражнение «Уверенное, неуверенное, грубое (агрессивное) поведение»- поведенческий тренинг, инсценировка по вербальным и невербальным формам  уверенного, неуверенного, агрессивного поведения. Участников просят изобразить уверенное, неуверенное, грубое поведение, обсуждение показанных образов.

3.Упражнение «Представь себя» - представь и нарисуй себя в виде животного или растения. Расскажи о своём рисунке.

4.Работа с таблицей  чувств

Чувства

никогда

иногда

часто

Злость

Удовольствие

Обида

Радость

Страх

Грусть

Интерес

5.Упражнение «Безмолвный крик» - на отреагирование отрицательных эмоций. Участникам необходимо представить мысленно образ своего обидчика и высказать ему все обиды в лицо.

 6.Рефлексия – Какие чувства испытали? Чему научились? Что запомнилось? Что было сложным? Что удалось? и т.д.

№2 Занятие «Жизнь - бесценный дар».

Цель: Обозначить понятия «Ценность жизни», «Жизнь - бесценный дар», формировать навыки созидательного отношения к своей жизни. Формировать навыки эмоциональной устойчивости в трудных жизненных ситуациях.

Материалы: листы А4, ручки, карандаши, аудиозапись, письма с вопросами и ситуациями.

                                        Ход:

Сегодня мы собрались, чтобы вместе поговорить на интересующие многих темы. Мы живём среди людей. Присмотритесь повнимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, учатся, идут с работы, на работу, с учёбы домой, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная, во имя чего они живут. Иные могут сделать свою жизнь во благо благородной цели и т.д. Вокруг нас и в нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.

- Удивительная жизнь, в ней свидания есть и разлуки.

- И вообще, хорошо, что живём мы с тобой на земле.

- Улыбаясь, тепло я тебе протяну свои руки…

Разминка - поздороваться друг с другом различными частями тела: улыбнуться друг другу, поздороваться руками, коленками, спинами, локтями.

Прошу поднять руку тех, кто задумывался над смыслом слова «Жизнь», а теперь тех, кто думал о том «Вот если бы в моей жизни всё было по-другому»?

Практическое упражнение: Дайте своё определение понятию жизнь (участники делятся своими вариантами, дополняют друг друга, составляется единое определение по слову жизнь, обсуждение).

Жизнь на самом деле состоит

Из невероятных комбинаций

Если все вокруг грустят

Не переставайте улыбаться

Это, разумеется не путь

Вовремя остановить ошибки

Но ведь должен, должен кто-нибудь

Просто так дарить свою улыбку

Люди часто под ноги глядят. Голову опустят…Скверно братцы!

Пусть враги, нахмурившись, сидят

Не переставайте улыбаться.

Рассказ «След на земле»

        Старый мастер возвёл каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножкой на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался- ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив своё село, приехал он на родину. Встречается с людьми называет свою фамилию - никто не помнит его. Что ты оставил после себя? -спрашивают люди, есть ли у тебя сын или дочь?

Нет у меня ни сына, ни дочери- отвечает он.

Может ты посадил дерево? Нет, не посадил я дерево.

Может быть взлелеял поле? Нет, и этого не сделал. Ну так, значит, ты песню сложил? Нет и песни я не сложил. Так кто же ты такой, что делал всю жизнь? - изумились люди. Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке- окаменевший след маленькой ножки. Вот и всё, что осталось после меня на земле!- с горечью подумал человек. Но ведь этого так мало…Не так надо было жить!

Вопросы:

Чем измеряется жизнь?

В чём по-вашему ценность жизни?

Как нужно прожить жизнь, чтобы о вас помнили люди? Жизнь даётся человеку один раз и можно ли себя лишать этой радости, этого дара: Почему?

Как вы понимаете фразу «Жизнь - бесценный дар»?

Конкурс «Житейская мудрость в пословицах и поговорках» - « Век живи, век учись», « Дурная голова ногам покоя не даёт» и т.д.

Упражнение «Письмо» - представляются письма, которые ждут своего ответа, где содержаться различные трудные житейские ситуации, которые переживают дети, подростки.

Письмо №1

- Я очень стеснительная, у меня есть друзья только в Интернете, а в жизни у меня нет друзей, что мне делать?

Письмо №2

- Пишет вам парень, которому нужен совет, моя девушка тайно от меня встречалась с моим другом. Я чувствую себя никому не нужным, и обманутым, Помогите.

Упражнение «Мозговой штурм»: перечисляются способы по снятию психо-эмоционального напряжения в трудных жизненных ситуациях, которые могут использовать дети в своей жизни.

Рефлексия.

Блок II- направлен на развитие коммуникативных навыков общения.

№3 Занятие по развитию коммуникативных навыков.

Цель: Прояснить систему представлений о себе и о других. Развивать           коммуникативные навыки общения.

Материалы: Карандаши, листы бумаги А4

                                                   Ход:

1. Приветствие – зачитывается цитата из сказки «Маленький принц» А. Де Сент-Экзюпери: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светят. Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета, прямо над нами…Но как до неё далеко!» …Узнали ли дети из какого произведения эта цитата? Это произведение про маленького принца, который жил на астероиде №Б-612 и очень любил путешествовать.

2. Упражнение «Представь себя» - представьте себя в виде небесного тела. Кто Вы – планета ( малая - астероид, планета –гигант), звезда, метеор, черная дыра, комета?

(дети рисуют свой образ в виде планеты).

3. Рассказ о себе – «Расскажите о себе, что Вы за небесный объект и какими свойствами и качествами обладаете? Выделите три самые важные личностные черты своей планеты (звезды)» Сложно ли было представить себя в виде небесного объекта? Насколько сложно было выбрать только три самые важные свои личностные черты?

4. Упражнение на снятие напряжение – изображают данные образы вербально, например, раздуваются как «Помидор», «Кочерга», «Медвежьи покачивания» и т.д.

5.Упражнение «Все кто» - встают участники и меняются местами все кто…любит читать, рисовать, кто сегодня не выспался и т.д.

6. Упражнение «Похвали себя» - повышения самооценки, развитие «Я» образа. Участникам предлагается хвалить себя, говоря «Я молодец…» добавляя свои положительные стороны, достижения.

7.Упражнение «Сделай комплимент» - дети по кругу говорят друг другу комплименты (вербально и невербально).

8. Рефлексия

№3 Занятие по развитию коммуникативных навыков общения

Цель: Развивать коммуникативные навыки общения,

эмоциональную сферу, толерантность.

Материал: предварительная работа сочинение о дружбе, листы А4, карандаши.

                                Ход:

 1. Упражнение «Дарю тебе хорошее настроение» - участники по кругу вербально и невербально дарят друг другу хорошее настроение в виде образа или стиха или песенки.

 2. Беседа о дружбе, что такое дружба, качества друга, подруги, что значит дружить, дружеские отношения, если друг попал в беду и т.д.

 3.  Упражнение на сплочение «Пианино» -участники садятся в круг положив руки на колени рядом сидящего, как только подойдёт очередь необходимо приподнять ладошку.

 4.Упражнение «Колесо эмоций» - навыки конструктивного выражения эмоций. Участникам предлагается изобразить различные эмоции, остальные должны разгадать. В каких ситуациях Вы испытываете эти эмоции?

5.Рисование «Дерево -характер», представление. После рисования и представления выставляются все рисунки и подводиться итог: Мы разные, важно научиться толерантно относиться к другому человеку, не такому как ты.

 6. Упражнение на снятие напряжения «Солнечный зайчик» - Во время выполнения участники закрывают глаза и лёгкими касаниями руки делаю поглаживания там, где пробежался солнечный зайчик. Представьте солнечного зайчика. Он прыгнул вам на лицо пробежался по лбу, щёчкам, носику, подбородку, залез за шиворот, пробежался по руке и т.д. Он озорник.

 7. Рефлексия

Блок III- Саморазвитие

№4 Занятие по саморазвитию.

Цель: Осознать свои сильные и слабые стороны характера;

 Развивать навыки рефлексии своего поведения и состояния;

Мотивировать на позитивные изменения;

Развивать коммуникативные навыки.

Материалы: листы А4, карандаши, набор предметов, притча.

                                                       Ход:

1.Упражнение «Приветствие», упражнение «Фруктовый десерт»- участники расчитываются по порядку «Груши», «Яблоки», «Вишенки» и т.д. затем все меняются местами, когда ведущий называет определённый фрукт или объединяются в группы;

2.Упражнение «Предмет похожий на меня» - предлагается выбрать предмет, который по мнению участника похож на него и рассказать о нём.

Упражнение «Я и другие» - участникам предлагается заполнить таблицу разделённую на две части. В первой части- какой Я, во второй- каким меня видят окружающие. Затем соотнести обе части, есть ли разница между 1и2? Что я могу сделать, чтобы другие узнали меня лучше.

Упражнение «Комплимент» - участники дарят друг другу комплименты вербально и невербально;

3.Упражнение «Драгоценные качества» - дети отмечают наиболее ценные качества для человека, составляют общий список.

Упражнение «Аукцион» - делятся и приобретают у других качества, которых недостаёт или которых в избытке;

4.Упражнение - «Копилка хороших поступков» дети рассказывают о своих хороших поступках за неделю, обсуждение;

5.Притча «Кувшин с трещинкой» видеозапись.

6.Рефлексия.

№5 Занятие «Самооценка».

Цель: Ознакомить с понятием самооценка, самопознание.

Материалы: тетрадь, ручка, цветные карандаши.

       Ход:

Приветствие, сообщение цели занятия

1.Как вы понимаете: что такое самооценка?

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Механизмы формирования самооценки:

а) условия оценок других людей

b) социальное сравнение

с) введение оценок себя на основе знания собственного поведения

d) смысловая интеграция жизненных переживаний

2.Формирование самооценки.

Кто или что влияет на самооценку?

Упражнение «Составляющие нашего Я».

  Реальное            Глазами других людей          Идеальное

3.Уровни самооценки

Самооценка бывает низкой, адекватной, высокой. Как вы это понимаете?

Охарактеризуйте человека с низкой, высокой, адекватной самооценкой.

Разминка «Айсберг» -участники группами по три человека становятся на заготовленные листы газеты, затем лёд тает, газета складывается вдвое, вчетверо участникам необходимо удержаться, сплотиться.

4.Тема для обсуждения:

Связь самооценки и уверенности(неуверенности) в себе;

5.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - каждый участник рисует солнышко и на лучиках подписывает свои качества характера.

6.Я глазами других – упражнение «Ладошка» - участник обводит свою ладошку и отправляет её другим участникам, они вписывают туда качества характера этого человека, ладошки пройдя круг возвращаются первообладателю, упражнение “Листок за спиной» - участники свободно передвигаются по комнате и сзади у каждого листок за спиной. Любой может написать пожелание или что то хорошее на листке, затем листки снимаются и зачитываются.

7.Я идеальное – написать желаемое (к чему я стремлюсь).

8.Рефлексия.

Блок IV- направлен на развитие жизненных навыков и умений.

№6 Занятие «Жизненные умения и навыки»

Цель: Развивать социальные навыки по адаптации в обществе.

Материалы: Листы с заранее заготовленными схемами, таблицами, карандаши, бланки с резюме.

                                                 Ход:

1. Приветствие, игра «Атомы и молекулы» - по команде ведущего участники соединяется и разделяются в пары, в тройки, по четыре, по пять человек.

2. Упражнение «Жизненные навыки- Что могу, что развито недостаточно». Предлагается разбить лист бумаги на три части и отметить, что развито хорошо, что удовлетворительно и что нужно развивать:

- Коммуникативные навыки

- Вижу последствия своих поступков

- Знаю свои способности

- Принимаю ответственные решения

- Стрессоустойчивый, владею навыками саморегуляции

- Знаю права и обязанности

- Умею представить себя другим

3.Упражнение «Часы жизни» - на рисунке в виде часов отметить, когда пошли в школу, где находятся сейчас, когда закончат школу, когда предполагают поступать в колледж, ВУЗ, когда предполагают начать работать, когда решили завести семью, детей и т.д. Что значит учиться на протяжении всей жизни? Почему важно получать удовлетворение от работы? Анализ.

4.Упражнение «Резюме» - навыки написания резюме, правила, требования, знакомство с видами резюме. Написание своего резюме.

5.Представление резюме

6.Упражнение «Жизненные сферы» - Гражданственность, Духовность, Работа, Здоровье, Семья. Проявление себя в данных сферах. На листке расписать как ребёнок проявляет себя в данных жизненных сферах. Обсуждение.

7.Рефлексия: Что было полезно? Что нового узнали? Что взяли для себя?

№7 Занятие по профориентации.

Цель: Выработать ответственное отношение к своему профессиональному выбору, проектировать дальнейший образовательный путь.

Материалы: Листы А4, ручки, таблицы с типами профессий, бланки для саморефлексии, перечень учебных заведений города, с небольшой аннотацией к каждому учреждению.

                                                      Ход:

Приветствие, сообщение цели занятия

1.Беседа - о разнообразии мира профессий, современном рынке труда.

2. Упражнение «Типы профессий» - знакомятся с основными группами профессий: человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система.

3.Упражнение «Хочу», «Могу», «Надо» - три составляющие успешного выбора. Участники на листах выписывают какую профессию они хотели бы выбрать, какими умениями они обладают на данный момент, чтобы состоятся в этой профессии, какие шаги предпринимают. Соотносят свой выбор с современным рынком труда, востребована ли эта профессия.

4.Упражнение «Саморефлексия» - оценивают у себя умения и навыки, которыми необходимо обладать вне зависимости от выбранной профессии.

5. Упражнение- «Где я могу этому научиться?» - работа с перечнем учебных заведений.

6.Упражнение «Я в 25 лет» - участники пишут рассказ о себе, какими они себя видят в 25 лет. Представление рассказов по желанию участников.

7.Рефлексия Чем было полезным на занятии? Что нового узнали? Что взяли для себя лично? Что будут использовать? и т.д.

№8 Занятие готовность к семейной жизни.

Цель: Раскрыть понятие «готовность к браку», формировать навыки ответственного поведения за свой выбор, умение выражать свои чувства, воспитывать уважительное отношение к семье, повышать правовую грамотность, через ознакомление со статьями   закона РК «О браке и семье».

Материалы: листы А4, ручки, закон РК «О браке и семье».  

                                                         Ход:

Приветствие, сообщение цели занятия.

Обсуждение-беседа: Успешность человека в жизни зависит от того, как он реализует себя в пяти сферах: гражданственность, духовность, работа, семья, здоровье. Ответьте на вопрос: Готовы ли Вы к семейной жизни? Готовность складывается из трёх составляющих: физиологическая, социальная (образование, социальный статус, жильё, материальное обеспечение и т.д.), психологическая (взять на себя ответственность за воспитание детей и содержание семьи, выполнять функции жены (мужа)). Не готовность к браку, что это? Каковы последствия данного поведения? (разочарование, неполная семья, незапланированная беременность, экономическая несостоятельность, нежелание взять ответственность за детей и т.д.)

Упражнение «Гражданский брак- За и Против» - участники делятся на две команды. Первая представляет аргументы «За», вторая- «Против», обсуждение.

Правовые основы: С какого возраста можно вступать в брак? Кто не имеет право вступить в брак? Обязан ли человек, вступающий в брак, пройти медицинское обследование? В каких случаях брак расторгается в ЗАГСЕ, а в каких в суде? Какие вопросы обязан решить суд при расторжении брака в судебном порядке? В каких случаях брак может быть признан недействительным? Какие последствия порождает признание брака недействительным? Брачный договор, что это?

Упражнение - «Моя будущая семья» - каждый участник составляет образ будущей семьи;

Упражнение - «Портрет счастливой семьи» - предлагается составить среднестатистический образ счастливой семьи. Представление.

Упражнение - «Вырази свои чувства» - участники делятся на пары, каждая пара получает свою задачу или может придумать свою ситуацию, например, показать девушке своё расположение или вы находитесь в ссоре как можно помириться и т.д.;

Особенности молодой семьи? Обсуждение. Периоды развития семьи -участникам представляется информация о периодах развития семьи.

Рефлексия: Что было полезным? Что узнали нового? и т.д.

Анкета участника

1.Что тебе понравилось на занятиях?

_____________________________________________________________________

2.Что было полезным для применения в твоей жизни?

_____________________________________________________________________

3.Что было самым важным для тебя в ходе занятий?

_____________________________________________________________________

4.Что тебе удалось в ходе занятий?

_____________________________________________________________________

5.Твои пожелания участникам:

_____________________________________________________________________

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 февраля 2011г.

2. Кодекс республики Казахстан «О браке(супружестве)и семье» от 26 декабря 2011г.с изменениями и дополнениями на 17 ноября 2014г.

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007г.

4. Закон Республики Казахстан «О правах ребёнка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002г.

5.  Концептуальные основы воспитания от 22 апреля 2015г.

6. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020г.

7. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования» от 29.06.2012г.№873

8. Методическое пособие «Программа укрепления семьи» Бизакова Ф.А., Шымкент, «Кітап» 2007

9. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб, Питер,2006г.

10. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры.СПб6» Соц.псих. Центр»,1996

10. Вачков И.В. Основы группового тренинга. Психотехники. М: Изд.» Ось-89», 2000

11. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: Программа практических занятий. Методическое пособие. СПб: Издательство «Речь»,2005

12. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Российское педагогическое агенство,1995.

13. Психологический тренинг. «Школьный психолог»,2002г.№32

14. Игротека. «Школьный психолог» февраль,2004, №5

15. Мектептегі психология-Психология в школе №2(32)2011

16. Притчи, автор Пичугин В. по материалам В. И. Эльманович

17. Притчи позитивная семейная психотерапия Н.Пезешкян