Опыт работы Школы с НОУ ВПО "МПСУ"
В данной статье описываются цель и задачи проведения производственной практики студентов психологического факультета на базе Школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о сотрудничестве между Школой и ВУЗом | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая помощь – это, прежде всего, работа педагога-психолога с окружающими людьми, и их обоюдное желание изменить себя и свою жизнь.
Многие молодые специалисты начинают свой профессиональный путь именно с работы с детьми.
Часто за время обучения, у студентов возникает много сомнений: как работать, а точнее с чего начинать, как понять ребенка, а смогу ли я, мое ли это?
Теоретические знания обязательно должны сочетаться с практическими. Основываясь на теоретических знаниях, имея возможность использовать их на практике, позволяют выявить новые направления работы с детьми современного поколения.
На базе ГБОУ Школы № 2088 вот уже шестой год проходят практику студенты из негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского психолого-социального университета (НОУ ВПО «МПСУ»).
Целью проведения педагогической и производственной практики является обучение студентов методам психологии, закрепление на практике теоретических знаний, полученных в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, знакомство с организационной и практической деятельностью психологов в различных учреждениях и организациях (общеобразовательных, клинических, социальных и др.), получение первичного опыта работы в процессе выполнения заданий по учебно-ознакомительной практике и развитие профессионально-значимых качеств будущих психологов.
Задачами практики является формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, овладение психологическими и педагогическими технологиями систематизации полученной информации и обращение ее в личные знания, необходимые для профессиональной деятельности психолога, а также формирование механизмов общения, играющих роль профессионального инструментария.
В рамках учебной и производственной практики студенты НОУ ВПО «МПСУ» знакомятся с основными направлениями деятельности образовательного учреждения, а также всех его учебно-воспитательных структур, изучают опыт работы педагога-психолога на всех ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая старшей школой. Самостоятельно осуществляют отдельные виды деятельности педагога-психолога, в том числе проведение занятий: составление системы занятий по теме, отработка различных подходов к определению структуры отдельного занятия, определение его содержания, обоснование выбора методов обучения с целью активизации познавательной деятельности воспитанников, разработка дидактического материала, проводят психолого-педагогический анализ различных видов деятельности педагога-психолога, коллектива в целом. Овладевают методами воспитательной и коррекционной работы с отдельными воспитанниками, с коллективом. Студенты принимают участие в организации и проведении совместных мероприятий с педагогическим коллективом Школы, оказывают помощь специалистам ППк Школы по проведению экспериментально-психологической исследовательской работы с воспитанниками и обучающимися. И, несомненно, совершенствуют навыки профессионального самообразования и самовоспитания.
Прежде всего, за время прохождения практики, студенты знакомятся с документацией, необходимой для работы педагога-психолога в Школе, осваивают психологическое тестирование, диагностические методы и разработку рекомендаций для родителей и педагогов, учатся проводить наблюдения и анализировать полученные данные, изучают организационно-методическое и программно-методическое обеспечение нашего ППк.
В задачи практики включено освоение основ построения коррекционно-развивающей работы с детьми, проведение комплекса диагностик, групповой и индивидуальной работы с педагогическим составом, а также консультативной работы с педагогами, родителями и обучающимися. Студенты приобретают бесценный опыт совместной профессиональной деятельности с педагогическим коллективом, а также проходят стажировку в качестве практического психолога образовательной организации.
На начальном этапе студентам предстоит совершить обзорную экскурсию и получить общую информацию о деятельности Школы. Студенты смогут ознакомиться, как реализуются основные общеобразовательные программа, а также с адаптированными общеобразовательными программами, которые реализуются с детьми с ОВЗ, знакомятся с организацией предметно-развивающей среды.
Важным этапом в освоении практических навыков является наблюдение в группах за взаимодействием детей со сверстниками и педагогов с детьми в свободной деятельности и на занятиях; а также выделение в педагогическом процессе сюжетов, отражающих общие принципы образовательной программы. Студенты наблюдают и анализируют взаимоотношения между педагогами, специалистами и администрацией Школы.
Результаты наблюдений отражаются в дневниках практики, отчетных конференциях по работе студентов. Итоги практики обсуждаются на общем собрании администрации и ППк Школы.
Работая в Школе в качестве практического психолога, студенты получают общие представления о работе психолога с детьми разных возрастов (дошкольный, школьный). В Школе они смогут узнать об основных направлениях деятельности практического психолога и характере его сотрудничества с другими специалистами педагогического коллектива. В ходе стажировки каждый студент приобретает опыт психолого-педагогического проектирования.
Второй аспект организации практики предполагает, что студенты приобретут разносторонний опыт научно-исследовательской деятельности в области возрастной психологии. Под непосредственным руководством преподавателей МПСУ и специалистов ППк Школы они научатся вести эксперимент, овладеют общением с испытуемыми – воспитанниками и обучающимися Школы и учителями и воспитателями. Они освоят также некоторые приемы обработки экспериментальных данных, их первичного анализа и письменного оформления.
Кроме того, студенты приобретают первоначальный опыт участия в научных форумах: в подготовке тезисов своих докладов, участие в научной конференции как в качестве выступающих, так и участников дискуссии, одновременно делая практическую часть своей будущей дипломной работы. Данный аспект организации практики предполагает индивидуальную работу каждого студента не только со своим научным руководителем, но и со специалистами ППк Школы, практическим психологом и педагогами.
Именно эта форма взаимодействия, дает возможность будущим педагогам-психологам понять насколько важна их профессия для гармоничного развития личности ребенка в стенах современного образовательного учреждения.
Статью подготовила:
Мурышкина А.С. (педагог-психолог)