Детская обидчивость
Предварительный просмотр:
Детская обидчивость
Каждый хотя бы раз в жизни встречался с обидчивым человеком. В присутствии таких людях хочется провалиться сквозь землю, не так посмотрел, не то сказал, или ещё того хуже оскорбительно промолчал и человека уже распирает от бездушности окружающих. Разумеется, рядом с таким субъектом долго оставаться не хочется, и мы спешим ретироваться под правдоподобным предлогом. Так почему же взрослая обидчивость вызывает досаду, возмущение, а детская – умиляет. Вот тут-то и начинается корень проблемы. Обидчивому ребёнку, когда он в очередной раз жалуется на несправедливое к нему отношение, родители не задают вопрос: «А что ты сделал чтобы не обидеться?». В этом простом вопросе заключается очень важный урок перекладывания ответственности с чужих плеч обратно на свои. Неприятное занятие даже для взрослого, согласитесь. Но дети устроены иначе в период дошкольного детства у ребёнка формируется характер, ребёнок учиться реагированию на определённые ситуации опираясь на реакцию взрослого и через неё пропускает собственный опыт. Мне как психологу очень часто приходиться слышать от заботливых и искренне любящих родителей такие жалобы: «Моего сына/дочь обозвали толстым/глупым, я так долго его/её утешала» После этого следует взгляд, проверяющий психолога на профпригодность, так ка многие искренне верят, что хороший психолог обязательно узнает имя злостного оскорбителя и поможет ему принудительно раскаяться. Хотя полезней будет спросить у самого ребёнка, что он почувствовал в этот момент. Именно Он Сам, а не навязывать ребёнку готовые заверения, что он самый умный и красивый, и вы понимаете, как ему больно. Вначале, когда ребёнок сталкивается с подобной ситуацией он может не чувствовать обиду, это уже взрослые с высоты своего опыта подсказывают, что ситуация обидная, ребёнок может просто рассказать, желая узнать, что подумает мама, или почему ему так сказали. Поэтому первая рекомендация по преодолению обидчивости это не навязывайте ребёнку своих эмоций, узнайте, что он чувствует сам, не спешите с выводами, советами. Учить говорить ребёнка о своих чувствах очень важно, называя мы обретаем чувство контроля, то есть повышаем адаптивность и самооценку. В большинстве случаев обидчивость формируется под влиянием родителей. «Почему промолчал? Как ты можешь позволять говорить о себе такое?» Многие взрослые слышали это будучи сами детьми. И такие фразы не укрепляют самооценку, а наоборот заставляют почувствовать себя виноватым. Кроме неправильных родительских установок обидчивость может свидельствовать о том, что у ребёнка развивается эгоизм. Если эгоцентризм свойственен детям раннего возраста, то эгоизм — это приобретённое качество. Такой ребёнок требует к себе повышенного внимания, «особого» обращения, не замечая, как сам обижает других. Поэтому развитие – эмпатийности будет хорошей профилактикой детской обидчивости. Та же рекомендация относить и к обидчивым взрослым. Увидеть рядом других кому ты сможешь помочь, поднять настроение и т.д. Помимо этого детям склонным к обидчивости полезно развивать чувство юмора. Ведь даже по-настоящему обидные слова, превращённые в остроумную шутку, могут разрядить любую ссору, и помочь подняться не только в своих, но и глазах окружающих.
Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна МАДОУ д/c 158