Задержка психического развития и умственная отсталость

Антонова Ольга Михайловна
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ  имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития и умственной отсталости. Подготовила: Педагог-психолог ГБОУ Школы № 2083 Антонова О.М.

Слайд 2

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Слайд 3

Сравнительная характеристика детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью Сравнительные показатели Умственная отсталость Задержка психического развития Факторы эндогенно-наследственные и экзогенными (Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия ), хромосомные аномалии; Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции ( цитомегаловирус , краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков, некоторые медикаментозные средства, химиотерапия, радиация; Сильная недоношенность плода; Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС ( нейроэнцефалопатия ); Умственная недостаточность неясной этиологии). Биологические (генетические, внутриутробные нарушения, родовые травмы, тяжелые хронические соматические заболевания, сенсорная депривация с дефектами зрения слуха); Социальные (различные виды эмоциональной и социальной депривации, стрессовые ситуации, пед . запущенность) Формы Легкая умственная отсталость (дебильность) Умеренная умственная отсталость (умеренная имбецильность ) Тяжелая умственная отсталость (резко выраженная имбецильность ) Глубокая умственная отсталость ( идеотия ) - Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями социальной среды. - Интеллектуальные нарушения при длительных психосоматических расстройствах. - Нарушения при различных формах инфантилизма. - Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с сенсорными нарушениями. (Г.Е. Сухарева)

Слайд 4

Сравнительные показатели Умственная отсталость Задержка психического развития Степень поражения мозга Диффузное в сочетании с очаговыми поражениями. Функциональные нарушения ЦНС. Локальные очаговые поражения средней и лёгкой степени Познавательное развитие Тотальное психическое недоразвитие: недоразвитие наглядных форм мышления, восприятие искаженно и нецелостно , слабое развитие памяти, внимания. Несформированность словесно-логических операций, восприятие недифференцированное, внимание неустойчивое, затруднения в переработке вербальной информации Речевое развитие Системное недоразвитие речи. НВОРН, ФФНР. Способ выполнения действий Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования. Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации Произвольность Отсутствие произвольности в любой деятельности. Отсутствие произвольности в психических функциях, но при обучении ребенок переходит к элементам произвольности

Слайд 5

Сравнительные показатели Умственная отсталость Задержка психического развития Характер оказываемой помощи Развёрнутая помощь взрослого. Не принимает и не использует при выполнении заданий. Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы Способность к переносу Нет способности к переносу и (или) затруднён Имеется у большинства детей Уровень психической деятельности Низкий Средний Психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования осуществляется при решении следующих задач: - организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся; - отслеживание динамики развития обучающихся специалистами; - разработка и реализация комплексных программ сопровождения; - разработка и реализация программ профилактической работы; - организация консультативной работы.

Слайд 6

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования являются: - приоритет интересов сопровождаемого; - непрерывность сопровождения; - целенаправленность сопровождения; - систематичность сопровождения; - гибкость сопровождения; - комплексный подход к сопровождению; - рекомендательный характер советов специалистов сопровождения. Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования заключаются в: - выявление проблем в обучении, развитии и воспитании; - определение степени выраженности проблемы и влияния на развитие, обучение и воспитание. - организации консультаций для специалистов, педагогов, родителей (законных представителей). - разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого ученика, интегрированного в общеобразовательный класс.

Слайд 7

Дифференциальная диагностика УО и ЗПР Педагог-психолог проводит обследование учащихся, изучает познавательную и личностную сферы, участвует в разработке и составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и школы. Методики которые может использовать в своей работе педагог-психолог: Бабкина Н.В. "Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития» - пособие направлено на методическое обеспечение ФГОС начального общего образования, в котором предложен комплекс методик, позволяющих дифференцированно оценивать психологическую готовность к школе детей с задержкой психического развития, конкретизировать их особые образовательные потребности. Особое внимание уделено диагностике сформированности произвольной регуляции познавательной деятельности. Результаты диагностического обследования обеспечивают выбор для каждого ребенка с ЗПР образовательного маршрута, определение направления и содержания коррекционно-развивающей помощи в условиях инклюзивного образования. Методика определения готовности к школе (прогноз и профилактика обучения в начальной школе) Л.А. Ясюковой . Всякое обучение в качестве необходимой предпосылки требу­ет зрелости определенных психических функций (восприятия, памяти, внимания и пр.) и личности в целом. Методика дает возможность получить полное представление об индивидуальных осо­бенностях ребенка, желательно рассматривать в возрастном аспекте максимально возможный спектр его психологических характеристик . А так же использование отдельных методик таких как: и сследование мышления - “Лабиринт ” Л.А.Венгер , памяти - методика “Заучивание 10 слов” А.Р.Лурия , изучение способностей к выполнению действий перцептив­ного моделирования - методика “Кубики Кооса ”, «Матричные задачи Равена » и другие.

Слайд 8

Для умственно отсталых детей обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся диагностические задания Н.И. Озерецкого , М.О. Гуревича. Оценка состояния общей моторики, оценка статического равновесия — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей Оценка динамического равновесия — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см . Оценка ручной моторики : — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации : — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца .

Слайд 9

Оценка тактильных ощущений : — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно ; — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. Оценка владения сенсорными эталонами : Тесты цветоразличения — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого ; — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д .). Различение формы — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24 ). Восприятие величины — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см ; — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор .

Слайд 10

Оценка зрительного восприятия: — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); — узнавание контурных изображений (5 изображений); — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. Оценка слухового восприятия: — воспроизведение несложных ритмических рисунков; — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука). Оценка пространственного восприятия: — показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д .); — конструирование по образцу из 10 счетных палочек .

Слайд 11

Оценка восприятия времени: — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям: — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки; — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий; — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Слайд 12

Программы реализуемые на базе ГБОУ Школы № 2083 корпуса Остафьево в работе с учащимися с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. - Программа формирования коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов «Дорогами школьной жизни» (разработанная службой психолог. Сопровождения Управления обр. Ленинского района Челябинск. Обл. ); - 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). - М.: «Ось-89», 2006. Локалова Н.П .; - Юным умникам и умницам О.А.Холодова (задания по развитию познавательных способностей ); - Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипко Н.В .; - Программа психологической адаптации первоклассников, Т.В.Костяк ; - Рабочая программа для индивидуальной работы с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями ; - Рабочая программа Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. Развитие сенсоматорики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с. – (Специальная психология ).

Слайд 13

Направления работы Программно-методическое сопровождение учащихся, консультативно-методическая поддержка Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и эмоционального и личностного развития обучающихся (формирование положительной «Я-концепции»; процессов саморегуляции ; адекватного уровня самооценки). - Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006. - Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006. - Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. - Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения: пособие для учителей начальных классов и психологов классов КРО. – М.: ГНОМиД , 2007. Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой , Н. Н. Яковлевой. - СПб: 2012. - Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития // Сост. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. СПб, 2002. – 256 с.