Программа "В мире профессий" для 4 классов
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в начальных классах не ставятся цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "В мире профессий" | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире профессий» (далее программа) разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность и практическая значимость
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в начальных классах не ставятся цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности (далее программы) заключается в том, что она служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.
Преемственность программы
Реализация задачи воспитания любознательного, самостоятельного, творческого, инициативного, активно познающего мир младшего школьника, будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом поможет курс «В мире професий», направленный на раскрытие творческого потенциала личности ребёнка через развитие его познавательной деятельности.
Цель курса: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
- воспитывать уважение к людям труда;
- побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
- создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «В мире профессий» является развитие познавательных способностей через занятия внеурочной деятельности, поэтому работа принимает форму игру. Беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) помогут создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий
Возраст детей участвующих в программе 10 лет (4 класс). Число обучающихся – 10 человек. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников.
Формы занятий
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Место во внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Ценностными ориентирами содержания программы данного курса является то что, применяемые в программе методы обладают следующими особенностями, они:
- активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
- эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
- рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
- оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития..
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Планируемые результаты программы:
Учащиеся должны знать:
- пословицы о труде;
- стихи о различных профессиях;
- не менее 10-15 профессий.
Учащиеся должны уметь:
- по описанию определить профессию;
- называть различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо профессии;
- проявлять уважительное отношение к любому труду.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«В мире профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «В мире профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
Критерии оценивания: создание и защита творческих проектов, диагностика «Кем быть?».
Учебно-тематический план
N п\п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Введение в мир профессий | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Что я знаю о профессиях | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Профессии в школе, в детском саду. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Знакомство с различными профессиями. | 10 | 5 | 5 |
5. | Проект «Азбука профессий» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Профессия моих родителей | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Итоговое занятие «Профессии все важны, профессии все нужны». | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 16 | 8 | 8 |
Содержание курса
1 раздел (1ч). Введение в мир профессий.
Выявить уровень подготовленности младших школьников к выбору профессии. Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий. Понятия: «труд», «профессия». Конкурс рисунков.
2 раздел (1 ч). Что я знаю о профессиях
Создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
3. раздел (1ч). Профессии в школе, в детском саду
Познакомить с профессией библиотекаря. Кто такой учитель? Кто такой воспитатель? Обобщить и уточнить знания детей о профессии учителя и воспитателя, библиотекаря.
4. раздел (10 ч). Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с профессиями продавца, водителя ,художника-аэрографиста, повара, парикмахера, художника, почтальона, врача, людей, занятых в сельском хозяйстве и строительстве.
5. раздел (1 ч). Проект «Азбука профессий»
Самые нужные профессии. Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Отбор источников информации для решения задачи. Выполнение различных ролей в группе, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
6. раздел (1). Профессия моих родителей
Рассказ детей о профессиях своих родителей. Проект-коллаж «Профессии моей семьи».
7. раздел (1 ч). Итоговые занятия.
Подведение итогов «Все профессии важны, все профессии нужны!».
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое: педагог- психолог (I квалификационная категория)
Материально- техническое обеспечение
Организационные условия - наличие специального учебного кабинета.
Дидактическое обеспечение: обучающие и развивающие игры.
Средства и материалы: ручка, простой карандаш, цветные карандаши, тетради, доска.
Литература
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Загоскина Т.В.Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся. Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010.
Ресурсы сети Интернет:
- http://festival.1september.ru/articles/550455/ Профориентация в Интернете
- http://festival.1september.ru/articles/412720/ Профориентационная работа в школе
- http://festival.1september.ru/articles/637831/ Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии
- http://festival.1september.ru/articles/563799/ Классный час по профориентации в начальной школе "Я знаю пять профессий…"
- http://festival.1september.ru/articles/595878/ Конспект занятия по профориентации с учащимися начальной школы "Профессии моей семьи"
- http://www.solnet.ee/games/g7_v222.html Викторина «Профессии»
- http://marina-skosh3.ucoz.ru/publ/viktorina_quot_kogda_ja_vyrastu_quot/1-1-0-2 Викторина "Когда я вырасту"
- http://profession.krsnet.ru/student/konkurs/vict.html Викторина «Найди свою профессию»
Оборудование:
Наглядный и дидактический материал: схемы, предметные и сюжетные картинки, презентации.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Оборудование для демонстрации презентаций.