Дети с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата
Презентация на тему "Дети с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата" раскрывает факторы, причины возникновения детского церебрального паралича. А так же в данной презентации рассмотрены особенности психического и моторного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_narusheniem_oprno-dvigatelnogo_apparata.pptx | 107.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер . Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: 1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит; 2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). 3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь . Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения , которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности ), судорожными припадками . Общая характеристика ДЦП .
Неблагоприятные факторы: во внутриутробном ( пренатальном ) периоде, в момент родов ( интранатальном ) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов . Так , из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробное, 60 — в момент родов, 10 — после рождения . Факторы способствующие появлению ДЦП.
К вредным факторам, действующим на плод внутриутробно , относятся : -инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз ); - сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери ; - токсикозы беременности; - физические травмы, ушибы плода; - несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; - психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции; - физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации , облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); -некоторые лекарственные препараты; -экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов , ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок). - детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы. Вредные факторы влияющие на внутриутробное развитие.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций : с трудом и опозданием формируется функция удержания головы; навыки сидения, стояния, ходьбы; манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения , являясь ведущим дефектом , без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Особенности двигательного развития детей с ДЦП.
Мышечный тонус условно называют рефлексом на проприоцепцию , ответом мышц на самоощущение, для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Спастичность - повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены. Ригидность - мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Гипотония - низкий мышечный тонус, мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом. Нарушение мышечного тонуса .
В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений , обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется центральным параличом. Ограничение объема движений — называется центральным парезом . Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук. Ограничение произвольных движений.
Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порой делают его невозможным. Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальценосовая проба по выявлению тремора). Наличие насильственных движений при ДЦП.
Нарушения равновесия и координации движений (атаксия); Нарушение ощущений движений (кинестезий); Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов); Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения; Патологические тонические рефлексы. Нарушения произвольности движений.
двойная гемиплегия; спастическая диплегия ; гемипаретическая форма; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма. На практике выделяют смешанную форму ДЦП. При ней имеются сочетания всех выше перечисленных выше форм. Основные формы ДЦП
Три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания: Легкая – физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания; Средняя – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании; Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих. По двигательному деффекту различаются
Созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем . Это обусловлено несколькими причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций. Нарушения психики при ДЦП.
Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Нарушения психики при ДЦП.
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы , у одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости; раздражительности; двигательной расторможенности; в виде заторможенности; застенчивости, робости; склонность к колебаниям настроения; инертность эмоциональных реакций; капризность, реакция протеста; состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности; с отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью ; наивность суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Нарушения психики при ДЦП.
Особенности нарушений речи и стёпень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждении определенных структур мозга, но и более позднее формировании или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология . Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Речевые нарушения при ДЦП.
У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия; задержка речевого развития; алалия; нарушения письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или реже — с алалией . Речевые нарушения при ДЦП.
Цель коррекционной работы при ДЦП является оказание детям : медицинской помощи; психологическое сопровождение; педагогическая помощь; логопедическая и социальная помощь; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации; общее и профессиональное обучение. Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессах диагностики, лечения, коррекции, сопровождения ребенка с ДЦП и его семьи. Коррекционная работа при ДЦП.
Коррекционные учреждения VI вида, создаются для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей) для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально-организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. Специальное обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Ступени образования I ступень – начальное общее образование ( нормативный срок освоения 4-5 лет); II ступень – основное общее образование ( нормативный срок освоения – 6 лет); III ступень – среднее (полное) образование (нормативный срок освоения – 2 года). Специальное обучение детей с ДЦП невозможно без учета психофизических особенностей .