Формирование толернтного межэтнического взаимодействия подростков
Данный документ содержить примерное календарно-тематическое планирование воспитательного процессв ОУ, целью которого является смещение барьеров в межличностном взаимодействии подростков в условиях обучения в многонациональных детских коллективах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mlv_programma.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1981 СП 1994 |
Программа для 5-6 класов |
«Формироание толерантного межэтнического взаимодействия подростков» |
Педагог-психолог: Цветова Маргарита Игоревна |
Москва 2016-2017 |
Актуальность
Проблема формирования толерантности в процессе социальной регуляции поведения молодежи как в отечественной, так и зарубежной литературе не является к настоящему времени до конца разработанной. Существующие подходы к ее рассмотрению складывались, прежде всего, в зарубежной науке под влиянием, во-первых, существовавших традиций в рассмотрении толерантности, во-вторых, в рамках отдельных дисциплин.
Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденной, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения.
Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.
Поэтому актуальным становится поиск средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного развития у современных детей навыков социального, в том числе межэтнического, взаимодействия, как формы социальной компетентности, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.
Россия - страна со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, страна со множеством проблем в межкультурных отношениях. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, А.Н.Джуринский, Г.Д. Дмитриев). Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных педагогических условий. Речь, таким образом, идет о воспитании в ребенке толерантности - ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Особое значение это приобретает на переходных этапах, в частности при переходе ребенка из начальной школы в среднюю. Именно в этом возрастом периоде формируется самосознание подростка, нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. По - этому именно в этом возрастном периоде видится наиболее уместным создание образовательных условий для формирования межэтнической грамотности, как условия формирования межэтнической толерантности.
Цель программы: разработка цикла общешкольных мероприятий, способствующих формированию:
1) межэтнической и социальной компетентности учащихся;
2) толерантному отношению к представителям различных культур;
3) воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Объект: процесс социального, межэтнического воспитания учащихся средней школы.
Предмет: система воспитательной работы ОУ.
Реализация программы межэтнического воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
- формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
- воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
- формировать гражданско-патриотические качества личности
- воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
- формировать культуру здоровья
- воспитывать чувство уважения к родителям, семье
- воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
- развивать индивидуальные творческие способности обучающихся
Программа предусматривает
- воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
- воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
- воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
- воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач:
- тематические классные часы
- тематические школьно-предметные недели
- проектная деятельность
- организация занятости во внеурочное время
- изучение курса ОРКСЭ
Программа межэтнического взаимодействия основана на пяти основных видах деятельности, влияющих на развитие личности ребенка:
Познавательная деятельность
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Гражданско – нравственная деятельность
Направление соответствует патриотическому, гражданскому, экологическому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, толерантному отношению друг к другу, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе. Воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение быта, традиций народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.
Возможные темы ученических проектов:
- Проект «Что для меня значит Родина?»
- Проект «Зная свои права, я отвечаю за свое будущее»
- Проект «Человек и экология»
- Проект «Общение без конфликтов»
Здоровый образ жизни
Данное направление соответствует физическому воспитанию обучающихся. Предполагает формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Возможные темы ученических проектов:
- Проект «Здоровье нации – мое здоровье»
- Проект «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!»
Художественно – творческая деятельность
Данное направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Темы ученических проектов:
- Проект «Мои увлечения»
Программа предусматривает 4 блока, которые позволят учащимся ближе познакомится с национальными особенностями народов России и стран СНГ:
- Блок «Национальные особенности воспитания и семейных ценностей»
Данный блок может реализовываться в рамках курса ОРКСЭ, классных часов. Закрепляющим этапом этого блока могут быть подготовленные стенгазеты, в указанной тематике, демонстрации презентаций.
- «Кулинарная энциклопедия» - изучения особенностей национальной кухни.
Данный блок может реализовываться в рамках курса технологии, ОРКСЭ, классных часов. Закрепляющим этапом этого блока могут быть подготовленные стен-газеты, в указанной тематике, или приготовление простых национальных блюд в рамках уроков кулинарии.
- Блок «Особенности национальной одежды»
Данный блок, так же, может реализовываться в рамках курса технологии, ОРКСЭ, классных часов. Закрепляющим этапом этого блока могут быть подготовленные стен-газеты, в указанной тематике, демонстрация мини-фильма или презентаций о истории национальных костюмов и их символике.
- Блок «Хореография и устное народное творчество»
Данный блок может реализовываться в рамках уроков литературы, классных часов, внеурочной деятельности с привлечение педагогов дополнительного образования. Закрепляющим этапом этого блока может быть школьное творческое мероприятие, подготовленные стенгазеты, в указанной тематике, демонстрации презентаций и видеороликов.
Примерное календарно-тематическое планирование.
Сентябрь | |
Направление работы | Мероприятие |
Общешкольные мероприятия | Общешкольное мероприятие, посвященное Дню знаний |
Работа в классах | Классный час «Я- Гражданин России» |
Беседа «Права и обязанности гражданина России, учащегося в школе» | |
Классный час « Сила России в единстве народов» | |
Классный час « Моя малая Родина» | |
Октябрь | |
Общешкольные мероприятия | Общешкольное мероприятие, посвященное Дню учителя |
Работа в классах | Классный час «Вредные привычки» |
Классный час «Здоровый образ жизни» с учетом межнациональных особенностей. | |
Ноябрь | |
Работа в классах | Классный час «Технический прогресс и малые народы России» |
Выпуск газет «Традиции воспитания народов России» | |
Общешкольные мероприятия | Общешкольное мероприятие, посвященное Дню матери |
Декабрь | |
Работа в классах | Классный час «Культура питания народов России» |
Беседа\круглый стол: «Традиционные праздничные угощения в России и странах СНГ» | |
Общешкольные мероприятия | Общешкольное мероприятие, посвященное Празднованию Нового года |
Январь | |
Общешкольные мероприятия | Неделя «Спасибочек» |
Работа в классах | Классный час «Люди, будьте добрее» |
Февраль | |
Работа в классах | Классный час «Истории национальных костюмов» |
Классный час: «Юность, опаленная войной » | |
Общешкольные мероприятия | Общешкольное мероприятие, посвященное празднику «День защитника Отечества » |
Общешкольное мероприятие, посвященное Масленице | |
Март | |
Направление работы | Мероприятие |
Общешкольные мероприятия | Общешкольное мероприятие, посвященное международному женскому дню. |
Работа в классах | Выпуск праздничных стенгазет с использованием устного народного творчества и поэзии народов России и стран СНГ. |
Апрель | |
Работа в классах | Классный час «Традиции, которыми гордиться наша страна» |
Классный час «Танцы народов России и стран СНГ» (просмотр видеороликов с обсуждением их национального значения) | |
Май | |
Тема месяца: «Мы хотим, чтобы мир жил спокойно» | |
Общешкольные мероприятия | Участие в митинге, посвященном Победе в ВОв |
Общешкольное мероприятие, посвященное празднованию Дня победы, с постановкой хореографических номеров и чтением поэзии народов России и стан СНГ. |