Азбука эмоционального интеллекта
Презентация "Азбука эмоционального интеллекта" носит педагогико-психологическую направленность и способствует формированию умений распознавать эмоции, отделять их от чувств и управлять выявленными эмоциями. Может быть рекомендована для более продуктивной коммуникации в системах: педагог-ученик, родитель-ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_emotsionalnogo_intellekta.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ( АНГЛ . EMOTIONAL INTELLIGENCE) - СОВОКУПНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ЧЕЛОВЕКУ ОСОЗНАТЬ И ПОНЯТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЭМОЦИИ И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
ЛЮДИ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СПОСОБНЫ ГРАМОТНО УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ. ОНИ БОЛЕЕ ГИБКИ В ОБЩЕНИИ, ЭТО ПОМОГАЕТ ИМ ЛЕГЧЕ ДОБИВАТЬСЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ПУТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ. ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА НАШЕ МЫШЛЕНИЕ И УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. ЭМОЦИИ НАПРЯМУЮ СВЯЗАНЫ С ИНСТИНКТАМИ ЧЕЛОВЕКА. ЭМОЦИЯ — ЭТО РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА НА ЛЮБОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ.
Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.
Человек стремится делать то, что вызывает положительные эмоции. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся потребностью. Человек начинает нуждаться в положительных эмоциях и ищет их. Тогда, замещая потребности, уже сами эмоции становятся побуждением к действию .
Во множестве эмоциональных проявлений выделяют несколько основных эмоций : радость (удовольствие), печаль (неудовольствие), страх, гнев, удивление, отвращение горе. Все основные эмоции носят врожденный характер!
Одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать разные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а со стороны слабого — гнев.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ Польза положительных эмоций понятна всем. Изначально эмоции были "задуманы" природой для приспособления к реальности. Переживая положительные эмоции в тех или иных обстоятельствах, мы закрепляем в памяти желательные виды поведения, т.е. те, которые приносят удовлетворение, чувство благополучия, успеха, доверия к миру, и т.д. Радость — подталкивает к игре Интерес — к исследованию Удовлетворение — к наслаждению Любовь снова и снова порождает все эти побуждения.
Достоинство положительных эмоций заключается в том, что они позволяют лучше понимать мир и себя , заставляя нас творчески относиться к жизни, проявлять любознательность и больше общаться с людьми. Положительные эмоции создают наши личные ресурсы .
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ Отрицательные эмоции мотивируют решать насущные проблемы, менять то, что нас не устраивает. Страх необходим для выживания и сохранения безопасности. Чувство вины побуждает к сотрудничеству. Гнев мотивирует поиск справедливости, когда нас обманули или поступили с нами непорядочно. В состоянии гнева мы можем отстаивать наши принципы, даже если немедленная выгода от этого незначительна.
Отрицательные эмоции доносят до нас важную информацию, и поэтому иногда они даже превосходят положительные эмоции по полезности. Печаль сигнализирует о потере Страх — об угрозе Гнев предупреждает о недостойном поступке. Отрицательные эмоции помогают нам учиться . Мы постоянно оцениваем ситуации, в которых оказываемся. Отрицательные эмоции показывают, что у нас есть проблема, и часто заставляют нас думать, чтобы найти решение проблемы. Благодаря отрицательным эмоциям мы накапливаем интересующую нас информацию и что-то меняем в нашем подходе к решению проблем
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ? И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувство – это осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон.
ФОРМУЛЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЧУВСТВ Менее уважительные формулировки Вы не понимаете; я не понимаю Вам неприятно; мне неприятно Вам противно; мне противно Вам обидно; мне обидно Вы нервничаете; я нервничаю Вы злитесь; я злюсь Вы боитесь; я боюсь Более уважительные формулировки Вы удивлены; я удивлен Вы огорчены; я огорчен Вы возмущены; я возмущен Вас беспокоит; меня беспокоит Вас задевает; меня задевает Вы сердитесь; я сердит Вы опасаетесь; я опасаюсь
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ И ПРОЯВЛЕНИИ ЭМОЦИЙ Ищут причины эмоций в межличностных ситуациях. В целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали, дистресса. Преобладают внутриличностные показатели: самоутверждение, способность отстаивать свои права, способность к управлению стрессом, контроль импульсивности и адаптивности. Более откровенны в дружбе с женщинами . Более агрессивны. Мужчины боятся показаться слабыми и беззащитными, поэтому не спешат выражать чувства. Ищут причины эмоций в личных отношениях или в настроении. Гнева и агрессии. Обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта. Более эмпатичны, чем мужчины. При этом более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях. Более конфликтны. Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии и печали, стыда, страха и тревоги . Мужчины Женщины
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ Управление эмоциональным состоянием осуществляется в три этапа: Осознание. Проявление и вербализация эмоционального состояния (чувства): « я чувствую …раздражение…злость…гнев » оценить силу эмоций по десятибалльной шкале: « я чувствую себя расстроенным на три балла » Дистанцирование от эмоции и остановка эмоциональный процесс при малой эффективности: « Стоп! Это мое обычное чувство - тревога », а затем дистанцироваться: « Моя тревога окрашивает мир в темные тона, а вообще-то наш мир разнообразный »
ПО МНЕНИЮ А. ЭЛЛИСА, ВОЗНИКНОВЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ СОБОЙ ИСКАЖЕННУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ СОБЫТИЙ. Установка Маркеры Преодоление Долженствования («мне должны», «я должен») Должен, обязан Осознать идею, что никто никому ничего не должен на 100%. Заменить долженстовование на пожелание («должен» на «хочу») Негативной генерализации (если произошел один неудачный случай, все остальные тоже будут неудачными) Никогда, всегда, все, никто Из одного факта не нужно делать обобщения на все случаи жизни Чтения мыслей (приписывание другим невысказанных вслух суждений) Он(она) думает Даже экстрасенсы не могут читать мысли других людей
СПОСОБЫ СИТУАТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, выдержки, необходимые для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки» «Я совершенно спокоен» Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, соматике, характере речи, наличии мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Вопросы «запуска» самоконтроля: «Как я выгляжу?» «Не сжаты ли мои зубы?» «Как я дышу?»
В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, принять удобную позу, установить спокойный ритм дыхания: сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание. Прежде чем совершить ответное действие, сосчитать до десяти. Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мысленно представить агрессивного партнера как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в космосе, в детской шапочке и пр.
Опять наши глаза сошлись в улыбке. Я думаю, что ничто так не соединяет людей, как улыбка. И не с улыбки ли начинается каждая истинная любовь? © Александр Куприн "Колесо времени "