Ошибки родителей при воспитании ребенка
Воспитание ребенка – это часть жизни, и без ошибок оно неизбежно. Тем более что, как известно, никого из нас не учат быть родителями. однако есть такие родительские ошибки, которые на многие годы определяют жизнь ребенка и его развитие. ошибки, о которых дети, повзрослев, продолжают вспоминать с болью и обидой на своих родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Три основные ошибки родителей в воспитании детей | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Три основных ошибки родителей в воспитании детей
Ошибка первая: ЗАБЫВАТЬ ПРО ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
Мама в детском саду раздраженно отчитывает свою трехлетнюю дочку: почему у нее неаккуратно сложено платье, почему она так медленно расстегивает пуговицы, почему неправильно развернула юбку и т.д. звучит фраза: «Ну что ты, в самом деле, как маленькая!» Н а что другая мама, не выдержав, говорит: «Да она же у вас, и правда, еще ма-лень-ка-я! Вы посмотрите на нее!»
Возраст – важная характеристика человека. Желая узнать больше даже о взрослом человеке, мы обязательно интересуемся, сколько ему лет. Хотя это и не всегда правильно, мы приписываем пятидесятилетнему человеку одни психологические особенности, интересы, потребности, а двадцатилетнему - другие.
В детстве возраст еще более значимая характеристика: даже трехлетний ребенок разительно отличается от четырехлетнего, а уж трехлетний и десятилетний – это просто «небо и земля».
Родители постоянно рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда не успевают заметить, как он изменился. Может, он уже способен самостоятельно делать то, что продолжают делать за него. Может, он уже способен рассуждать и принимать решения, и на него можно во многом положиться. Однако бывает и наоборот. Мы опережаем события, и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, требуем от него слишком многого, возлагаем ответственность, которую он еще не в состоянии вынести.
Ошибка вторая: ВЫЧЕРКИВАТЬ ЭМОЦИИ ИЗ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ
«Я с болью вспоминаю, как моя дочка, когда ей было два года, всеми путями требовала моего внимания. Я же была настолько занята своими проблемами, делами и чувствами, что никак не могла «включиться» в общение с ребенком. Я выполняла все свои формальные обязанности по уходу за ней и очень злилась, что она хочет от меня что-то еще. Я укладывала ее спать, физически сидя рядом, а реально витая в своих мыслях, и все никак не могла понять, почему она не может меня отпустить от себя, пока один мудрый человек не сказал мне довольно жестко, что я взрослый человек, я мать. А значит, просто обязана взять себя в руки и хоть на пол часа в день полностью отключиться от своих проблем, чтобы пообщаться с ребенком. Оказалось, что дочке, и правда, нужно не так много – лишь мое искреннее внимание и тепло».
Эмоции – важная часть любых человеческих отношений, будь то отношения деловые или личные. И уж конечно, эмоциональная составляющая всегда есть в отношениях родителя и ребенка в той или иной степени.
Радость, гнев, боль, нежность, обида – любые эмоции «раскрашивают» общение, делая его чем то большим, чем просто обмен информацией. В эмоциональном общении мы учимся разбираться в себе и в других людях, учимся сопереживать и понимать чувства собеседников. Наконец, эмоционально окрашенную информацию мы лучше воспринимаем и запоминаем.
Для ребенка особое значение имеет эмоциональный контакт с родителями, близкими взрослыми. Это утверждение даже нет особого смысла доказывать, можно считать его аксиомой.
Тем не менее иногда родители «вычеркивают» эмоции из отношений с ребенком, делая это более или менее осознанно и по самым разным причинам.
Ошибка третья: ОБЕСЦЕНИВАТЬ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
родители с ребенком пришли в ресторан. Когда официантка принесла каждому из них меню, родители сделали свои заказы, после этого мать захлопнула меню своего сына и сказала:
- А малышу принесите отварное куриное филе и зеленый салат.
Официантка не шелохнулась. Она обратилась к мальчику со словами:
- Что желаете вы, сэр?
-Я? – удивился парень. – Бифштекс и жареную картошку.
Официантка улыбнулась и спросила:
- Бифштекс хорошо прожаренный или с кровью?
- С кровью, пожалуйста.
Когда официантка отошла, мальчик сказал родителям:
- Вы не поверите, но она думает, что я – настоящий.
Что такое «личность»? В психологии до сих пор нет единого мнения на этот счет. Пожалуй, основная бесспорная характеристика личности – это осознание себя, отделение себя от окружающего мира. В этом смысле мы говорим о том, что младенец – это, безусловно, уникальный индивид, но все, же еще не личность. Но уже в 2,5 – 3 года ребенок начинает осознавать себя, выделять свои чувства, давать оценку своему поведению. И это свойство стремительно развивается в дошкольном и школьном возрасте. Ребенок формирует представления о мире и самом себе. Происходит это в обязательном взаимодействии с другими людьми, в первую очередь с родителями. Поэтому от т ого, насколько всерьез, уважительно, по-настоящему относятся родители к личности своего ребенка, во многом зависит его будущее.