"Желание есть" - лекция-диспут с элементами интерактивного спектакля.
Мероприятие предназначено для несовершеннолетних выпускников детских домов, обучающихся в учреждениях НПО по профессии повар. Предлагаемый материал изложен в доступной, увлекательной форме, и отражает современный взгляд воспитателей на вопрос здорового питания, проблему нарушения пищевого поведения и возможности ее разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_o_zhelanii_est.doc | 70.5 КБ |
prezentatsiya-zhelanie_est_2.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Лекция-диспут с элементами интерактивного спектакля
Сценарий
Подготовили и провели
воспитатели: Егорушкина Е.А.,
Пахолкова С. Ю
со своими воспитанницами
и их друзьями.
Пояснительная записка.
Мероприятие предназначено для несовершеннолетних сирот, обучающихся в лицее по специальности «повар».
В подготовительный период собирался информационный и музыкальный материал на тему здорового питания и, связанных с этим, проблем современных несовершеннолетних и не только их.
Сценарий спектакля с интерактивными элементами был написан воспитателями на основе истории, предложенной детьми.
Термин «Интерактивный» в переводе с английского языка означает «взаимодействие». В отличие от классического спектакля, где зрители только наблюдают и переживают происходящее на сцене, в интерактивном спектакле зритель может поучаствовать сам, по приглашению ведущего в ответственный момент, когда в дальнейшем развитии сюжета могут быть другие варианты, более точно выражающие точку зрения суперактивного зрителя. Такой момент целенаправленно планируется авторами для более яркого воздействия на аудиторию, провоцируя ее на протест и вмешательство, активизируя гражданскую позицию, и эмоциональный якорь, играющий сигнальную роль для профилактики девиантного поведения.
Презентация, сопровождающая мероприятие, так же была подготовлена совместно с воспитанниками, которые ещё не решаются выйти на сцену.
Цель: профилактика нарушений пищевого поведения.
Задачи:
- Информировать о культуре питания;
- Показать процесс развития пищевой зависимости;
- Содействовать формированию потребностей здорового образа жизни;
- Поддержать позитивное и оптимистичное отношение к жизни.
Ход мероприятия.
Звучит песня Тимура Шаова «Вредная песня» до припева (до 00.28 «вечно, пьем чего нальют»)
Е.А. и С.Ю. вместе: Здравствуйте дорогие лицеисты!
С.Ю.: Как вы уже догадались по этой веселой песенке, сегодня речь пойдет
Е.А.: о культуре питания и обо всем, что с нею связано.
С.Ю.: Вы узнаете, какие продукты осложняют нам жизнь и портят здоровье.
Е.А.: Какие продукты ее продляют, дарят бодрость и хорошее настроение.
С.Ю.: Почему некоторые из нас имеют привычку постоянно что-то жевать,
Е.А.: а другие лишают себя необходимого и выглядят худыми до крайности. Скажите, пожалуйста, зачем человек ест?
Дети отвечают
С.Ю.: Правильно, чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
Человек может жить без еды 30-40 дней.
За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.
Слайд3
Е.А.: Знаете ли Вы, что правильно питаться - это значит навсегда забыть про простуды и насморк, желудочные, почечные, сердечные и многие другие болезни?
С.Ю. Вот, вот и я говорю: У Катюши такой сильный кашель, у Саши насморк, а таблетки и капли опять кончились.
Е.А.: Знаете, некоторые продукты могут способствовать выздоровлению.
Заиграла музыка. Выбегают девочки Люда и Катя с вуалью и встают по краям сцены, держат ее как занавес за уголки.
На экране Слайд 4
Одновременно с началом музыки слова:
Слышите кто это?
Девица – Медуница!
Поет Марина под фонограмму.
Девочки во время припева подтанцовывают, изображая волны моря и небо.
Пропев песенку Медуница-Марина (Слайд 5) рассказывает детям рецепты.
Слайд 6.
Правильно питаться – это значит стать более выносливым, жизнерадостным и энергичным
Кроме того здоровая пища может быть еще и вкусной.
О вкусной и здоровой пище нам расскажут, а вернее загадают загадки двое поварят.
Звучит веселая музыка.
Выходят Катя 1 и Катя 2, читают загадки:
Вкусные загадки.
Катя 2. Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный... (бутерброд)
Катя 1. Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак... (каша)
Катя 2. Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем... (щи)
Катя 1. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это... (сыр)
Катя 2. Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом... (винегрет)
Катя 1. Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок
Получили мы... (творог)
Слайд 7.
Е.А. Желание есть, - всегда ли оно возникает вслед за чувством голода?
С.Ю. Как вы думаете?
Е.А. Давайте посмотрим одну поучительную историю и попробуем в ней разобраться.
Слайд 8. На сцене лавочка (Далее все, что написано курсивом не читается, но изображается на сцене)
Рассказ о девочке Любаше, первой любви и маминых пирожках.
Слова автора. Я расскажу вам о том, что случилось с одной моей знакомой Любашей совсем недавно. Она познакомилась с парнем.
Девушка сидит в парке на скамеечке книгу. Мимо идет молодой человек, завидев девушку, приостанавливается, подходит и присаживается немного наблюдает за ней. Девушка увлеченно читает:
- Девушка, вы слышали?
- Что? (Рассеянно)
- На небе ангела потеряли, это случайно не вы?
- Я, правда, похожа на ангела? Или ты так прикалываешься?
- Не прикалываюсь, восхищаюсь! Как же зовут тебя?
- Любаша, а тебя?
- Дмитрий. А что ты читаешь?
- Роман интересный «Лезвие бритвы» называется.
Молодые люди мирно беседуют, и, прогуливаясь, удаляются со сцены на авансцену.
Слова автора. Они стали встречаться. Она ему казалась удивительной, а он ей вежливым, дружелюбным и очень нравился.
Люба была рада до невозможности, рядом с ним она непроизвольно улыбалась. Она до этих пор не верила, что такой красивый парень появится в ее жизни.
Прошло немного времени, и в голове Любаши появилась пугающая мысль.
Люба стоит у края сцены в луче света: «Неужели он все для меня, я живу по-настоящему только когда он рядом, а когда его нет, то все время представляю, что мы вместе или просто думаю о нем. Значит, без него я уже и не живу?» уходит.
Слова автора, сопровождаются действием. Как то Дмитрий и Любаша прогуливались по знакомому парку. И вдруг:
Появляется группа парней.
- Привет, Димон, держи краба! А это что за милое создание?
- Да ты никак в малолетку втюрился?
- Да она ж похожа на аппетитный пирожок!
- Не расстраивайся, малышка, или ты уже не малышка?
- Может, закуришь?
- Или пивка?
- Люба! Ты что, шуток не понимаешь?! Вот, дурочка, обиделась…
Слайд 9. Сцена 2.
Слова автора. Прошло несколько дней, Дмитрий не звонил. Она измучилась ожиданием, то плакала в подушку, то утешалась мамиными пирожками. Любина мама работала поваром и не знала, как еще порадовать дочь. Люба пустым взглядом смотрела в телевизор. Все ее раздражало и от этого есть хотелось еще больше.
Звучит песня «Добавь кофе молоко!» в исполнении Брежневой А. и Чумаковой А.
Голос мамы за сценой: «Ты бы хоть в парк прогулялась! Сколько же можно сидеть дома?»
Е.А.: Отправляясь по совету мамы на прогулку, Люба заметила, что любимая юбочка ей стала мала, пришлось пойти в другой.
Сцена в парке 3.Слайд10.
Слова автора. Люба опять сидела на скамейке и читала. Мимо проходили парень с девушкой. Это был Дмитрий. Взгляд его был устремлен вдаль и спутница его явно раздражала.
Молоденькая тоненькая девушка что-то увлеченно рассказывает, то дергая его за рукав, то забегая вперед, пытается заглянуть ему в глаза, вертится перед ним, демонстрируя тоненькую фигурку.
Марина:«Барби» подумала Люба – «И что он в ней нашел?»
Е.А., обращаясь к залу: Как вы можете объяснить произошедшее в этой истории?
Вернемся к моменту конфликта. Что вам здесь не нравится?
Правильно, поведение Дмитрия! Как бы вы повели себя на его месте?
Место Дмитрия в конфликте занимает Тимур Беглов.
- Привет, Димон, держи краба! А это что за милое создание?
- Да ты никак в малолетку втюрился?
- Да она ж похожа на аппетитный пирожок!
- Не расстраивайся, малышка, или ты уже не малышка?
- Может, закуришь?
- Или пивка?
Дмитрий (Тимур) – Я, конечно понимаю, что вы мои друзья, но оскорблений в адрес своей девушки, я не потерплю!
Виген - Правильно! Друзья должны уважать твой выбор!
- Димон! Да мы пошутили, проверили на крепость твой характер.
-Просим прощения за глупую шутку! Когда мы неправы, мы признаем это.
Давайте проясним ситуацию с пирожками.
Дети дают пояснения.
Вед. Как ты думаешь, какие мысли были в голове у девушки, которая печалилась ?
Девушка: Она, наверное, говорила так: «Если меня никто не любит, мне очень грустно, и я себя утешу чем-нибудь вкусненьким, а чтобы забыть обо всем, посмотрю фильм заодно, чтобы усилить эффект».
С.Ю. Значит, она ела от того, что ей…..
Девушка - грустно!
Е.А.: Мы видим пример неконструктивного поведения, при котором бесконтрольно вредим себе.
Уходим от проблем в удовольствия – любимая еда, телевизор. И попадаем к ним в зависимость.
Таким образом, проблемы не решаются, настроение лучше только на время.
Что еще делают люди, чтобы улучшить настроение, или забыть про неприятности?
Марина Курят, употребляют алкоголь и еще чего-нибудь.
С.Ю.: Так формируются зависимости.
Е.А.: Что бывает, когда мы едим перед телевизором?
Марина: – Мы не замечаем, как много съели.
С.Ю.: -А еще?
Е.А.: Сначала мы берем пирожок и бежим смотреть ТВ, а завтра, включая телевизор, уже не можем смотреть его без еды.
С.Ю.: Мы видим пример неконструктивного поведения, при котором бесконтрольно вредим себе, закрепляя этот рефлекс (телевизор-еда).
Вот какие советы дают по этому вопросу специалисты.
Слайд 11.
Мы читаем слайд., прочитали.
Вернемся к правильному питанию!
Слайд 12.
Специалисты советуют все необходимые продукты употреблять в правильной пропорции.
Слайд 13.
Белки – вещества, идущие на постройку клеток организма, дающие ему силу.
Но если мы едим мясо неизмеримо больше необходимой нормы, а энергии тратим мало, наш организм разрастается, т.е. мы набираем вес. Это больше касается взрослых.
Слайд 14.
Если мы отдаем предпочтение углеводам: сладкое, мучное и каши, необходимо учитывать их разновидности и контролировать употребляемое количество.
Медленные углеводы (каши) усваиваются медленно,т.е после завтрака мы долгое время не чувствуем голода и энергия расходуется равномерно.
Сладости, шоколад дают резкий эмоциональный и энергетический подъем, но, т.к. как это быстрые углеводы, и быстрый спад.
Гораздо уместнее для поднятия настроения включить музыку и потанцевать.
Танцуют девочки Нелли и Люда.
Звучит песня «Макароны…» 2 куплета, последний - про китайского астронавта.
Слайды
- Скажите, кто из вас не любит макароны?
- И все, наверное, ели знаменитые «бепешки» - вермишель быстрого приготовления.
-О ней нам расскажет добрый доктор Будьздорофф.
Выходит доктор Будьздорофф: Здравствуйте все!
И рассказывает с ведущими по очереди.
Производят такую лапшу путем высушивания влаги из продукта, а чтобы лапша могла стремительно набухать после добавления кипятка, в нее в огромных количествах добавляют различную химию.
В состав обыкновенной упаковки с такой лапшой входят: соль, глутамат натрия и порошок из соевого соуса. Кроме того, обязательным ингредиентом такого продукта являются имитаторы вкуса говядины, курицы, морепродуктов и т.д.
Вместе с тем, в продаже встречается и дорогостоящая лапша, имеющая в своем составе и отходы мясного производства в виде гранул, однако особой пользы это продукту не придает.
Кроме того, для её изготовления используют муку мягких сортов пшеницы, углеводы которой вызывают постоянное желание съесть еще что-то и как следствие –гастрит.
Все искусственные вкусовые добавки, входящие в состав такой лапши, содержат еще и трансжиры, присутствие которых повышает риск образования атеросклероза и раковых образований.
Не менее опасен и усилитель вкуса, глутамат натрия. Попадая в наш организм, такая пищевая добавка задерживает в нем жидкость, порождает отеки и способствует повышению артериального давления.
Постоянное использование такого продукта в питании может привести к серьезным заболеваниям ЖКТ. Наиболее опасен такой продукт для питания детей и подростков.
Так что верить рекламе, обещающей нам полноценное питание из упаковок с лапшой быстрого приготовления, не стоит. Из–за низкого содержания в составе полезных веществ, необходимых нашему организму, лапша относится к продуктам с низкой пищевой ценностью.
Перекусив таким «полноценным обедом», через некоторое время вам опять захочется есть. Поэтому лучше перекусить чем — то более полезным, вроде яблока, чем травить свой организм лапшой быстрого приготовления.
Если употребления такого продукта не избежать, откажитесь от специй в пакетиках, которые прилагаются к упаковке, и замените их обыкновенной солью, перцем и другими пряностями по вашему вкусу.
Кроме того, можно добавить в лапшу настоящее мясо и овощи. Только в этом случае лапша быстрого приготовления не принесет вреда вашему организму.
Слайд 18
Что же говорят специалисты о сбалансированном питании?
Выводы:
Самую большую часть нашего питания должны составлять углеводы, желательно медленные, они не только дадут необходимую энергию на весь день, но и помогут быть уравновешенными.
На втором месте по объему овощи и фрукты – кладезь клетчатки, витаминов и микроэлементов.
Что характерно, фрукты желтого цвета являются антидепрессантами, помощниками для улучшения настроения.
Третье место занимают молочные продукты – источник кальция
и мясопродукты, рыба, яйца и орехи. Антидепрессантом здесь является молоко, а для кого-то сыр.
На вершине пирамиды расположились жиры, масла и сладости. Их мы должны съедать совсем немного.
Слайд 19.
Рекомендации по питанию прочитайте сами. А мы вам на прощанье с доктором споем рецепт.
Звучит музыка, доктор Будьздорофф поет песню.
Ведущие подпевают припев и танцуют вместе с ним.
Конец.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем человек ест? Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу. Человек может жить без еды 30-40 дней. За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.
Знаете ли Вы, что правильно питаться - это значит навсегда забыть про простуды и насморк, желудочные, почечные, сердечные и многие другие болезни? Так некоторые продукты могут способствовать выздоровлению.
Лечебные продукты
Правильно питаться - Это значит стать гораздо более выносливым, жизнерадостным и энергичным. Кроме того, здоровая пища может быть еще и очень вкусной. Это значит стать гораздо более выносливым, жизнерадостным и энергичным.
Желание есть, - всегда ли оно возникает вслед за чувством голода? Как вы думаете?
Правда о переедании: Антидепрессанты – углеводы нужно заменить на фрукты, содержащие витамины; Если привыкаешь есть перед телевизором, то очень скоро включенный телевизор будет сигналом к бесконтрольному приему пищи. Не замыкайся с проблемами наедине, решай их в конструктивном диалоге со значимыми близкими, действуй: «Дорогу осилит идущий»,а «Под лежачий камень и вода не течет…"
Каждый вид продуктов полезен по - своему. Очень важно, чтобы мы употребляли в правильной про- порции все необходимые продукты. жиры белки углеводы витамины
белки Белки - вещества, идущие на постройку клеток орга- низма и дающие ему силу.
углеводы Углеводы - вещества, дающие организму силу и жизненную энергию. Они бывают быстрыми – макароны, сладости и медленными – каши, особенно овсяная. Именно поэтому перед тренировкой футболисты едят макароны. Чем быстрее готовится лапша, тем меньше в ней полезной энергии и тем быстрее появляется чувства голода.
Пирамида пропорционального питания .
1. Не забывайте есть кашу по утрам. 2. Воздерживайтесь от жирной пищи. 3. Остерегайтесь острой и солёной пищи. 4. Ешьте меньше сладкого, помните: «Сладостей тысячи, а здоровье одно» 5. Овощи и фрукты – полезные продукты. 6. Вермишель «б/п» ешьте только в безвыходных случаях. Питание должно разнообразным и сбалансированным. Советы по здоровому питанию
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!