"Желание есть" - лекция-диспут с элементами интерактивного спектакля.

Егорушкина Елена Адольфовна

Мероприятие предназначено для несовершеннолетних выпускников детских домов, обучающихся в учреждениях НПО по профессии повар. Предлагаемый материал изложен в доступной, увлекательной форме, и отражает современный взгляд воспитателей на вопрос здорового питания, проблему нарушения пищевого поведения и возможности ее разрешения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_o_zhelanii_est.doc70.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya-zhelanie_est_2.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Лекция-диспут с элементами интерактивного спектакля

Сценарий

Подготовили и провели

воспитатели: Егорушкина Е.А.,

Пахолкова С. Ю

со своими воспитанницами

 и их друзьями.

Пояснительная записка.

Мероприятие предназначено для несовершеннолетних сирот, обучающихся в лицее по специальности «повар».

В подготовительный период собирался информационный и музыкальный материал на тему здорового питания и, связанных с этим, проблем современных несовершеннолетних и не только их.

Сценарий спектакля с интерактивными элементами был написан воспитателями на основе истории, предложенной детьми.

Термин «Интерактивный» в переводе с английского языка означает «взаимодействие». В отличие от классического спектакля, где зрители только наблюдают и переживают происходящее на сцене, в интерактивном спектакле зритель может поучаствовать сам, по приглашению ведущего в ответственный момент, когда в дальнейшем развитии сюжета могут быть другие варианты, более точно выражающие точку зрения суперактивного зрителя.  Такой момент целенаправленно планируется авторами для более яркого воздействия на аудиторию, провоцируя ее на протест и вмешательство, активизируя гражданскую позицию, и эмоциональный якорь, играющий сигнальную роль для профилактики девиантного поведения.

Презентация, сопровождающая мероприятие, так же была подготовлена совместно с воспитанниками, которые ещё не решаются выйти на сцену.

Цель: профилактика нарушений пищевого поведения.

Задачи:

  1. Информировать о культуре питания;
  2. Показать процесс развития пищевой зависимости;
  3. Содействовать формированию потребностей здорового образа жизни;
  4. Поддержать позитивное  и оптимистичное отношение к жизни.

Ход мероприятия.

Звучит песня Тимура Шаова «Вредная песня» до припева (до 00.28 «вечно, пьем чего нальют»)

Е.А. и С.Ю. вместе: Здравствуйте дорогие лицеисты!

С.Ю.: Как вы уже догадались по этой веселой песенке, сегодня речь пойдет

Е.А.: о культуре питания и обо всем, что с нею связано.

С.Ю.: Вы узнаете, какие продукты осложняют нам жизнь и портят здоровье.

Е.А.: Какие продукты ее продляют, дарят бодрость и хорошее настроение.

С.Ю.: Почему некоторые из нас имеют привычку постоянно что-то жевать,

Е.А.: а другие лишают себя необходимого и выглядят худыми до крайности. Скажите, пожалуйста, зачем человек ест?

Дети отвечают

С.Ю.: Правильно, чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.    

Человек может жить без еды 30-40 дней.

За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.

Слайд3 

Е.А.: Знаете ли Вы, что правильно питаться - это значит навсегда забыть про простуды и насморк, желудочные, почечные, сердечные и многие другие болезни?

С.Ю. Вот,  вот и я говорю: У Катюши такой сильный кашель, у Саши насморк, а таблетки и капли опять кончились.

Е.А.: Знаете, некоторые продукты могут способствовать выздоровлению.

Заиграла музыка. Выбегают девочки Люда и Катя с вуалью и встают по краям сцены, держат ее как занавес за уголки.

На экране Слайд 4

Одновременно с началом музыки слова:

Слышите кто это?

 Девица – Медуница!

Поет Марина под фонограмму.

Девочки во время припева подтанцовывают, изображая волны моря и небо.

 Пропев песенку Медуница-Марина (Слайд 5) рассказывает детям рецепты.

Слайд 6.

Правильно питаться – это значит стать более выносливым, жизнерадостным и энергичным

Кроме того здоровая пища может быть еще и вкусной.

О вкусной и здоровой пище нам расскажут, а вернее загадают загадки двое поварят.

Звучит веселая музыка.

Выходят Катя 1 и Катя 2, читают загадки:

Вкусные загадки.

Катя 2.  Хлеба мягкого кусок,

Сверху колбаса, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный... (бутерброд)

 

Катя 1. Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак... (каша)

 

Катя 2. Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем... (щи)

 

 

Катя 1. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это... (сыр)

 

Катя 2. Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом... (винегрет)

 

Катя 1. Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы... (творог)

 

Слайд 7.

Е.А. Желание есть, - всегда ли оно возникает вслед за чувством голода? 

С.Ю.    Как вы думаете?

Е.А. Давайте посмотрим одну поучительную историю и попробуем в ней разобраться.

Слайд 8. На сцене лавочка (Далее все,  что написано курсивом не читается, но изображается на сцене)

Рассказ о девочке Любаше, первой любви и маминых пирожках.

Слова автора. Я расскажу вам о том, что случилось с одной моей знакомой Любашей совсем недавно. Она познакомилась с парнем.

Девушка сидит в парке на скамеечке книгу. Мимо идет молодой человек, завидев девушку, приостанавливается,  подходит и присаживается немного наблюдает за ней. Девушка увлеченно читает:

- Девушка, вы слышали?

- Что? (Рассеянно)  

- На небе ангела потеряли, это случайно не вы?

- Я, правда, похожа на ангела? Или ты так прикалываешься?

 - Не прикалываюсь, восхищаюсь! Как же зовут тебя?

- Любаша, а тебя?

- Дмитрий. А что ты читаешь?

- Роман интересный «Лезвие бритвы» называется.

Молодые люди мирно беседуют, и, прогуливаясь, удаляются со сцены на авансцену.

Слова автора. Они стали встречаться. Она ему казалась удивительной, а он ей вежливым, дружелюбным и очень нравился.

 Люба была рада до невозможности, рядом с ним она непроизвольно улыбалась. Она до этих пор не верила, что такой красивый парень появится в ее жизни.

  Прошло немного времени, и в голове Любаши появилась пугающая мысль.

 Люба стоит у края сцены в луче света: «Неужели он все для меня, я живу по-настоящему только когда он рядом, а когда его нет, то все время представляю, что мы вместе или просто думаю о нем. Значит, без него я уже и не живу?»  уходит.

Слова автора, сопровождаются действием. Как то Дмитрий и Любаша прогуливались по знакомому парку. И вдруг:

Появляется группа парней.

- Привет, Димон, держи краба! А это что за милое создание?

- Да ты никак в малолетку втюрился?

- Да она ж похожа на аппетитный пирожок!

- Не расстраивайся, малышка, или ты уже не малышка?

- Может, закуришь?

- Или пивка?

- Люба! Ты что, шуток не понимаешь?! Вот, дурочка, обиделась…

Слайд 9. Сцена 2. 

Слова автора. Прошло несколько дней, Дмитрий не звонил. Она измучилась ожиданием, то плакала в подушку, то утешалась мамиными пирожками. Любина мама работала поваром и не знала, как еще порадовать дочь. Люба пустым взглядом смотрела в телевизор. Все ее раздражало и от этого есть хотелось еще больше.

Звучит песня «Добавь кофе молоко!» в исполнении Брежневой А. и Чумаковой А.

 Голос мамы за сценой: «Ты бы хоть в парк прогулялась! Сколько же можно сидеть дома?»

Е.А.: Отправляясь по совету мамы на прогулку, Люба заметила, что любимая юбочка ей стала мала, пришлось пойти в другой.

Сцена в парке 3.Слайд10.

Слова автора. Люба опять сидела на скамейке и читала. Мимо проходили парень с девушкой. Это был Дмитрий. Взгляд его был устремлен вдаль и спутница его явно раздражала.

Молоденькая тоненькая девушка что-то увлеченно рассказывает, то дергая его за рукав, то забегая вперед, пытается заглянуть ему в глаза, вертится перед ним, демонстрируя тоненькую фигурку.

Марина:«Барби» подумала Люба – «И что он в ней нашел?»

Е.А., обращаясь к залу: Как вы можете объяснить произошедшее в этой истории?

Вернемся к моменту конфликта. Что вам здесь не нравится?

Правильно, поведение Дмитрия! Как бы вы повели себя на его месте?

Место Дмитрия в конфликте занимает Тимур Беглов.

 - Привет, Димон, держи краба! А это что за милое создание?

- Да ты никак в малолетку втюрился?

- Да она ж похожа на аппетитный пирожок!

- Не расстраивайся, малышка, или ты уже не малышка?

- Может, закуришь?

- Или пивка?

Дмитрий (Тимур) – Я, конечно понимаю, что вы мои друзья, но оскорблений в адрес своей девушки, я не потерплю!

Виген - Правильно! Друзья должны уважать твой выбор!

- Димон! Да мы пошутили, проверили на крепость твой характер.

-Просим прощения за глупую шутку! Когда мы неправы, мы признаем это.

Давайте  проясним ситуацию с пирожками.

Дети дают пояснения.

Вед. Как ты думаешь, какие мысли были в голове у девушки, которая печалилась ?

Девушка: Она, наверное, говорила так: «Если меня никто не любит, мне очень грустно, и я себя утешу чем-нибудь вкусненьким, а чтобы забыть обо всем, посмотрю фильм заодно, чтобы усилить эффект».

С.Ю. Значит, она ела от того, что ей…..

Девушка - грустно!

Е.А.: Мы видим пример неконструктивного поведения, при котором бесконтрольно вредим себе.

Уходим от проблем в удовольствия – любимая еда, телевизор. И попадаем к ним в зависимость.

Таким образом, проблемы не решаются, настроение лучше только на время.

Что еще делают люди, чтобы улучшить настроение, или забыть про неприятности?

 Марина  Курят, употребляют алкоголь и еще чего-нибудь.

С.Ю.: Так формируются зависимости.

Е.А.: Что бывает, когда мы едим перед телевизором?

Марина: – Мы не замечаем, как много съели.

С.Ю.: -А еще?

Е.А.: Сначала мы берем пирожок и бежим смотреть ТВ, а завтра, включая телевизор, уже не можем смотреть его без еды.

С.Ю.: Мы видим пример неконструктивного поведения, при котором бесконтрольно вредим себе, закрепляя этот рефлекс (телевизор-еда).

Вот какие советы дают по этому вопросу специалисты.

Слайд 11.

Мы читаем слайд., прочитали.

Вернемся к правильному питанию!

Слайд 12.

Специалисты советуют все необходимые продукты употреблять в правильной пропорции.

Слайд 13.

Белки – вещества, идущие на постройку клеток организма, дающие ему силу.

Но если мы едим мясо неизмеримо больше необходимой нормы, а энергии тратим мало, наш организм разрастается, т.е. мы набираем вес. Это больше касается взрослых.

Слайд 14.

Если мы отдаем предпочтение углеводам: сладкое, мучное и каши, необходимо учитывать их разновидности и контролировать употребляемое количество.

Медленные углеводы (каши) усваиваются медленно,т.е после завтрака мы долгое время не чувствуем голода и энергия расходуется равномерно.

Сладости, шоколад дают резкий эмоциональный и энергетический подъем, но, т.к. как это быстрые углеводы, и быстрый спад.

Гораздо уместнее для поднятия настроения включить музыку и потанцевать.

Танцуют девочки Нелли и Люда.

Звучит песня «Макароны…» 2 куплета, последний -  про китайского астронавта.

 Слайды  

- Скажите, кто из вас не любит макароны?

- И все, наверное, ели знаменитые «бепешки» - вермишель быстрого приготовления.

-О ней нам расскажет добрый доктор Будьздорофф.

Выходит доктор Будьздорофф: Здравствуйте все! 

И рассказывает с ведущими по очереди.

Производят такую лапшу путем высушивания влаги из продукта, а чтобы лапша могла стремительно набухать после добавления кипятка, в нее в огромных количествах добавляют различную химию.

  В состав обыкновенной упаковки с  такой лапшой входят: соль, глутамат натрия и порошок из соевого соуса. Кроме того, обязательным ингредиентом такого продукта являются имитаторы вкуса говядины, курицы, морепродуктов и т.д.

    Вместе с тем, в продаже встречается и дорогостоящая лапша, имеющая в своем составе и отходы мясного производства в виде гранул, однако особой пользы это продукту не придает.

    Кроме того, для её изготовления используют муку мягких сортов пшеницы, углеводы которой вызывают постоянное желание съесть еще что-то и как следствие –гастрит.

   Все искусственные вкусовые добавки, входящие в состав такой лапши, содержат еще и трансжиры, присутствие которых повышает риск образования атеросклероза  и раковых образований.

   Не менее опасен и усилитель вкуса, глутамат натрия. Попадая в наш организм, такая пищевая добавка задерживает в нем жидкость, порождает отеки и способствует повышению артериального давления.

   Постоянное  использование такого продукта в питании может привести к серьезным заболеваниям ЖКТ. Наиболее опасен такой продукт для питания детей и подростков.

    Так что верить рекламе, обещающей нам полноценное питание из упаковок с лапшой быстрого приготовления, не стоит. Из–за низкого содержания в составе полезных веществ, необходимых нашему организму, лапша относится к продуктам с низкой пищевой ценностью.

    Перекусив таким «полноценным обедом», через некоторое время вам опять захочется есть. Поэтому лучше перекусить чем — то более полезным, вроде яблока,  чем травить свой организм лапшой быстрого приготовления.

       Если употребления такого продукта не избежать, откажитесь от специй в  пакетиках, которые прилагаются к упаковке, и замените их обыкновенной солью, перцем и другими пряностями по вашему вкусу.

 Кроме того, можно добавить в лапшу настоящее мясо и овощи.  Только в этом случае лапша быстрого приготовления не принесет вреда вашему организму.

Слайд 18

Что же говорят специалисты о сбалансированном питании?

Выводы:

 Самую большую часть нашего питания должны составлять углеводы, желательно медленные, они не только дадут необходимую энергию на весь день, но и помогут быть уравновешенными.

 На втором месте по объему овощи и фрукты – кладезь клетчатки, витаминов и микроэлементов.

Что характерно, фрукты желтого цвета являются антидепрессантами, помощниками для улучшения настроения.

Третье место занимают молочные продукты – источник кальция

и мясопродукты, рыба, яйца и орехи. Антидепрессантом здесь является молоко, а для кого-то сыр.

На вершине пирамиды расположились жиры, масла и сладости. Их мы должны съедать совсем немного.

Слайд 19.

 Рекомендации по питанию прочитайте сами. А мы вам на прощанье с доктором споем рецепт.

Звучит музыка, доктор Будьздорофф поет песню.

Ведущие подпевают припев и танцуют вместе с ним.

Конец.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Желание есть…»

Слайд 2

Зачем человек ест? Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу. Человек может жить без еды 30-40 дней. За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.

Слайд 3

Знаете ли Вы, что правильно питаться - это значит навсегда забыть про простуды и насморк, желудочные, почечные, сердечные и многие другие болезни? Так некоторые продукты могут способствовать выздоровлению.

Слайд 4

Лечебные продукты

Слайд 5

Правильно питаться - Это значит стать гораздо более выносливым, жизнерадостным и энергичным. Кроме того, здоровая пища может быть еще и очень вкусной. Это значит стать гораздо более выносливым, жизнерадостным и энергичным.

Слайд 6

Желание есть, - всегда ли оно возникает вслед за чувством голода? Как вы думаете?

Слайд 8

Правда о переедании: Антидепрессанты – углеводы нужно заменить на фрукты, содержащие витамины; Если привыкаешь есть перед телевизором, то очень скоро включенный телевизор будет сигналом к бесконтрольному приему пищи. Не замыкайся с проблемами наедине, решай их в конструктивном диалоге со значимыми близкими, действуй: «Дорогу осилит идущий»,а «Под лежачий камень и вода не течет…"

Слайд 9

Каждый вид продуктов полезен по - своему. Очень важно, чтобы мы употребляли в правильной про- порции все необходимые продукты. жиры белки углеводы витамины

Слайд 10

белки Белки - вещества, идущие на постройку клеток орга- низма и дающие ему силу.

Слайд 11

углеводы Углеводы - вещества, дающие организму силу и жизненную энергию. Они бывают быстрыми – макароны, сладости и медленными – каши, особенно овсяная. Именно поэтому перед тренировкой футболисты едят макароны. Чем быстрее готовится лапша, тем меньше в ней полезной энергии и тем быстрее появляется чувства голода.

Слайд 14

Пирамида пропорционального питания .

Слайд 15

1. Не забывайте есть кашу по утрам. 2. Воздерживайтесь от жирной пищи. 3. Остерегайтесь острой и солёной пищи. 4. Ешьте меньше сладкого, помните: «Сладостей тысячи, а здоровье одно» 5. Овощи и фрукты – полезные продукты. 6. Вермишель «б/п» ешьте только в безвыходных случаях. Питание должно разнообразным и сбалансированным. Советы по здоровому питанию

Слайд 16

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!