Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста
Игра как помощь понимать ребенка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей.
Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия развития.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые ещё не освоили слова, ценности и правила взрослых.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского колл
Цель игровой терапии - не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.
Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлечённости в неё.
Я целиком рядом с ребёнком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.
Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появится.
Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.
Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребёнком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).
Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят, возится с песком. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.
Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нём машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее ребёнок, тем длительнее «песочный период».
Песок и вода могут по желанию ребёнка превратится во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в эти минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными, касается это и детей, страдающих энурезом. Это заболевание часто является неблагополучных отношений в семье.
Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям, научится самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока, они не нужны.
Процесс установления запретов делится на несколько этапов.
Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребёнка. Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил своё поведение.
Этап 2. Сообщите ребёнку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребёнку принять на себя ответственность и действовать соответственно.
Этап 3. Укажите ребёнку приемлемую альтернативу.
Этап 4. Предъявите ребёнку ультиматум-возможность последнего выбора. Его условия должны быть сформулированы очень чётко, чтобы ребёнок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь всё, что он сделает, станет следствием его собственного решения.
Какие результаты даёт игровая терапия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике:
-приобретают способность управлять своим поведением;
-легче переносят запреты;
-становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми;
-легче вступают в сотрудничество;
-выражают гнев более «пристойными» способами;
-в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.
ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ
Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Учитывая особенности детей, игровая деятельность, как условие физического и личностного развития ребенка, осуществляется по нескольким направлениям:
- Игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.
Задача игр и упражнений в данном направлении состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию
- Игры, направленные на развитие внимания.
В начальном периоде обучения внимание у детей с проблемами в развитии непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в играх ставится задача и на запоминание («Ку-ку», «Найди свою игрушку», «Куда девался мяч»).
- Игры, направленные на развитие подражания.
Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки, и овладевают речью.
- Игры, направленные на усвоение действий по образцу.
К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу гораздо сложнее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или действия, а не воспринимает уже готовый результат («Домики для матрешек», «Сделать целое», «Ловкий мишка»).
- Игры, направленные на развитие ручной моторики.
- Игры, направленные на сенсорное развитие детей.
- Игры. направленные на развитие мышления.
Благодаря коррекционным играм и упражнениям можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном или даже в словесном плане.
Педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе специальных игр и упражнений, направленных на:
- формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно – действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;
- на формирование ориентировочно – исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотношения);
- игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными качественными свойствами и признаками объектов;
- направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;
- игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств;
- сюжетно-ролевой, театрализованной игры;
- конструктивные игры.
Познавательную сферу детей развивают также игры и упражнения, направленные на развитие речи.
Основное внимание в данном разделе уделяется развитию у детей основной функции речи – функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность.
- игры. направленные на развитие делового эмоционального общения («Позови», «Передай колокольчик», «Найди свою пару», «Два клоуна» и т.д.);
- игры-драматизации.
Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.
-игры, направленные на развитие познавательной функции речи тесно связаны с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности.
Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишней энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой.
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.
Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста
Любая деятельность оказывает на ребенка огромное развивающее влияние (совершенствуются психические познавательные процессы, мелкая, крупная моторика). Он становится более любознательным, активнее изучает окружающую среду, пробует продуктивно взаимодействовать с людьми, начинает проявлять привязанность к любимым игрушкам.
Особенности игровой деятельности детей.
В дошкольном возрасте при осуществлении игровой и продуктивной деятельности у деток появляются прочные, конкретные представления о различных предметах, их функциях, хотя просветительская работа родителей также немаловажна. Следовательно, занятия целесообразнее организовывать в более непринужденной форме, благодаря которой они быстрее овладеют новыми умениями, знаниями (они лучше запомнят список продуктов питания, если представят себя поваром) или быстрее научаться одеваться на примере куклы.
Постепенно дошкольник становится субъектом деятельности, что отражается в иерархическом строении его мотивов, он начинает действовать более осознанно. Понимает, что мир организован более сложно, чем ему представлялось ранее. Иногда перед ним возникает дилемма: сделать что-то полезное или развлечься, то есть начинается борьба общественных и личных мотивов, но чаще он руководствуется вторыми.
В этот период полезным приобретением будут шумные музыкальные детские игрушки с повторением некоторых осмысленных фраз, или приятный сигнал в соответствии с необходимыми действиями. Например, утром нужно почитстить зубы, позавтракать, одеться и умыться.
Складывается новое мировосприятие, изменяется поведение крохи, которое в меньшей степени становится ситуативным, а в большей мере произвольным. Это закладывает фундамент для становления надситуативных мотивов. Они являются очень важной предпосылкой для полноценного формирования личности малыша и поведения принципиально нового уровня, которое постепенно перестанет зависеть от конкретной ситуации.
К дошкольному возрасту малыш не только начинает относиться к себе несколько иначе (выделяет себя как отдельного человека, определяет свою принадлежность к какому-либо полу (мальчик, девочка)), но и к окружающей действительности. Постепенно происходит деление игрушек по половому признаку.
Игровая деятельность в раннем возрасте
Некоторые известные психологи (например, Л.С. Выготский) склонны разделять категорию деятельности на три основных разновидности: учебную, трудовую и игровую, они между собой неразрывно связаны и в той или иной мере представлены в жизни каждого человека.
Для полноценного развития дошкольников необходимо, чтобы познавательная деятельность, игра и общение с близкими, сверстниками гармонично соотносились, были тесно увязаны друг с другом, а игрушки соответсвовали возрасту.
Игра помогает не только расширить знания дошкольника о социальной действительности, но и позволяет познать сложный, многогранный мир социальных отношений, создает благоприятные условия для того, чтобы примерить на себе разнообразные социальные роли (продавец, врач) и с этих позиций попытаться выстроить отношения с людьми. Она способствует тому, чтобы малыш сумел занять свое место в детском коллективе. Следовательно, ребенок как бы изнутри исследует их особенности, учится анализировать, оценивать поступки сверстников, взрослых старается их охарактеризовать и через познание других лучше узнает себя.
К. Гросс, немецкий психолог, называет игру – школой жизни. Он отмечает, что каким бы образом она не была смоделирована, по каким бы правилам не велась, она в любом случае направлена на изучение своей культуры (норм, традиций). Часто родителям она кажется хаотичной, подчас бессмысленной, но это ни в коем случае не умоляет ее значения для развития детей.
Дошкольники воспроизводят в ней увиденное ранее, ведь они очень любопытны. Внимательно следят за родителями и активно подражают им, то есть она нацелена главным образом на отражение социального мира. Ученые считают, что развитие малыша детерминировано успешностью освоения общественных правил, ценностей, опыта.
В игре можно выделить инновационное и стабильное содержание. Первый компонент привносится самим ребенком (идея, направленность), а второй воспроизводит установки социума.
Виды игры у дошкольника
Существует колоссальное количество игр, но их можно распределить на две группы:
- Творческие игры, имеющие сюжет, разработанный самим ребенком (сюжетно-ролевые). Предметно-манипулятивная деятельность раннего детства перерастает в творческую игру дошкольника («Счастливый случай»). Малыш перестает акцентировать свое внимание на вещах и в большей степени концентрируется на людях (близких значимых, сверстниках), начинает ощущать себя взрослым. Перестраиваются его отношения с родителями, если он активно взаимодействует с членами семьи, то происходит совершенствование, усложнение игры. Она возводит дошкольника на новый уровень развития.
Сюжетно-ролевая игровая деятельность помогает смоделировать особые условия, при которых крошка сможет ощутить себя взрослым, встать на его место, скопировать, воспроизвести его модель поведения. Малыш пытается хотя бы внешне походить на взрослого, например заботиться о любимой игрушке или подражать поведению бабушки. Такое времяпровождение стимулирует развитие психических процессов малыша (память, восприятие, мышление).
- Предметные игры. Ребенок осуществляет различные манипуляции с предметами, которые помогают ему разобраться в свойствах, функциях, формах, особенностях вещей.
Дошкольник должен иметь в своем распоряжении не только современные игрушки, но и неоформленные, открывающие простор для фантазий. Можно дать ему какие-нибудь деревянные палочки, брусочки или специальные развивающие игрушки, чтобы его воображение превратило такую заготовку в самостоятельную вещь. Обычно дети находят множество способов применения таким предметам, например, незаурядная палочка может превратиться в посох, меч, указку и так далее, а из различных деталек получаются совершенно необычные предметы. Здесь детская фантазия не имеет ограничений.
Развитие ребенка в игровой деятельности.
Режиссерская игра возникает на стыке двух возрастных этапов: раннего детства и дошкольного периода. Она разворачивается на основе достаточно простого сюжета, при этом действия детей однотипны. Они могут долго с рокотом возить по полу кубик, воображая, что это на самом деле паровоз.
Затем формируется образно-ролевая игра. Дошкольник придумывает себе образ, задачи, которые необходимо реализовать. Она всегда основана на каких-то ярких впечатлениях, например, ему очень понравился герой мультфильма и он старается его изобразить. Эти переживания могут быть связаны с чем угодно: колокол, машина, самолет.
В пять – шесть лет у него находит свое выражение сюжетно-ролевая игровая деятельность, постепенно она подчиняется принятым группой правилам. Дети относятся к куклам, ровесникам как к формальным партнерам, которые также обладают определенной ролью. Роли становятся, не так важны, как следование правилам, в этом случае игры содержат в себе мотив соревнования и основаны на стремлении сталь победителем.
Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько важна.
Понятие игровой терапии
Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести. Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.
Функции игротерапии
Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду.
- Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
- Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
- Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.
Показания к применению игротерапии
Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами. Как показала мировая практика, игровая терапия справляется со множеством диагнозов, кроме самых сложных случаев – полного аутизма или же неконтактной шизофрении. Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:
- замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
- фобии и инфантилизм;
- вредные привычки и асоциальность поведения;
- сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.
Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.
Основные виды и формы игротерапии
Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.
1. В зависимости от роли в игре взрослого:
- директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.
- недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.
2. По структуре материалов для игры:
- структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
- неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.
3. По форме организации процесса:
- групповая;
- индивидуальная.
На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.
Групповая игротерапия
Для определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости. Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий. У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:
- сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
- излишняя агрессивность, которую сложно унять;
- стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
- асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
- детская ревность.
Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре. Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности. Оптимальное число играющих – 5 детей и 1 взрослый. В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:
- становление положительной «Я-концепции»;
- воспитание ответственности за поступки;
- развитие навыков самоконтроля;
- закрепление способности принятия самостоятельных решений;
- обретение веры в собственное «Я».
Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.
Игровая терапия навыков общения дошкольников
Актуальность проблемы навыков общения детей обусловлена тем, что психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в общении с взрослым и происходят, прежде всего, в той деятельности, которая на данном возрастном этапе является ведущей. Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении с взрослыми и под их постоянным руководством. Поэтому общение с взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка. В общении с взрослым формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, игра.
На протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе. Одним из мотивов, побуждающим ребенка вступать в общение с взрослым, является содержательность этого общения. Дошкольники все чаще и чаще присматриваются к тому, как действуют взрослые и подражают им. Это подражание имеет произвольный характер и ярче всего оно проявляется в развивающих, ролевых играх.
Изменяются взаимоотношения со сверстниками. Начиная с 3-х лет и до поступления в школу, дети испытывают острую потребность в доброжелательном внимании сверстников, которое имеет модификации и может выступать как потребность в соучастии и самовыражении. Кроме того, яркая коммуникативная деятельность детей проявляется после 4-х лет в притязании на признание.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что на протяжении первых 7-и лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них: непосредственно-эмоциональное общение, деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное, которые успешно формируются в играх [1].
Стратегия развития личности ребенка заключается в том, что воспитывающий взрослый создает совершенно особую развивающую среду. Создание такой среды в дошкольных учреждениях возможно, в том числе и средствами практической психологии. Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» [2]. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, развитие общения детей с окружающим замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности. Таким образом, потребность в общении - одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается, требуя постоянного удовлетворения. В.А.Петровский указывает на то, что эффекты воспитания определяются характером общения взрослого и ребенка, который может осознаваться, а может и не осознаваться, хотя и может быть реализованном им объективно Способ общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослых исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества [3]. Все данные положения требуют исследования проблемы навыков общения детей.
В связи с этим перед учеными и практиками, работающими в области специального дошкольного образования Республики Казахстан, остро встает задача разработки современных и эффективных, соответствующих обновленному содержанию программ иметодик коррекции, в том числе, игровой терапии.
Целью нашего исследования является разработка программы игровой терапии навыков общения для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание общаться, участвовать в жизни окружающих людей.
Одной из предпосылок развития игровой деятельности является наличие у детей представлений об окружающей действительности, конкретных событиях, ситуациях, действиях, поступках людей. В этой связи все игры, включенные в программу можно считать развивающими, так как они последовательно позволяют осуществлять воспитательно-образовательный процесс развития познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и личностной (поведенческой) сфер дошкольников в рамках концепции развивающего воспитания и обучения.
Как отмечалось ранее, коррекция навыков общения детей с ограниченными возможностями может осуществляться в игровой терапии, центрированной на ребенке, поведенческой игровой терапии (терапии отношений) в условиях учреждения образования. В игровую терапию навыков общения включаются развивающие игры по преодолению трудностей общения и интеграции личности в социум. Тематика игр программы дошкольного учреждения может быть рассматриваться как тематика развивающих игр и творчески применяться педагогами и психологами в составлении содержания индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми специальных дошкольных учреждений.
Для успешного проведения занятий по игровой терапии навыков общения необходимо подобрать их содержание по двум образовательным областям «Коммуникация» и «Социум» для детей с учетом программных требований, например, по образовательной области «Коммуникация»:
- развитие коммуникативных навыков, умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения в игровой деятельности;
- по образовательной области «Социум»:
- формирование представлений о мире социальных отношений людей;
- формирование социальных ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения.
Для коррекции навыков общения должны предусматриваться специальные пропедевтические (подготавливающие) индивидуальные и подгрупповые занятия по игровой терапии, которые позволят детям преодолеть психологические барьеры, трудности коммуникации и интеграции в социум через проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет.
Так, в игровой терапии навыков общения детей с речевым недоразвитием успешно могут применяться и развивающие игры. В контексте реализации задач воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи и вводится специальный курс игровой терапии, в которой можно применять развивающие игры, развивающие игрушки, игровые задания, игровые ситуации, упражнения. Применение развивающих игр и игрушек в системе, с учетом ведущих принципов развития и дифференциации содержания игры, в полной мере отвечает диагностико-коррекционной и развивающей направленности воспитания и обучения в дошкольном учреждении. В этой связи хотелось бы уточнить, что развивающая игра – это пропедевтика учения, мотивированная, педагогически целенаправленная деятельность по развитию познавательной, эмоциональной и личностной сфер у детей, содержание которой задается игровой культурой учреждения образования. Что же касается развивающих игрушек, то они представляют собой эффективное средство воздействия, направленное на качественное изменение речевой деятельности ребенка.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что, выполняя правила игры, преодолевает коммуникативные и социально-перцептивные трудности, у него формируются положительные волевые свойства личности. В процессе развивающих игр усвоение новых знаний происходит значительно быстрее и успешнее, чем на учебных занятиях или при непосредственном педагогическом воздействии, внушении. Развивающие игры являются эффективным средством коррекции навыков общения и развития таких качеств ребенка, как организованность, самоконтроль, выдержка, упорство, настойчивость, умение владеть собой, стремление к знаниям.
В этой связи игровая терапия – это «лечение» игрой, способ оказания помощи детям, удовлетворяя многие потребности детей, помогает подготовиться к усвоению предлагаемых знаний. Пока ребенок не овладел в совершенстве вербальными средствами общения, игра и игровой материал способствуют установлению эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками, а также приобретению необходимого опыта сотрудничества и адаптации в социуме.
Выделяют две формы игротерапии по функциям и роли психолога в игре: направленную и ненаправленную.
Направленная (директивная) игротерапия предусматривает выполнение терапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения игры, активное участие взрослого в игре для актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально приемлемых стандартов и норм.
Ненаправленная (недирективная) игротерапия предполагает свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющая решать три задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый» (Р → В). Этот подход был разработан К. Роджерсом и совершенствовался Г. Лэндретом и другими [4].
В зависимости от цели различают игротерапию отреагирования, построения отношений и комплексную игровую терапию, которую можно успешно применять в условиях образовательных учреждений.
Целью программы игровой терапии навыков общения детей дошкольного возраста является своевременная психодиагностика и психокоррекция детей с ограниченными возможностями.
Задачами программы игровой терапии навыков общения детей дошкольного возраста являются:
- Изучение особенностей психического развития детей в коммуникации и социуме.
- Последовательное коррекционно-развивающее воспитание и обучение через развивающие игры и игрушки по уровням развития детей.
- Формирование у детей позитивного коммуникативного и социального опыта эмоционального взаимодействия для самовыражения личностного «Я» и адекватной учебно-игровой мотивации.
В нашем исследовании мы предлагаем проводить комплексное занятие по невербальной коммуникации, например, следующим образом: 1-й этап – Разминка. Задача: снять инертность психофизического самочувствия, поднять мышечный тонус, привлечь интерес и внимание ребенка, настроить детей на активную работу, на эмоциональный контакт. Здесь будут уместны игры-ритуалы "Приветствие", игры-упражнения на внимание, подвижные игры. 2-й этап – Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай животное», «Испорченный телефон», творческие игры: «Изобрази сказку…», «Через стекло», игра – ритуал «Приветствие-прощание» (без слов). Задача: дать возможность детям изобразить отдельные эмоциональные состояния. Модели выражения эмоций (радость, удивление, гнев, страх и т.д.). Дети знакомятся с выразительными средствами выражения эмоций: мимика, жесты, поза, походка). 3-й этап – Дидактические игры: «Пиктограммы», «Волшебный мешок», «Угадай настроение», игра-этюд «Соленый чай». Задача: выразительные изображения чувств. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение у детей представлений о качестве характера и эмоциях (доброта, жадность, радость, удивление, отвращение и т.д.). 4-й этап – Игры-этюды и другие игры, имеющие терапевтическую направленность в соответствии с темой раздела. Задача: коррекция настроения, отдельных качеств характера. 5-й этап – Окончание занятия. Психомышечная тренировка. Итоги. Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение положительного настроя, улучшение самочувствия. Игра-ритуал "Прощание". Итоги занятия.
В условиях игровой терапии развивается мотивационная деятельность, направленная на повышение творчески-поисковой активности детей, что в принципе стимулирует проявление у них индивидуальных качеств, использование коммуникативных способностей, развитие сообразительности, самостоятельности и т.д. Следовательно, создаются благоприятные условия для реализации содержания базового дошкольного воспитания и обучения, направленного на формирование коммуникативно-языковой и социальной компетентности детей в процессе их подготовки к школе.
Апробация вышеназванной экспериментальной программы игровой терапии позволяет успешно решать проблемы навыков общения дошкольников, раскрывая широкие перспективы для дальнейших исследований в контексте разработки образовательных программ, методик и технологий личностного развития ребенка по двум областям «Коммуникация» и «Социум» в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования РК «Дошкольное воспитание и обучение».
Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.
В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.
Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми.
Из общения с взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.
Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.
Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы.