Роль родителя в жизни ребенка

Роль родителя в жизни ребекна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditelya_v_zhizni_rebenka.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль родителей в жизни ребенка»

(Чеснокова Н.А.)

Цель: выяснить возрастные особенности детей, поговорить о том, какую роль играют семья и школа в становлении личности ребенка, выяснить, какими законами должна руководствоваться семья при воспитании ребенка, выявить уровень заботы родителей о своих детях путем проведения тестирования.

Ход собрания

План

  1. Сотрудничество семьи и школы в воспитании ребенка.
  2. Возрастные особенности детей.
  3. Тест «Забота о ребенке»
  4. Законы семьи

  1. Сотрудничество семьи и школы в воспитании ребенка.

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня называется безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья.

По своему психологическому статусу школа и семья — противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребенком и обществом.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не 10—11 классах, а в 5—6  и начальных классах. Это очень

важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

  1. Возрастные особенности детей Младший школьный возраст (6—10лет).

В этот период развиваются костная и мышечная системы, что повышает подвижность детей, которая подчас нервирует взрослых. Необходимо находить выход для их подвижности, т. е. идти за развитием. Организм младшего школьника еще не приспособлен к условиям статического положения, когда приходится по 4—5 часов высиживать за партой. Отсюда важность различных физических упражнений, физкультурных пауз, игр на переменах; общественно полезной деятельностью и т. д.


У младшего школьника проявляется готовность к доступной общественной и трудовой деятельности: с какой охотой они убирают школьный двор, собирают металлический лом, макулатуру. Но дела любят краткие, с очевидным результатом и его оценкой.

Поступки детей этого возраста носят подражательный характер, особенно на них оказывает влияние наглядный пример тех, кем они непосредственно общаются,— родители, учителя: требования их выполняются, как правило, неукоснительно.

Недостаточно развиты самосознание и самооценка своих действий и поступков: им проще выполнять требование взрослых, чем проявлять самостоятельность. Необходимость выполнения тех или иных правил поведения быстро забывается, если они не подкрепляются соответствующими упражнениями и приучением. Дети этого возраста непосредственны в общении со взрослыми и своими товарищами.

  1. Тест «Мера заботы о ребенке»

Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала оценок

  1. — категорически не согласен;
  2. - мне трудно с этим согласиться; З — может быть, это и верно;

4 — совершенно верно. Я с этим согласен. Утверждения теста

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
  2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
  3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
  4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
  5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
  6. Воспитание ребенка — труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7.У ребенка не должно быть тайн от родителей.
  1. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
  2. Любовью родителей ребенка не испортить.
  3. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
  4. Главное, чем должен заниматься ребенок — это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
  5. Мать — главное лицо в доме.
  6. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее — детям!»
  7. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
  8. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги

40 баллов и выше — Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки.


У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25—40 баллов — Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

4. Законы семьи

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!

 ЗАКОН 1.

Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

 ЗАКОН 2.

Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

 ЗАКОН 3.

Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

 ЗАКОН 4.

Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

 ЗАКОН 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

 ЗАКОН 6.

Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности.

 ЗАКОН 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой!  Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

 ЗАКОН 8.

Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

 ЗАКОН 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих

«да» и «нет».