Психофоизиологическая готовность к школе

Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihofiziologicheskoy_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечивание психофизиологической готовности ребёнка к школе.

С началом обучения в школе ребёнку предъявляют новые и более строгие требования. Он должен научиться читать, писать, сидеть неподвижно на уроке, нести ответственность за свои поступки. При этом испытывает воздействие не только родителей, но и учителя, сверстников.

Современная школа требует от ребёнка не столько конкретных знаний, сколько умения их добывать, думать, находить нужный материал, собственные решения, понимать взрослых, сотрудничать с ними и с одноклассниками.

Возраст 6-7 лет является для детей переломным в социальном плане: это возраст начала обучения в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется следующими параметрами:

1 Физическая

У младших школьников преобладает развитие крупных мышц, мелкие же мышцы кистей рук развиты ещё плохо, отсюда быстрая утомляемость во время письма. Можно порекомендовать лепку, аппликацию, конструирование, вырезание сложных фигур, штриховку, перебирание круп.

К 7 годам начинается усиленная замена хрящевой ткани костной системы. Очень важно не допускать искривления позвоночника, причиной которого становится неправильная посадка во время работы, за обеденным столом, около телевизора, компьютера, вес портфеля не должен превышать 1,5 кг. В этом случае окажут большую пользу утренняя зарядка, спортивные упражнения. Важно правильно организовать место для занятий:

- стол и стул должны быть подобраны по росту ребёнка,

- стопа должна стоять полностью на полу или подставке,

- руки при чтении и письме лежать на столе,

- расстояние до глаз примерно 35 см.,

- спина прямая, настольная лампа, если ребёнок не леворукий, должна стоять слева.

        Верхние дыхательные пути у детей этой возрастной категории относительно узкие. Лёгочная ткань очень нежна. При попадании микробов быстро развиваются различные заболевания органов дыхания. Можно начинать принимать различные препараты для укрепления иммунитета (ликопид, иммунал, народные средства).

        Обратить внимание на зрение ребёнка (освещённость, низко не наклонять голову при письме и чтении, не проводить много времени перед телевизором и компьютером, упражнения для глаз)

        В этом возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому возбудимость младших школьников весьма высокая. Очень важно в этот период соблюдать режим дня:

- подъём в одно и то же время (без опозданий в школу),

- после школы отдохнуть,

- особенно важен продолжительный ночной сон, ложиться спать не позже 21.00 в хорошо проветренном помещении,

- большую пользу приносят спокойные прогулки перед сном, тёплый душ вечером и прохладный утром.

2 Личностная

 Отношение к школе (наличие мотивации – большинство детей высказывают желание скорее пойти в школу, но это ещё не является мотивом, очень важен познавательный мотив, любознательность)

 Самостоятельность (адекватная самооценка)- много хлопот с теми, кто не приучен к самостоятельности, такие дети требуют помощи буквально во всём. Самостоятельный ребёнок легко переживает период перехода от дошкольного к школьному образу жизни. Самостоятельный ребёнок, получив задание, сразу приступает к его выполнению.

 Эмоциональная зрелость (активность и инициативность, нравственные переживания, управление поведением, радость познания) Дети в своём большинстве легковозбудимы, очень эмоциональны. Они не ждут, когда их спросит учитель, выкрикивают ответ, обижаются, если вызывают другого. Часто ребёнок хорошо знает, что этого делать нельзя, но сила желания заглушает в нём разумность. Ребёнок не в состоянии сдерживать возникшую мысль и спешит высказаться.

 Умение контактировать с детьми и взрослыми

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к жизни среди одноклассников в школе.

Школьные правила

 Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.

 Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.

 Не дерись без причины.

 Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно

 Играй честно, не подводи своих товарищей.

 Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

 Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем не спорь, из-за отметок не обижайся.

 Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно будут

 Не ябедничай и не наговаривай ни на кого

 Старайся быть аккуратным

 Почаще говори: давай дружить, давай играть

 Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для себя самого, родителей, учителей, друзей!

Особенно тонким и трудным делом является воспитание у ребёнка умения правильного общения со взрослыми. Дети различно реагируют на слова и действия учителя. Продиктовано задание. Один сразу начал его выполнять, другой даже не обратил внимания: ему нужно персонально говорить. Один с радостью делиться впечатлениями, другой скрытен, в стороне от учителя, часто обижается на малейшее замечание. Встречаются агрессивные дети. Истоки всего кроются в укладе семейных отношений.

3 Интеллектуальная

 Познавательная позиция

 Умение рассуждать

 Определённый набор знаний и умений

 Развитие мелкой моторики

 Речевая готовность (сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической сторон речи, умение вести диалог, начальная форма контекстной речи- связность, эмоциональность, чёткость, словарный запас)

 Сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения…

Может возникнуть проблема у детей – нежелание ходить в школу. Почему? Они так рвались в школу, так хотели ощутить себя взрослыми, умными. А что получилось? Всё, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть и, даже если мама сердилась, она говорила: «Отстань, на мешай, иди поиграй». А теперь мама говорит: «Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!» Раньше взрослые читали ему книжки, а теперь говорят: «Читай сам, ты уже большой» нет, в школе плохо.

Поведение родителей очень неправильное. Просто необходимо как можно чаще играть с детьми в любые игры. Если заставлять читать, ребёнок, как правило, перестаёт интересоваться книгой, не любит чтение. Здесь большую роль играют семейные чтения вслух.

Умственное воспитание в семье сводится к следующему: много читать детям, беседовать с ними о книгах, телефильмах, расширять их представления об окружающем мире, посещать музеи, театры, важны целевые прогулки со взрослыми в парк, на водоём. Очень полезны различные интеллектуальные игры: шашки, шахматы, кроссворды, логические задачи, упражнения на внимание, зрительную и слуховую память… Мощными средствами развития наглядно-образного мышления, воображения служат рисование, лепка и конструирование.

Если у ребёнка сложности с письмом, пусть он займётся мозаикой, переберёт крупу, научите пришивать пуговицы, но не заставляйте дополнительно писать.

Если малыш невнимателен, проанализируйте, может быть, вы его излишне опекаете, контролируете каждый его шаг. Снизьте уровень опеки, возложите на ребёнка несложные, но постоянные обязанности по дому и не забывайте поощрять его за их выполнение.

У шестилетних детей разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Медлительных детей не нужно подгонять, торопить – результат будет прямо противоположный, и, кроме того, можно сформировать у них состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах.

Побольше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте самые различные темы, связанные с его жизнью в школе и дома.

4 Педагогическая

(показатели готовности к успешному овладению языковой и математической грамотностью) – результаты диагностики

        Надо учитывать, что умственная и физическая работоспособность прежде всего связана

- с возрастом ребёнка

- индивидуальными соматическими и психическими особенностями (от 3 до 8 лет)

- ситуативным состоянием

Анкета для родителей первоклассников

1. Фамилия, имя ребёнка

2. Есть ли в вашей семье традиции? Если есть, то какие?

3. Есть ли у вас хобби? Если есть, то какое?

4. Любите ли вы читать?

5. Есть ли у вас домашняя библиотека?

6. Есть ли у вашего ребёнка своя комната?(свой уголок)

7. Много ли у вас свободного времени для общения с ребёнком?

8. Чем вы занимаете ребёнка в свободное время?

9. В какие игры и с кем любит играть ваш ребёнок?

10. Чем не любит заниматься?

11. К кому больше привязан в семье ваш ребёнок?

12. С кем предпочитает общаться ребёнок( с младшими по возрасту, с ровесниками, со старшими, только с родственниками)

13. Как вы наказываете ребёнка? Какая мера более действенна?

14. Какие меры поощрения применяете? Что наиболее действенно?

15. Какие домашние обязанности исполняет ваш ребёнок?

16. Какие черты характера присущи вашему ребёнку? Перечислите 5 наиболее выраженных.

17. Какими способностями, по-вашему, обладает ваш ребёнок?

18. Что вас беспокоит в ребёнке?

19. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителя?

20. Каким образом можно убедить вашего ребёнка соблюдать правила и договорённости?

21. Посещает ли школу искусств? Если да, то какое отделение?

22. Какую помощь классу вы могли бы оказать? (творческие идеи, проведение мероприятий, оформительские услуги, услуги ксерокса, создание презентаций…)

23. Какими бы вы хотели видеть родительские собрания? Какие темы обсудить? Что вы ожидаете от школы?

Спасибо за сотрудничество!