Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста « Путешествие по Демографической республике Конго» (из программы ) Кругосветное путешествие.
В современном мире к ребенку предьявляется высокие требования. Покидая детский сад, ребенок должен быть: любознательным, активным, физически развитым,, эмоционально отзывчивым. Данная программа оказывает существенное влияние на качественные изминения личности ребенка в связи с усвоением информации, способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки:
Ким Л. – учитель логопед
Богданович М.Д. – педагог-психолог ГБОУ «Школа» №1929 ДО№1
Новикова М.Н. – старший воспитатель ГБОУ «Школа» №1929 ДО№1
Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста
« Путешествие по Демографической республике Конго»
Программа «Увлекательная география» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) и младшего школьного возраста (7-9 лет).
В программу включены разделы:
«Мир в котором я живу»: Космос; Атмосфера, Земля, Вода; Горы, Природные зоны.
«Кругосветное путешествие»: Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Арктика, Евразия.
«Моя родина Россия»: Области, Города, Достопримечательности, Культура, Ценности. Мой город. Мой Дом. Моя семья.
Каждый раздел содержит в себе от 2 до 5 занятий, направленных на развитие детей по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: В современном мире к ребенку предъявляются высокие требования. Покидая детский сад, ребенок должен быть: любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым. Данная программа оказывает существенное влияние на качественные изменения личности ребенка в связи с усвоением информации, способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Вашему вниманию предоставляется материал занятия состоящих из двух частей: Африка. Демократическая республика Конго.
Конспект занятий: « Путешествие по Демографической республике Конго»
(включает в себя две встречи)
Цель: Ознакомить детей с географическим особенностями Африки. Расширить и углубить знания об истории, культуре и традициях народов Демографической республики Конго. Способствовать развитию творческих способностей детей. Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.
Задачи:
- Активизировать и обогащать словарь новыми словами на основе углубленных знаний.
- Формировать активную речь детей, умения рассматривать предметы, выделяя их признаки. Составлять совместный с педагогом описательный рассказ, развивать устную речь, развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Развивать моторику, эстетический вкус, коммуникативные навыки.
- Воспитывать любовь к живой природе.
- Развивать воображение в игровых этюдах;
- Инсценировать движения в соответствии с программной музыкой, развивать чувство ритма.
- - формировать осознанные, взаимно доброжелательные отношения со сверстниками, создавая радостную положительную атмосферу.
Материалы: демонстрационный материал, географическая карта, набор сюжетных игрушек животных, контурная карта Африки, дневник путешественника, пазл к карте, веревка, мяч, музыкальный центр, заготовки разных геометрических фигурок из картона разных форм, шаблоны банан (допустимы настоящие бананы), шаблоны масок, шерстяные нити, шаблон кости, фотографии индейцев с раскрашенными лицами, краски, кисти, карандаши, клей ПВА, раскраска африканца, комплект «География с пеленок» (не обязателен), презентация о стране Конго, экран.
Предварительная работа:
В помещение оформляется стенд с информацией о Д.Р.Конго Столица Киншаса, язык французский, валюта конголезский франк, флаг. Или готовится презентации по этим данным, которая отслеживается в течение занятия.
Часть первая.
- Работа с картой
Воспитатель:
- Ребята посмотрите на нашу карту, где наш континент под названием Африка (в процессе разговора воспитатель обращает внимание детей на карту, где показывает место нахождения континента).
- Что мы уже знаем об Африке? (ребята вместе с воспитателем отвечают на этот вопрос.) Обратите внимание на контурные карты, находящиеся перед вами. Давайте пальчиком обведем наш континент. Посмотрите, какой она удивительной формы, вот как замечательно у вас получается.
- Но что это, почему наша карта, как будто состоит из пазл? (выслушиваю ответы). Правильно ребята наши пазлы это страны. А вы хотели бы побывать в странах Африки? Узнать много интересных фактов о них?
Педагог достает пазл который соответствует стране Д.Р.Конго и приклеивает на свой ватман. Включает презентацию о Д.Р. Конго
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Конго. Государство, расположенное на западе Центральной Африки. На юге граничит с Заиром. На юго-западе - с Анголой, на севере - с Камеруном, на западе - с Габоном. На востоке омывается озером Танганьика, отделяющая страну от Танзании.
Педагог говорит о государстве, выделяя границы.
- Ребята найдите эту страну на своей карте и закрасьте ее.
- Столица этой страны является Каншиса, говорят они на французском языке. Денежный знак у них отличается от нашего и называется конголезский франк (сопровождается презентацией).
- Представляете ребята через эту страну протекает самая большая река на весь континент и она называется Конго.
Африканская легенда гласит, что в Конго живут огромные, размером со слона, духи мкуу-мбе-мба. Они похожи на ящеров. Когда духи гневаются на людей - они выпивают всю воду из неба и не дают идти дождю - приходит засуха. Они могут насылать всевозможные болезни, трясти людей в лихорадке. Для того, чтобы духи не гневались - им нужно приносить жертвы – например корзину фруктов.
Сейчас мы с вами очутимся в реке, наша задача:
Игра "Раз! Два! Три! В реку войди"
Участники игры берут в руки мяч, начиная передавать его по кругу, произносят слова: "Раз! Два! Три! в реку войди!". На кого выпал счет «три» выходит вкруг. Так продолжается до последнего игрока. Тот человек кто остался последним с мячом в руках, является духом, и выбивает игроков, которые разбегаются.
Игра «Береги река»
В которую дети могут играть очень долго, не теряя интереса, так как в ней требуется внимание и память. На полу или земле чертятся две параллельных линии на расстоянии одного метра друг от друга. Внутри линий – река, а по краям – берега. Игроки становятся на берегу, и по команде ведущего «Река!» прыгают в реку. Интерес состоит в том, что команды «Река!» и «Берег!» повторяются очень быстро, в произвольном порядке... и если ребенок запутался и прыгнул в реку, вместо того, чтобы выйти на берег, то он выходит из игры.
- Вот мы с вами узнали о самой главной реке в Африке. Как она называется?
А как вы считаете, есть ли растения в этой стране? (ответы ребят, все сопровождается презентацией).
- Растительность ДР Конго богата и разнообразна. Здесь произрастают многочисленные виды пальм, банановые деревья, тик, африканский кедр. Восточный и юго-восточный регионы занимают практически непроходимые джунгли. А в джунглях есть необычные вьющиеся растения Лианы. Они, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывая свои ветви с дерева на дерево, образуют иногда непроходимые чащи. Давайте посмотрим вокруг, если здесь такое не проходимое место? (находят)
- Ой, смотрите ребята, ведь в эти Лианы опутали пальмы, давайте попробуем достать бананы которые, находятся внутри.
Игра «Достань банан».
В помещение расставлены стулья, которые запутанны веревками, на веревках весят бананы. Задача участника проползти, перешагнуть, перепрыгнуть веревки, что бы достать банан. Каждый участник получает по банану.
- Какие мы с вами отважные, не побоялись трудностей и проникли в самую чащу этих ветвистых растений. Теперь мы знаем, какие виды растений находятся в этой стране.
- Но как любой путешественник, в свой дневник наблюдений мы должны отметить и животных, которые нам здесь могут встретиться.
Слон, лев, леопард, шимпанзе, горилла, жираф, гиппопотам, окапи, зебра. Многочисленны рептилии, среди которых особенно выделяются мамба (одна из самых ядовитых змей в мире), крокодил, питон. Из птиц обитают фламинго, пеликан, попугай, цапля.
- Ребята рассматривают карточки «География с пеленок» с изображениями этих животных и сопоставляя с наклейками, заносят в свои дневники.
- Представляете ребята, вот мы пошли на охоту, сможем ли мы узнать животных? (ответы). Вот сейчас и проверим, приготовьте ваши руки:
Игра «Животные»
Если в жаркую страну (сжимание – разжимание кулачков)
Я случайно попаду,
То увижу носорога (разгибать поочерёдно пальцы, начиная с указательных)
Обезьяну и слона,
Крокодила, леопарда,
Зебру и, конечно, льва.
Хорошо живётся им – (большие пальцы направлены вверх)
Не бывает снежных зим. (хлопнуть в ладоши)
- Ну, а теперь я, проверю ваши знания:
Загадки.
Очень много силы в нём, Ростом он почти, что с дом У него огромный нос, Будто тысячу лет рос. Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он ……….(жираф). | Уж очень вид у них чудной, У папы - локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится на всех мамаша… (львица) | Полосатые лошадки, африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы. Разлинованны лошадки, Будто школьные тетрадки …(зебры) |
По реке плывёт бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит… (крокодил) |
Все знания закрепляются вопросами (работа с карточками):
- Что у слона вместо носа? Скажите, пожалуйста, кто из животных травоядный? Кто хищник? Ребята, назовите животных, в названии которых есть звук «р» , «с». Кто из представленных животный самый длинный? Самый высокий? Кто умеет летать? У кого нет ног? И т.д.
- Ох, ребята, так много узнать нам нужно еще про эту страну, но наше время подходит к концу. И нужно возвращаться к нам в группу. Мы обязательно вернемся сюда еще раз. А сейчас присядьте, пожалуйста на коврик и ответьте мне на вопросы: Скажите ребята, интересное у нас сегодня было путешествие? Что нового вы сегодня узнали для себя? Каких животных вспомнили, и почему они не живут у нас только в зоопарке?
Релаксация.
-А теперь располагайтесь на ковре, так что бы вам было удобно, закройте глаза и мы с вами отправимся домой.
Мы очутились в Африке, здесь очень жарко. Представьте, что тёплый песок, у вас под ногами. Вы чувствуете, как медленно согревается ваше тело от лучей палящего солнца. Ваше тело расслабляется, ваши пальчики, руки, ножки…и т.д. становятся легкими как облачко. До свидание Африка, мы летим домой.
Откройте глаза, потянитесь лёжа. Медленно присаживайтесь, потянитесь сидя. Медленно вставайте, потянитесь стоя.
Часть вторая:
- Здравствуйте ребята. Ну что, настроены сегодня продолжить наше путешествие по стране Конго?
Начнем мы нашу встречу с того, что вспомним, что же нам запомнилось на прошлом занятие.
Игра с мячом.
Поочередно детям кидать мяч, задавая различные вопросы по пройденному материалу. (Название страны, название рек, название растений).
- Какие вы молодцы, мы все вспомнили, но, а теперь пора самим отправляться в путешествие. И сегодня мы не только узнаем о стране, но и станем ненадолго ее жителями.
Ребята у каждого жителя этой страны есть маска. Видели когда-нибудь африканскую маску? (все сопровождается презентацией)
- Эти произведения африканских мастеров используются во время охотничьих ритуалов; члены племени, надевая маски и шкуры животного, на которого предстояло охотиться, имитируют его поведение. Перед тем как начать работу, резчик проходил обряд очищения. Топор и нож, которыми он пользовался, считались священными, им нередко приносились жертвы. Свой труд мастер совершал в укромном месте, вдалеке от посторонних глаз. Готовую маску часто раскрашивают, причем в ход идут самые разные материалы — например, известняк или ракушки, сушеные части ящериц и змей. Иногда готовую маску покрывают кожей или шерстью животных. Или украшают кусочками зеркал, клыками хищников, когтями, рогами, перьями, волосами, ягодами, стеклянными бусинами и клочками одежды.
И мы тоже с вами станем настоящими африканцами. Давайте создадим маски.
Творческая работа «Щит - маска».
Участникам раздается основа маски, вырезанная из плотного картона. В основе прорезаны отверстия для глаз. Так же раздаются заготовки геометрических фигурок, веки, нос и рот. Детям дается задание раскрасить отдельно основу маски и подготовленные детали лица. Приклеить детали на основу. Нанести дополнительные узоры на готовую маску. По бокам маски можно закрепить свисающие нитки, имитирующие волосы. А наверху закрепить вырезанную из картона кость.
- Ребята, пока наши маски сохнут, нам нужно подумать, чего нам не хватает. В кого мы с вами превратимся, если наденем эти маски? И да, мы с вами превратимся в настоящее племя африканцев.
Что же такое племя? Племя – это объединение людей, как наша семья только во много раз больше. Каждое такое племя имеет собственную историю, традицию и культуру, обычаи, и они говорят на одном языке. Некоторые из них отказались от удобств цивилизации и продолжают жить в лоне дикой природы. Другие же группы, наоборот, постепенно приобщаются к современному способу существования.
- Давайте ребята рассмотрим картинки разных племен, обратите внимание, что все люди в племени раскрашены рисунки на теле могут указывать на социальный статус, происхождение и даже веру. Тело воина, выкрашенное определенной краской, предположительно становится менее уязвимым для врага. Краска на теле может отпугнуть злого духа. Церемониальный орнамент защищает от негативного влияния и создаёт связь с предками.
И кстати на теле самого главного шамана есть много амулетов и оберегов. В них люди верят, что духи говорят с ними, и оберегают их племя. Шаман - согласно религиозным верованиям, человек, способный в состоянии транса общаться с духами и излечивать болезни. Что-то вроде лекаря.
- Так давайте тоже превратимся в шаманов.
Подвижная игра Шаман.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек (можно одеть аксессуары). Он становится на стул и бьет в бубен, затем меняется местами с другим играющим и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, выходит из игры.
Перед каждым новым ритмом говорятся слова:
Над водой стоит туман,
Звонко в бубен бьет шаман,
То быстрее застучит,
То внезапно замолчит.
Пусть попробует другой настучать мотив такой.
Ты возьмись и повтори, начинаем “Раз, два, три”.
- Никогда не думала ребята, что окажусь шаманом. А вы, могли себе представить такое? (ответы ребят).
Но ведь в племени существуют не только шаманы, другие участники племени тоже играют важную роль, они умеют танцевать. Вы умеете?
- Африканский танец с полным правом можно считать старейшей формой хореографии в мире. Этническим танцам по-прежнему учат детей в племенах, начиная с самого раннего возраста. По сей день охота во многих регионах континента остается главным видом жизнедеятельности и танцевальные движения здесь соответствующие. Танцоры используют птичьи перья, звериные маски, обезьяньи и леопардовые шкуры, изображая захватывающие моменты преследования и атаки со стороны человека, а также поведение животных во время охоты (текс сопровождается презентацией).
Ну, что ж, мои дорогие, пришло время проверить наши маски? Кажется, они высохли, и что бы окончательно почувствовать себя частью племени. Давайте оденем маски и устроим зажигательный Африканский танец.
Африканский танец.
- Отлично, мы справились с самым сложным заданием. И я даже чувствую себя немного уставшей, а вы?
Тогда предлагаю вам немного отдохнуть и что бы закончить наше занятие, во время отдыха раскрасить «Африканца», так как вы его представляете (ребятам включается музыка спокойная и дается время на раскрашивание шаблона).