Мастер - класс для педагогов "Целительный эффект танцевально - двигательной терапии"

Цель: актуализация теоретических и практических знаний по теме возможности и польза использования танцевально – двигательной терапии в профессиональной деятельности  педагога.

Задачи:

1. Изучить основные особенности танцевально – двигательной терапии.

2. Диагностировать эмоциональное состояние педагогов.

3. Информировать педагогов о возможностях  использования танцевально – двигательной терапии в своей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Целительный эффект танцевально - двигательной терапии».

Цель: актуализация теоретических и практических знаний по теме возможности и польза использования танцевально – двигательной терапии в профессиональной деятельности  педагога.

Задачи: 

1. Изучить основные особенности танцевально – двигательной терапии.

2. Диагностировать эмоциональное состояние педагогов.

3. Информировать педагогов о возможностях  использования танцевально – двигательной терапии в своей профессиональной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, чистые листы бумаги формата А-4, маркеры.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Целевая группа – педагоги.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые педагоги! Меня зовут Самохвалова Ольга Николаевна, педагог – психолог МКОУ «СОШ № 10». Тема нашего мастер – класса – «Целительный эффект танцевально - двигательной терапии», целью которого является - актуализация теоретических и практических знаний по теме возможности и польза использования танцевально – двигательной терапии в профессиональной деятельности  педагога.

Ну а для того, чтобы наша работа была успешной, хочу начать занятие  с упражнения «Порядковый счет», что поможет нам установить зрительный контакт с каждым участником  и наладить дружелюбную атмосферу.

Процедура: Первый участник начинает счет, говорит «один» и смотрит на любого участника, тот говорит «два» и смотрит на другого участника и так до тех пор, пока последний участник не закончит счет (3 минуты).

Наша работа будет состоять из двух частей - информационный блок «Что такое танцевально – двигательная терапия» и практический блок «Использование танцевально – двигательной терапии в профессиональной деятельности педагога».

        На сегодняшний день возрос общественный интерес к методам, оказывающим положительное влияние на организм и психику человека посредством искусства, в том числе танца.

В современной психологической науке под танцева́льно-дви́гательной терапи́ей (ТДТ) понимается метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.

Работы В. Райха, А. Лоуэнома, Ф. Александера рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что:

1) телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека;

2) изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.        

Танцевально - двигательная терапия способствует выявлению неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретению новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов; развитию положительного образа тела, социальных умений;  повышению самооценки подростка путём развития более положительного образа тела; приведение членов группы в контакт с их чувствами путём установления связи чувств с движениями.

Сейчас предлагаю Вам перейти от теоретической части непосредственно к практике.  Следующее упражнение заставит нас задуматься о том, какое место в нашей жизни занимают работа, дом и личная жизнь.

Я предлагаю Вам упражнение «Баланс реальный и желательный».

Цель: осознание собственного состояния.

Процедура: Участникам раздаются листы, на которых нарисованы два круга. В первом - предлагается, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге - их желаемое соотношение.

Время: 5 минут.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Довольны ли вы положением дел? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

Глядя на свои рисунки, мы видим, что большую часть энергии и сил отнимает профессиональная деятельность, а что для вас Ваша работа? Что порой мешает получать удовлетворение от нее - Загруженность, усталость, напряжение …

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Время: 2 минуты.

Процедура: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Ведущей деятельностью для каждого из нас является работа, именно от результатов профессиональной деятельности во многом зависит наше эмоциональное состояние, упражнение  «16 ассоциаций» поможет нам выявить проблемы и найти способы избавления  от негативных установок.

Цель: выявление проблем и нахождение способов избавления  от негативных установок.

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

Ключ к тесту:
1 столбец - уровень Реальности. То что на поверхности.
2 столбец - уровень Разума. Что я об этом думаю на самом деле.
3 столбец - уровень Чувств. То, что я чувствую в связи с этим на самом деле.
4 столбец - корень проблемы или самые значимые вопросы.
5 столбец - ключ Бессознательного

Время: 10 минут

 Зачастую мы преувеличиваем трудности, с которыми сталкиваемся, не замечаем то малое, что приносит нам радость и удовлетворение. Упражнение «Увеличительное стекло» поможет нам научиться преуменьшать значение некоторых неприятных моментов в жизни и увеличивать количество и значимость положительных моментов.

Цель: Разогрев участников; интенсификация обратной связи; стимуляция общения в парах.

Время: 5 минут

Процедура: Участники группы разбиваются на пары. Задача одного из партнеров – двигаться спонтанно и свободно, задача другого – отражать его движения в несколько преувеличенном, гипертрофированном виде, то есть так, как если бы между ними находилось увеличительное стекло. Затем  партнеры меняются ролями. По окончании упражнения проводится обсуждение полученного опыта в парах.

Я думаю, что после этих упражнений вы со мной не сможете не согласиться, что танцевально – двигательная терапия действительно обладает целительным эффектом. Движения тела, приятная музыка, работа в группе способствует избавлению от эмоциональных зажимов, повышает мышечный тонус, поднимает настроение, а также способствует формированию положительного образа «Я».

Давайте в завершении нашей работы подарим друг другу положительные эмоции и заряд энергии.

Упражнение «Поделись движением»