Программа тренинговых занятий для подростков "Развитие коммуникативных способностей"
Излагаемая частьцикла тренинговых занятий рзрабатывалась для учащихся пятых классов вновь сформированных профильных классов, с целью создания условиц наиболее успешного прохождения адаптационного периода и формирования классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_razvitiya_kommunikatyvnyh_sposobnostey_dlya_5h_klassov.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинга.
Название: Развитие коммуникативных навыков
Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия подростков
Задачи: способствовать повышению эффективности взаимодействия подростков в группе, формированию сплоченности классного коллектива.
Время занятия: один раз в неделю, ~ 45 минут.
Участники: учащиеся 5-го класса
№ Занятия | Тема | Время | Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения (психотехники) |
1 | Правила класса | ~ 45 минут | формирование внутригрупповых норм коллектива (класса) | «Хорошие и плохие поступки» «В нашем классе…» |
2 | Учимся общаться | ~ 45 минут | развитие навыков эффективного взаимодействия | «Комплименты» «Построимся» |
3 | Портрет класса | ~ 45 минут | развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия | «Рисунок класса» |
Занятие 1
Название: Развитие коммуникативных навыков
Тема занятия: Правила класса
Цель: выработка норм и правил коллектива, актуализация ценностной составляющей группы в целом и каждого участника в частности.
Задачи: формирование внутригрупповых норм коллектива (класса)
Время занятия: ~ 45 минут
Участники: учащиеся 5-го класса
Этап занятия | Время на каждый этап | Задачи, решаемые на каждом этапе | Методы (упражнения, психотехники) | Вопросы для обсуждения | Комментарии |
Организационный момент. | 5 | Активизация внимания и мотивации подростков | Дети и психолог приветствуют друг друга пожатием руки по кругу. | Приветствие, ознакомление с планом занятия | |
Актуализация. | 15 | Определение внутригрупповых ценностей | «Хорошие и плохие поступки» | Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими? | Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением. |
Выполнение задания | 15 | Выявление действующих правил класса | «В нашем классе…» | Все ли правила ясны? Какие из них полезны, а какие обременительны? Какие правила принимает класс? | |
Рефлексия | 10 | Каждый участник по кругу делится своими переживаниями по формуле Понял-Узнал-Почувствовал. | В чем для Вас заключались основные сложности в выполнении этого упражнения? Как Вы думаете, у вас все получилось? |
«Хорошие и плохие поступки» (обмен опытом)
Участников делят на две команды, случайным образом. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Каждая команда представляет свою тему. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением.
«В нашем классе..» (обмен опытом)
Проясним явные и неявные правила, действующие в классе. Работать будем в группах по 4-6 человек. Каждая группа напишет несколько вариантов окончания для каждого из следующих предложений:
В нашем классе нежелательно…
В нашем классе опасно…
В нашем классе можно…
Из коллектива класса будет исключён тот, кто…
Все ли правила ясны? Какие из них полезны, а какие обременительны? Какие правила принимает класс?
Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список, который можно будет разместить в классном уголке.
Занятие 2
Тема занятия: Учимся общаться.
Цель: повышение самооценки и уверенности в себе, развитие навыков невербального общения
Задачи: развитие навыков эффективного взаимодействия
Время занятия: ~ 45 минут
Участники: учащиеся 5-го класса
Этап занятия | Время на каждый этап | Задачи, решаемые на каждом этапе | Методы (упражнения, психотехники) | Вопросы для обсуждения | Комментарии |
Организационный момент. | 5 | Активизация внимания и мотивации подростков | Дети и психолог приветствуют друг друга пожатием руки по кругу. | Приветствие, ознакомление с планом занятия | |
Актуализация. | 15 | повышение самооценки и уверенности в себе | «Комплименты» | Что было приятнее получать или дарить комплименты? В чем для Вас заключалась основная сложность в выполнении этого упражнения? Как Вы думаете, у вас все получилось? | Играя в эту игру можно передавать друг другу какой-нибудь предмет, например сердечко, сшитое из ткани или мячик, или браться за руки |
Выполнение задания | 15 | развитие навыков невербального общения | «Построимся» | В чем для Вас заключалась основная сложность в выполнении этого упражнения? Как Вы думаете, у вас все получилось? | |
Рефлексия | 10 | Каждый участник по кругу делится своими переживаниями по формуле Понял-Узнал-Почувствовал. | Какое упражнение было для вас сложнее и почему? Что было проще? | Важно обратить внимание на то, чтобы каждый участник тренинга участвовал в обсуждении выполненного упражнения. |
«Комплименты»
1.Все играющие встают в круг. Один из играющих поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь приятное/хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент.
2. Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее.
«Построимся»
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.
Занятие 3
Тема занятия: Портрет класса
Цель: Развитее навыков группового взаимодействия
Задачи: развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия
Время занятия: ~ 45 минут
Участники: учащиеся 5-го класса
Этап занятия | Время на каждый этап | Задачи, решаемые на каждом этапе | Методы (упражнения, психотехники) | Вопросы для обсуждения | Комментарии |
Организационный момент. | 5 | Активизация внимания и мотивации подростков | Дети и психолог приветствуют друг друга пожатием руки по кругу. | Приветствие, ознакомление с планом занятия | |
Актуализация. | 3 | Разделение участников тренинга на подгруппы | «Какрточки» | ||
Выполнение задания | 15+7 | развитие навыков работы в группе | «Рисунок класса» | В чем для Вас заключалась основная сложность в выполнении этого упражнения? | Примерно 15 минут выполняется задание и 7 минут на представление работ, затем обсуждение и рефлексия. |
Рефлексия | 10 | Участники делится своими переживаниями по формуле Понял-Узнал-Почувствовал. | Все согласны с такой интерпретацией ваших положительных и отрицательных качеств? Рисунок какой группы наиболее точно отражает особенности класса? | Важно обратить внимание на то, чтобы каждый участник тренинга участвовал в обсуждении выполненного упражнения. |
«Рисуем вместе»
Учащиеся объединяются в четыре группы. Преподаватель дает задание детям нарисовать свой класс с его достоинствами и недостатками. Две группы рисуют с достоинствами, две с недостатками. Затем дети презентуют свои работы. Основное условие рисовать должны все участники группы.