Программа тренинговых занятий для подростков "Развитие коммуникативных способностей"

Излагаемая частьцикла тренинговых занятий рзрабатывалась для учащихся пятых классов вновь сформированных профильных классов, с целью создания условиц наиболее успешного прохождения адаптационного периода и формирования классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа тренинга.

Название: Развитие коммуникативных навыков

Цель: повышение эффективности межличностного взаимодействия подростков

Задачи: способствовать повышению эффективности взаимодействия  подростков в группе, формированию сплоченности классного коллектива.

Время занятия: один раз в неделю, ~ 45 минут.

Участники: учащиеся 5-го класса

Занятия

Тема

Время

Задачи, решаемые на каждом занятии

Упражнения (психотехники)

1

Правила класса

~ 45 минут

формирование внутригрупповых норм коллектива (класса)

«Хорошие и плохие поступки»

«В нашем классе…»

2

Учимся общаться

~ 45 минут

развитие навыков эффективного взаимодействия

«Комплименты»

«Построимся»

3

Портрет класса

~ 45 минут

развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия

«Рисунок класса»

Занятие 1

Название: Развитие коммуникативных навыков

Тема занятия: Правила класса

Цель: выработка норм и правил коллектива, актуализация ценностной составляющей группы в целом и каждого участника в частности.

Задачи: формирование внутригрупповых норм коллектива (класса)

Время занятия: ~ 45 минут

Участники: учащиеся 5-го класса

Этап занятия

Время на каждый этап

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

Организационный момент.

5

Активизация внимания и мотивации подростков

Дети и психолог приветствуют друг друга  пожатием руки по кругу.

Приветствие, ознакомление с планом занятия

Актуализация.

15

Определение внутригрупповых ценностей

«Хорошие и плохие поступки»

Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими?

Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением.

Выполнение задания

15

Выявление действующих правил класса

«В нашем классе…»

Все ли правила ясны? Какие из них полезны, а какие обременительны? Какие правила принимает класс?

Рефлексия

10

Каждый участник по кругу делится своими переживаниями по формуле Понял-Узнал-Почувствовал.

В чем для Вас заключались основные сложности в выполнении этого упражнения? Как Вы думаете, у вас все получилось?

«Хорошие и плохие поступки» (обмен опытом)

Участников делят на две команды, случайным образом. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.

Каждая команда представляет свою тему. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением.

 

 «В нашем классе..» (обмен опытом)

Проясним явные и неявные правила, действующие в классе. Работать будем в группах по 4-6 человек. Каждая группа напишет несколько вариантов окончания для каждого из следующих предложений:

В нашем классе нежелательно…
В нашем классе опасно…
В нашем классе можно…
Из коллектива класса будет исключён тот, кто…

Все ли правила ясны? Какие из них полезны, а какие обременительны? Какие правила принимает класс?

Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список, который можно будет разместить в классном уголке.

Занятие 2

Тема занятия: Учимся общаться.

Цель: повышение самооценки и уверенности в себе, развитие навыков невербального общения

Задачи: развитие навыков эффективного взаимодействия

Время занятия: ~ 45 минут

Участники: учащиеся 5-го класса

Этап занятия

Время на каждый этап

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

Организационный момент.

5

Активизация внимания и мотивации подростков

Дети и психолог приветствуют друг друга  пожатием руки по кругу.

Приветствие, ознакомление с планом занятия

Актуализация.

15

повышение самооценки и уверенности в себе

«Комплименты»

Что было приятнее получать или дарить комплименты? В чем для Вас заключалась основная сложность в выполнении этого упражнения? Как Вы думаете, у вас все получилось?

Играя в эту игру  можно передавать друг другу какой-нибудь предмет, например сердечко, сшитое из ткани или мячик, или  браться за руки

Выполнение задания

15

развитие навыков невербального общения

«Построимся»

В чем для Вас заключалась основная сложность в выполнении этого упражнения? Как Вы думаете, у вас все получилось?

Рефлексия

10

Каждый участник по кругу делится своими переживаниями по формуле Понял-Узнал-Почувствовал.

Какое упражнение было для вас сложнее и почему? Что было проще?

Важно обратить внимание на то, чтобы  каждый участник тренинга участвовал в обсуждении выполненного упражнения.

«Комплименты»

1.Все играющие встают в круг. Один из играющих поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь приятное/хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь  повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент.

2. Каждый участник сам говорит о себе  что-нибудь хорошее.

«Построимся»

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Занятие 3

Тема занятия: Портрет класса

Цель: Развитее навыков группового взаимодействия

Задачи: развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия

Время занятия: ~ 45 минут

Участники: учащиеся 5-го класса

Этап занятия

Время на каждый этап

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

Организационный момент.

5

Активизация внимания и мотивации подростков

Дети и психолог приветствуют друг друга  пожатием руки по кругу.

Приветствие, ознакомление с планом занятия

Актуализация.

3

Разделение участников тренинга на подгруппы

«Какрточки»

Выполнение задания

15+7

развитие навыков работы в группе

«Рисунок класса»

В чем для Вас заключалась основная сложность в выполнении этого упражнения?

Примерно 15 минут выполняется задание и 7 минут на представление работ, затем обсуждение и рефлексия.

Рефлексия

10

Участники делится своими переживаниями по формуле Понял-Узнал-Почувствовал.

Все согласны с такой интерпретацией ваших положительных и отрицательных качеств? Рисунок какой группы наиболее точно отражает особенности класса?

Важно обратить внимание на то, чтобы  каждый участник тренинга участвовал в обсуждении выполненного упражнения.

«Рисуем вместе»

Учащиеся объединяются в четыре группы. Преподаватель дает задание детям нарисовать свой класс с его достоинствами и недостатками. Две группы рисуют с достоинствами, две с недостатками. Затем дети презентуют свои работы. Основное условие рисовать должны все участники группы.